АвиаПорт.Ru
21 ноября 2005, 10:26
Нанотехнологии авиации и космосу
В Торгово-промышленной палате Российской Федерации 16 ноября состоялся "Круглый стол" на тему: "Нанотехнологии - радиоэлектронному и авиационно-космическому комплексу"
Организаторами "Круглого стола" стали комитеты ТПП РФ по промышленному развитию и высоким технологиям, а также по развитию авиационно-космического комплекса, концерн "Наноиндустрия", ФГУП НПП "Волна", Международный фонд конверсии и Международный союз авиапромышленности.
Задача "Круглого стола" - совершенствование взаимодействия одного из приоритетных направлений научно-технического прогресса - наноиндустрии и базовых отраслей российской промышленности - радиоэлектронной и авиационно-космической.
Во вступительном слове председатель комитета ТПП по развитию авиационно-космического комплекса Александр Плешаков отметил, что на ближайшую перспективу центр тяжести в развитии этого сектора науки и техники должен переместиться на подготовку кадров для нее и поддержку со стороны государства. Ведь практически все выступавшие отмечали, что в настоящее время отечественные теоретические разработки по нанотехнологиям (НТ) соответствуют мировым. А вот в отношении инвестиций мы далеко позади США (3,3 млрд. долл. в 2004 г.), где существует национальная программа по НТ, от ЕС (2 млрд.) и даже Китая. Если с США, учитывая наш и их ВВП, сравнения не всегда корректны, то положение с китайскими инвестициями в эти технологии заставляют глубоко задуматься. Если по оценкам экспертов, в России инвестиции составляют десятки миллионов долларов, то в КНР, стремительно выходящей на третье место в мире по развитию экономики - достигают уже сотен млн. долларов. НТ в этой стране занимаются около 800 фирм и сосредоточены они, в основном, в военной сфере. В России же практические работы с выходом готового рыночного продукта ведут только 2 организации - ФГУ НПП "Волна" и концерн "Наноиндустрия". Начал издаваться технический журнал "Нанотехника" и уже вышли его 4 номера.
Тема доклада замдиректора ЦАГИ Владимира Каргопольцева была "Перспективы развития НТ в авиационно-космической отрасли и предложения по организации их взаимодействия". В ЦАГИ была создана группа специалистов, которая оценила возможности реализации НТ и выбрала из несколько направлений.
- Прочность летательных аппаратов. Сейчас ставится задача довести возможность их совершать до 70-90 тысяч полетов, что требует повышения прочностных характеристик, которые обеспечивают новые наноматериалы.
- Живучесть и снижение веса, которое обеспечивают в настоящее время композиты. К ним должны присоединиться наноматериалы.
- Аэроупругость.
- Снижение трения, которое можно достигнуть, переходя на НТ
- Решение задачи борьбы с обледенением и прилипанием к внешней стороне конструкции ЛА различной "биологической живности" с помощью отслаивающихся чешуек.
- Снижение заметности ЛА.
Анатолий Савин, генеральный конструктор концерна "Алмаз", резонно заметил, что нанотехнологии - это продолжение микроэлектроники. Но, к сожалению, в России сейчас практическими работами по НТ заняты только 2 организации. Это "Алмаз-47" и концерн "Волна". А ведь НТ пригодятся при создании авиадвигателя V поколения, в том числе это покрытия на основе жидкой керамики.
На "Круглом столе" было решено создать негосударственную, некоммерческую ассоциацию нанобизнеса, организационное собрание которой прошло в этот же день.
Также участникам "Круглого стола" было представлено краткое изложение заключений и рекомендаций комиссии по развитию авиакосмической промышленности Конгресса США....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 12, 2024
Группа "Аэрофлот" объявляет операционные результаты за октябрь 2024 года
Ноябрь 12, 2024
Разработать документы для капремонта липецкого аэропорта выбрали опытного господрядчика
Ноябрь 12, 2024
Пятое поколение: что демонстрирует Россия на выставке Airshow China 2024
Ноябрь 12, 2024
Кыргызстанская авиация ждет финальный аудит для выхода из черного списка ЕС