Ежедневный журнал
10 ноября 2005, 15:42
Средь бела дня
Лучший в стране аэровокзальный комплекс "Домодедово" вернется под государственный контроль
С "позициями" все более или менее ясно - если ты не жалеешь средств на помощь высокопоставленным друзьям из спецслужб, если ты добропорядочный бизнесмен и не задерживаешь платежи в партийную кассу "Единой России", если, к тому же, готов немедленно отозваться на любой призыв родины: где какую избирательную кампанию поддержать, где помочь организовать важное мероприятие - то в принципе до поры до времени можешь спать спокойно. Отсутствие политических амбиций - также непременный залог здорового крепкого сна.
Однако соблюдение этих нехитрых правил обязательно только для тех, чей бизнес действительно успешен. Если дела идут ни шатко, ни валко, то и в Кремль можно не ходить - ты там никому не интересен. Кому охота вкладываться в развитие, налаживать бизнес, когда можно подождать, пока это сделают другие, а потом просто отнять имущество? Как? Очень просто - с помощью различных государственных институтов. Суды, налоговые органы, самые разнообразные силовые структуры - послушные инструменты в руках правящего класса, чья стратегия глобального перераспределения собственности уже четко вырисовывается.
Последний пример - история с компанией "Ист Лайн", до сего дня владеющей и управляющей аэропортом "Домодедово". По данным "Коммерсанта", за неполных пять лет аэровокзальный комплекс из убыточного превратился в прибыльный, доход от различного рода услуг только в минувшем году составил почти 2 млрд рублей. Да и не надо вникать ни в какие цифры - любой, кто в последнее время бывал в Домодедово, мог оценить, какие чудесные перемены там произошли. В нынешней ситуации было бы странно, если бы такой лакомый кусок выпал из поля зрения обитателей Кремля. Ну так он и не выпал: 8 ноября Арбитражный суд Москвы признал недействительным (говоря юридическим языком, "ничтожным") приватизационный договор от 1996 года, согласно которому "Ист Лайн" получал фактический контроль над аэропортом "Домодедово". Инвестиции в инфраструктуру за минувшие годы составили почти полмиллиарда долларов.
Претензии к "Ист Лайну" предъявляет Росимущество. Следовательно, если все судебные процедуры в конце концов закончатся в пользу истцов (в чем вряд ли стоит сомневаться), лучший в стране аэровокзальный комплекс вернется под государственный контроль.
Вообще накапливание государством бизнес-активов - тенденция последнего времени. Достаточно взглянуть на бешеную активность того же Газпрома, который скупает все, что плохо и хорошо лежит. В связи с этим уместно говорить об ухудшении инвестиционного климата, о том, что государственные компании существенно менее эффективны, чем частные (мы здесь капитализм строим или что?), о том, что такая тенденция никак не способствует уменьшению коррупционной составляющей в российской экономике. Но где же здесь корыстный интерес конкретных чиновников, спросят меня? Собственность-то отходит государству.
В том-то и дело, что новая масштабная национализация - только первый этап нехитрой комбинации. Второго (назовем его вторичной приватизацией), когда накопленную собственность начнут раздавать в частные руки, ждать осталось совсем недолго. Только это будут уже совсем другие руки.
Впрочем, такой способ отъема собственности возможен только тогда, когда имела место приватизация. А как быть с успешными компаниями, которые строились с нуля? Оставлять врагу? Да никогда в жизни. Тут в дело идут механизмы налоговых проверок, предприятие доводится до банкротства и в итоге обретает нового владельца. Правильного владельца.
Во многих случаях экспроприация осуществляется даже без соблюдения необходимых юридических формальностей. Спешка и небрежность, с которой проводится вышеописанная кампания, могут свидетельствовать о том, что нынешние хозяева жизни твердо уверены: институты государственной власти вечно будут находиться в их полнейшем распоряжении, и, следовательно, бояться им нечего. Но возможна и другая трактовка: обитатели Кремля уже поняли, что их власти приходит конец, и торопятся кардинально улучшить свое материальное положения до наступления тяжелых времен, когда их кресла займут совсем другие люди....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ежедневный журнал». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Январь 22, 2025
Группа "Аэрофлот" подвела итоги перевозок через Сочи за 2024 год
Январь 21, 2025
Адаптация и устойчивость: как улучшить процессы наземного обслуживания рейсов
Январь 24, 2025
"Груз не имеет к нам отношения": в "Почте России" прокомментировали "летающие" посылки в Храброво
Январь 24, 2025
Назван возможный срок начала серийного производства самолета МС-21