О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Нанотехнологии авиации и космосу

В Торгово-промышленной палате Российской Федерации 16 ноября состоялся "Круглый стол" на тему: "Нанотехнологии - радиоэлектронному и авиационно-космическому комплексу"

В Торгово-промышленной палате Российской Федерации 16 ноября 2005 г. состоялся "Круглый стол" на тему: "Нанотехнологии - радиоэлектронному и авиационно-космическому комплексу".

Организаторами "Круглого стола" стали комитеты ТПП РФ по промышленному развитию и высоким технологиям, а также по развитию авиационно-космического комплекса, концерн "Наноиндустрия", ФГУП НПП "Волна", Международный фонд конверсии и Международный союз авиапромышленности.

Задача "Круглого стола" - совершенствование взаимодействия одного из приоритетных направлений научно-технического прогресса - наноиндустрии и базовых отраслей российской промышленности - радиоэлектронной и авиационно-космической.

Во вступительном слове председатель комитета ТПП по развитию авиационно-космического комплекса Александр Плешаков отметил, что на ближайшую перспективу центр тяжести в развитии этого сектора науки и техники должен переместиться на подготовку кадров для нее и поддержку со стороны государства. Ведь практически все выступавшие отмечали, что в настоящее время отечественные теоретические разработки по нанотехнологиям (НТ) соответствуют мировым. А вот в отношении инвестиций мы далеко позади США (3,3 млрд. долл. в 2004 г.), где существует национальная программа по НТ, от ЕС (2 млрд.) и даже Китая. Если с США, учитывая наш и их ВВП, сравнения не всегда корректны, то положение с китайскими инвестициями в эти технологии заставляют глубоко задуматься. Если по оценкам экспертов, в России инвестиции составляют десятки миллионов долларов, то в КНР, стремительно выходящей на третье место в мире по развитию экономики - достигают уже сотен млн. долларов. НТ в этой стране занимаются около 800 фирм и сосредоточены они, в основном, в военной сфере. В России же практические работы с выходом готового рыночного продукта ведут только 2 организации - ФГУ НПП "Волна" и концерн "Наноиндустрия". Начал издаваться технический журнал "Нанотехника" и уже вышли его 4 номера.

Тема доклада замдиректора ЦАГИ Владимира Каргопольцева была "Перспективы развития НТ в авиационно-космической отрасли и предложения по организации их взаимодействия". В ЦАГИ была создана группа специалистов, которая оценила возможности реализации НТ и выбрала из несколько направлений.
  • Прочность летательных аппаратов. Сейчас ставится задача довести возможность их совершать до 70-90 тысяч полетов, что требует повышения прочностных характеристик, которые обеспечивают новые наноматериалы.
  • Живучесть и снижение веса, которое обеспечивают в настоящее время композиты. К ним должны присоединиться наноматериалы.
  • Аэроупругость.
  • Снижение трения, которое можно достигнуть, переходя на НТ
  • Решение задачи борьбы с обледенением и прилипанием к внешней стороне конструкции ЛА различной "биологической живности" с помощью отслаивающихся чешуек.
  • Снижение заметности ЛА.
В предложениях В. Каргопольцева прозвучала необходимость создания государственной целевой программы по НТ и центра по НТ в авиационно-космической отрасли, в работе которого ЦАГИ готов принять активное участие, так как имеет уже соответствующую группу. Институт готов заниматься и подготовкой на ее базе специалистов.

Анатолий Савин, генеральный конструктор концерна "Алмаз", резонно заметил, что нанотехнологии - это продолжение микроэлектроники. Но, к сожалению, в России сейчас практическими работами по НТ заняты только 2 организации. Это "Алмаз-47" и концерн "Волна". А ведь НТ пригодятся при создании авиадвигателя V поколения, в том числе это покрытия на основе жидкой керамики.

На "Круглом столе" было решено создать негосударственную, некоммерческую ассоциацию нанобизнеса, организационное собрание которой прошло в этот же день.

Также участникам "Круглого стола" было представлено краткое изложение заключений и рекомендаций комиссии по развитию авиакосмической промышленности Конгресса США....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка