Коммерсантъ - Красноярск
28 ноября 2005, 11:57
Стабильность неба
В 2006 году авиаотрасль Красноярского края ожидают перемены. На базе "КрасЭйр" будет образована авиакомпания AiRUnion. Также должно произойти выделение аэропорта Красноярск из активов "Красноярских авиалиний"
Тенденция к укрупнению авиационного рынка прослеживается давно. Авиация, выращенная в тепличных условиях советского времени, оказалась не готовой к рыночной экономике. Маленькая авиакомпания практически не имеет перспектив для развития. Она не в состоянии купить новую технику и создать достаточные условия для ее ремонта и правильной эксплуатации. Поэтому несколько лет назад государством была взята стратегия на укрупнение авиакомпаний. Большие авиакомпании стратегию уловили быстро. Последние годы все солидные авиакомпании только и делали, что воплощали в жизнь тезис Минтранспорта об укрупнении. "Аэрофлот" прошлым летом приобрел "Архангельские воздушные линии" (АВЛ). "Сибирь" в этом году присоединила к своим активам "Челябинское авиапредприятие". "Пулково" влилось в государственное транспортное предприятие "Россия". А "КрасЭйр" обратилась в Минэкономразвития РФ с предложением создать единую авиакомпанию на базе авиационного альянса AiRUnion, в который сейчас входят ОАО "КрасЭйр", ОАО "Домодедовские авиалинии" (ДАЛ), ОАО "Авиакомпания "Самара", ОАО "Омскавиа" и ОАО "Сибавиатранс". Согласно предоставленному проекту, государство будет владеть 32% акций объединенной авиакомпании (из пяти компаний альянса государство контролирует только две - "КрасЭйр" (51%) и "Домодедовские авиалинии" (50%). - "Ъ"). Остальные акции планируется разделить между авиакомпаниями согласно размеру капитализаций. "Красноярским авиалиниям" отойдет 20% акций, 20% - "Домодедовским авиалиниям", 9,6% - авиакомпании "Самара", 4,6% - ОАО "Омскавиа", 6% - ОАО "Сибавиатранс".
"КрасЭйр" - четвертая по величине авиакомпания страны. В 2004 г. перевезла 1,9 млн пассажиров, получив 8,4 млрд руб. выручки и 9 млн руб. чистой прибыли. Государству принадлежит 51% акций "КрасЭйр", около 40% контролируют структуры Бориса Абрамовича. ООО "ЭйрЮнион" создано в 2004 г. под авиаальянс AiRUnion. 51% ООО принадлежит "КрасЭйр", 49% - "Домодедовским авиалиниям". Кроме этих компаний в AiRUnion вошли "Омскавиа", "Самара" и "Сибавиатранс", в которых связанным с Абрамовичем структурам принадлежат 70%, 40% и 100% соответственно. Все участники альянса в январе-сентябре 2005 года перевезли 2,6 млн пассажиров, получив 14,8 млрд руб. выручки.
Пока официального ответа на предложение "КрасЭйр" нет. Однако предполагается, что решение будет принято в первой половине 2006 года. Не исключено, что Минэкономразвития "поторгуется" насчет размера государственного пакета, но вряд ли правительство окажет сопротивление самой идее альянса, которая совпадает с позицией государства. Как заявил во время недавнего турне по Сибири и Дальнему Востоку министр транспорта Игорь Левитин, если распродавать отдельные государственные авиакомпании, в итоге государство ничего не получит. Взамен министр предложил идти по пути слияния государственных пакетов в региональных авиакомпаниях.
Если все получится, объединенный холдинг может стать первой компанией в России по авиапарку и второй после "Аэрофлота" по объемам выручки и пассажирообороту. Но юридическое оформление авиационного альянса на авиационный рынок Красноярья не окажет существенных изменений. Фактически маршрутные сети всех участников альянса уже объединены в единую систему.
Еще одно событие, ожидаемое в 2006 году, - отделение аэропорта Красноярск от авиакомпании "КрасЭйр". Если сейчас аэропорт находится в собственности компании "Красноярские авиалинии", то в будущем владельцем 51%-ного пакета акций станет государство. "КрасЭйр" является сейчас единственной крупной российской авиакомпанией, в собственности которой есть аэропорт. До последнего времени таких компаний было две, но в сентябре этого года Росимущество зарегистрировало разделительный баланс, согласно которому летный комплекс федерального государственного унитарного авиапредприятия (ФГУП) "Пулково" был передан государственной транспортной компании (ГТК) "Россия". А оба аэропорта компании - Пулково-1 и Пулково-2 - теперь принадлежат ФГУП "АПК "Пулково". Комментируя этот процесс, Игорь Левитин заявил: "Аналогичный процесс разделения по видам бизнеса в ближайшее время ждет все авиапредприятия страны. Мы хотим понимать, какие авиакомпании способны существовать самостоятельно, без аэропортов, чтобы конкурировать и быть заказчиком авиационной техники". Глава федерального агентства воздушного транспорта Александр Юрчик подтвердил, что разделение крупных авиапредприятий РФ на аэропорты и авиакомпании завершится до лета 2006 года. "Концепция управления федеральным имуществом гражданских аэропортов" полагает, что чем быстрее удастся разделить все бывшие объединенные авиаотряды на аэропорты и перевозчиков, тем скорее будет создана нормальная конкурентная среда, которая заставит авиапредприятия искать новые пути развития, поскольку независимые аэропорты заинтересованы в привлечении большего числа авиакомпаний.
Напомним, что именно наличие "своего" аэропорта не раз вызывало разговоры о монополизме "КрасЭйр" на красноярском рынке (хотя официальные данные УФАСа это не подтверждали). Так, по заявлению авиакомпании "Сибирь" сейчас отделение УФАСа по Красноярскому краю возбудило дело против "КрасЭйр" с формулировкой "злоупотребление доминирующим положением". Представители "Сибири" считают, что, пользуясь правом собственности на аэропорт, "Красноярские авиалинии" необоснованно отказывают конкурентам в праве полетов через Красноярск. По этому поводу в "КрасЭйр" заявили, что сейчас вхождение еще одного перевозчика невозможно ввиду большой загруженности аэропорта и реконструкции взлетно-посадочной полосы и первого терминала. Рассмотрение этого дела назначено на 8 декабря текущего года.
Правда, отделение аэропорта в действительности вряд ли как-то скажется на положении "КрасЭйр". Более того, сомнительно, чтобы эта мера помогла закрепиться в Красноярске конкурирующим авиаперевозчикам. Как считает директор департамента маркетинга AiRUnion Андрей Егоров, переход аэропорта к новому собственнику не повлияет на планы развития авиакомпании. А планы у компании большие: это и создание единой авиакомпании AiRUnion, и развитие грузового хаба на базе аэропорта Красноярск с включением маршрутной линии Европа - Азия. "Узловое построение маршрутов для аэропорта выгодно и нужно. В случае разрушения узловой системы аэропорт потеряет связи и доходы. А альянс, если на то пошло, сможет найти себе для пассажирского и грузового хаба другой аэропорт, в том же Новосибирске, например", - говорит Андрей Егоров.
Однако ориентироваться на "КрасЭйр" аэропорт будет не только по соображениям экономической эффективности, но и потому, что и после фактической смены собственника в его руководстве останутся все те же кадры, что сейчас работают в "КрасЭйр". По мнению заместителя руководителя управления ФАС по Красноярскому краю Олега Харченко, государство будет пассивно исполнять свою роль собственника и никакого фактического влияния на его функционирование иметь не будет. "Хотя появление новых перевозчиков в Красноярске все-таки становится более возможным", - добавляет он....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Красноярск». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции