Рабочая газета
21 ноября 2005, 13:33
Воздушные баталии над "Днепропетровском"
"Днеправиа" втянута в корпоративный конфликт международного масштаба, последствия которого могут усугубить и без того бедственное положение днепропетровских авиаперевозчиков
Дело в том, что по направлению Днепропетровск - Франкфурт уже есть четыре рейса в неделю, предоставляемых днепропетровскими авиаторами. Причем открыто и разработано это направление украинской компанией еще в 1998 году и связано со значительными затратами "Днеправиа": на развитие инфраструктуры аэропорта "Днепропетровск", аренду самолета Boeing 737-400, а также на переподготовку летного и технического состава компании. И прибыль от этого международного рейса, пока еще единственного для "Днеправиа" (в основном регионального авиаперевозчика), составляет львиную долю доходов авиакомпании - приблизительно 1/3 всех доходов. Тем не менее, игнорируя принципы согласования условий совместной эксплуатации воздушной линии с "Днеправиа", немецкая авиакомпания, заручившись поддержкой чиновников Госавиаслужбы и в облгосадминистрации, получила разрешение на свои рейсы в данном направлении и, одновременно, отказала украинской авиакомпании в пролонгации специального прорейтового договора, а также отказалась от предложений по урегулированию тарифной политики согласно международным договорам.
Такой поворот событий является следствием всем известной агрессивной рыночной стратегии Lufthansa, вытесняющей мелкие региональные компании и имеющей явные признаки недобросовестной конкуренции. По мнению генерального директора авиакомпании "Днеправиа" Анатолия Кукута, действия некоторых чиновников, лоббирующих интересы немецкой компании, также являются основой данного скандала.
Примечательно, что агрессия Lufthansa направлена в сторону Восточной Европы и особенно стран СНГ, так как в Западной Европе ей противостоят столь же мощные перевозчики, имеющие поддержку правительств стран-членов ЕС. Любое пренебрежение гласными и негласными законами авиационного рынка приведет к немедленному согласованному ответу других авиакомпаний. А относительно слабые авиакомпании - осколки некогда могучего "Аэрофлота", а также коррумпированность украинских чиновников, создают благоприятные условия для реализации своей рыночной стратегии. В данном случае жертвой немецкой агрессии рискует стать ОАО "АК "Днеправиа".
Сегодня компания находится в не слишком благоприятном финансовом состоянии, заведено дело о ее банкротстве и начата процедура санации. Тем не менее, "Днеправиа" удалось достичь определенной стабильности, наблюдается определенная динамика развития. Укрепив свои позиции в качестве регионального перевозчика, "Днеправиа" вышла на международный уровень, стабилизировала текущую финансовую деятельность. Кроме открытого в 1998 году и ставшего прибыльным Франкфуртского направления, в планах компании было увеличение своих пассажироперевозок, в частности за счет открытия рейса Днепропетровск - Тель-Авив. Но долги компании, возникшие в 1996-1999 годах, невозможность привлечения инвестиций вследствие запрета приватизации предприятия на неопределенный срок, а теперь еще и грядущие убытки от конкуренции с Lufthansa ставят под сомнение благополучную реализацию планов национального авиапредприятия. "Если такое перераспределение произой
дет, предприятие потеряет 18 млн грн доходов в год и будет вынуждено отказаться от обслуживания авиаперевозчиков в аэропорту Днепропетровска", - сообщает "Днеправиа". В результате, сотни работников компании лишатся работы, а бюджет значительной части отчислений.
Вмешательство украинского правительства, по мнению днепропетровских авиаперевозчиков, в данной ситуации необходимо. С одной стороны, нужно урегулировать с немецкой стороной равное распределение часовых интервалов обслуживания украинских самолетов согласно требованиям сторон и соответствующим договоренностям, а с другой - проверить факты причастности к коррупции чиновников и разрешить продажу акций "Днеправиа" в ходе открытого конкурса, приостановленного ФГИ в 1996 году. Не получившая от госбюджета ни копейки поддержки и не имеющая возможности привлечь средства частных инвесторов, компания привлекла банковские кредиты, возвращать которые вынуждена исключительно за счет текущей хоздеятельности.
Как считают эксперты, Фонд государственного имущества должен в короткие сроки закончить приватизацию "Днеправиа". Таким образом, государство избавится от долгов компании, получив вместо них деньги потенциальных акционеров. И делать это надо в кратчайшие сроки, так как днепропетровские авиаперевозчики могут стать жертвой жесткой конкурентной борьбы с западными гигантами. В таком случае "Днеправиа" будет, как минимум, вытеснена с рынка международных перевозок и впоследствии продана за бесценок. "Продажа государственного пакета акций ОАО "АК "Днеправиа" на открытом конкурсе - это единственный путь, который выведет предприятие из кризиса, восстановит его платежеспособность, позволит обновить парк, расширит географию полетов, позволит использовать современные технологии обслуживания пассажиров и, как следствие, позволит на равных конкурировать с любым иностранным авиаперевозчиком, без финансовых вливаний государства", - убежден генеральный директор "Днеправиа".
А пока немцы чувствуют себя очень уверенно и продолжают диктовать условия Днепропетровску, намекая, что аэропорт "Днепропетровск" может лишиться статуса международного....
Авторские права на данный материал принадлежат «Рабочая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться