ForUm
10 ноября 2005, 14:41
По аэродрому, по аэродрому…
"АК "Днеправиа" обратилось к В. Ющенко с просьбой поручить Фонду госимущества Украины "возобновить и в кратчайшие сроки завершить" приватизацию авиакомпании
В настоящий момент участие компании в конкурентной борьбе "на равных", видимо, затруднено, поскольку письмо содержит жалобу на немецкую "Люфтганзу", вознамерившуюся учредить регулярные рейсы из Днепропетровска во Франкфурт и обратившуюся Госавиаслужбу и Днепропетровскую облгосадминистрацию за соответствующими разрешениями. По мнению представителей "Днеправиа", эта инициатива "Люфтганзы" "игнорирует принципы согласования условий совместной эксплуатации воздушной линии с другим назначенным перевозчиком" и если это произойдет, то "предприятие потеряет 18 млн. грн. доходов в год и будет вынуждено отказаться от обслуживания авиаперевозчиков в аэропорту Днепропетровск".
Последнее предложение вполне позволяет считать пресловутую "просьбу" ультиматумом - либо немцам не дают лицензии, либо аэропорт закрывается. И это не пустая угроза - днепропетровцы уже демонстрировали свой норов, когда попросту запретили пользоваться "своей" площадкой столичным авиаперевозчикам, уже продавшим билеты на летние рейсы в Анталию. Тогда, 23 мая, первый заместитель председателя Госавиаслужбы Александр Давыдов даже направлял председателю правления ОАО "Днеправиа" Анатолию Кукуте телеграмму, в которой предупреждал его о "персональной ответственности за противоправные действия". Но никакой внятной реакции на нее не последовало, а вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятия "Днеправиа" прав у Госавиаслужбы не было - аэропортом распоряжается не она, а Фонд госимущества. Обращения к Фонду также оказались безрезультатны. Зато, разъясняя проблему журналистам, Давыдов обмолвился, что она сводится к тому, что все имущество "Днеправиа" давно находится в залоге у ПриватБанка и потому ФГИ не пользуется в днепропетровском аэропорту достаточным влиянием. Имея же "Приват" в качестве "крыши", ОАО "Днеправиа" могло игнорировать приказы не только Госавиаслужбы и Фонда госимущества, но даже правительства, с которым, впрочем, у "Привата" тогда особых проблем не было.
Более того, именно в это время - 27 мая, на заседании совета кредиторов ОАО (основной кредитор - КБ "Приватбанк"), было принято решение об обращении в суд с требованием начала процедуры санации (само дело о банкротстве "Днеправиа" было возбуждено еще 4 ноября прошлого года постановлением Хозяйственного суда Днепропетровской области), а уже 10 июня 2005 года в Фонде госимущества состоялось заседание представителей ФГИУ, Антимонопольного комитета и Минтранса, на котором рассматривался вопрос хозяйственной деятельности ОАО "АК "Днеправиа" и возможная подготовка компании к приватизации.
Административная помощь понадобилась "Привату" не случайно. Дело в том, что взыскание долгов обычным способом в данном случае было затруднено. При преобразовании госкомпании "Днеправиа" в открытое акционерное общество в его уставный фонд был включен целостный имущественный комплекс аэропорта - несмотря на то, что, в соответствии с 5 статьей Закона "О приватизации государственного имущества", этот комплекс вообще не мог подлежать приватизации, а разгосударствление, собственно, "Днеправиа" было "приостановлено на неопределенный срок" специальным приказом ФГИ еще в 1996 году. Сегодня задолженность составляет около сорока миллионов гривень - авиакомпания одалживала у Приватбанка деньги на реконструкцию здания аэровокзала, а также арендовала Boeing-737 у одной из "приватовских" структур. Но, поскольку в качестве кредитного залога использовалось неотчуждаемое имущество, взыскание этой суммы изначально были проблематичными (почему Приватбанк решился на этот риск - вопрос отдельный) и без содействия правительства обойтись было мудрено.
Впрочем, понятно, что возвращение долга не было самоцелью. Намерение "Привата" прибрать к рукам днепропетровский аэропорт не является особым секретом. Еще в январе тамошний профсоюз угрожал забастовкой как раз в знак протеста против продажи предприятия за долги. Как сообщала в своем репортаже Deutsche Welle, в банкротстве компании, профсоюзы обвиняли исключительно руководство "Днеправиа". Авиаторы заявили, что самолеты сдавались в аренду по демпинговым ценам, что неграмотная эксплуатация машин привела к выходу большинства их из строя, (годными для полетов тогда оставались только пять из нескольких десятков), а кредиты на реконструкцию аэровокзала были израсходованы не по назначению. "В результате все долги предприятия оказались в руках одной финансовой группы, которая теперь может за бесценок приватизировать авиакомпанию" - заключала немецкая телерадиокомпания.
Справедливости ради, следует заметить, что "Днеправиа" - далеко не первое днепропетровское предприятие, неразумно распорядившееся кредитами Приватбанка. Достаточно вспомнить историю с Днепропетровским металлургическим заводом им. Петровского, управление которым приватовской "креатурой" закончилось трехкратным превышением суммы долгов над стоимостью основных фондов и последующей санацией, осуществляемой комитетом кредиторов, составленным исключительно из структур, подконтрольных "Привату". В итоге, предприятие досталось группе буквально за копейки.
Правда, руководство "Днеправиа" в своем обращении к Президенту предлагает продать компанию на открытом конкурсе, якобы во избежание занижения цены. Однако, стоит помнить, что днепропетровский аэропорт - не "Криворожсталь" и интерес к нему могут проявить очень немногие. Интересно также, что иск о банкротстве был подан в Днепропетровский областной хозсуд, который "прославился" нынешним летом решением о списании долгов ЕЭСУ. И не исключено, что если бы не сентябрьская отставка правительства, никаких писем Президенту и не понадобилось бы - ведь уже 25 августа глава ФГИУ Валентина Семенюк распорядилась готовить письмо Кабмину о возобновления приватизации "Днеправиа". А если учесть, что приобретение этого предприятия означает, в первую очередь, необходимость расплачиваться по долгам с тем же Приватбанком, то к упоминанию о конкурсе едва ли стоит относиться всерьез. Тогда как к просьбе о "возобновлении и завершении" - вполне....
Авторские права на данный материал принадлежат «ForUm». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции