Гудок
30 ноября 2005, 11:43
Через ухабы - к хабам
ФАВТ предлагает создать несколько крупных мультимодальных авиаузлов по аналогии с западными хабами. В результате будет ликвидирована монополия Москвы на авиатранзит
Кризис управления
Представители авиабизнеса говорят о необходимости изменений в управлении аэропортами уже давно. Так, заместитель генерального директора международного аэропорта "Внуково" Елена Шутовская уверена, что хабы - наиболее перспективное направление в развитии аэропортовой системы. "Прежде всего из-за того, что это позволит привлечь дополнительные международные потоки авиаперевозок. Ведь хаб - это экономия времени, топлива, спланированная траектория полета", - пояснила она.
Однако на пути реализации этой идеи сегодня стоит немало барьеров. Как сообщили "Гудку" в пресс-службе группы "ИСТ-Лайн" (управляет крупнейшим по объемам пассажиропотока в России аэропортом "Домодедово"), основным условием для развития аэропортового бизнеса сегодня является создание стимулирующей нормативной базы. На данный момент ее, по мнению представителей компании, вообще нет. Также, по мнению представителей "ИСТ-Лайна", необходимо привести российскую законодательную базу в соответствие с документами международных организаций IATA и IKAO, по которым живет вся мировая гражданская авиация, иначе мы так и останемся уникальными на своем ограниченном рынке.
Глава Росавиации Александр Юрчик отметил еще ряд трудностей, которые необходимо преодолеть для создания системы хабов: злоупотребление своим монопольным положением смежниками и поставщиками авиапредприятий, неэффективное управление отдельными аэропортами и всего устройства авиасообщения в России. "В России с советских времен крупные аэропорты концентрируют потоки местных воздушных линий, - рассказал Александр Юрчик, - а основные транзитные потоки идут через Москву. В нынешних условиях такая структура неадекватна. Прямые потоки между парами городов незначительны. А полеты через единственный московский суперхаб идут по неоптимальным маршрутам. В целом на 14 процентов аэропортов России приходится 88 процентов пассажиропотока. Остальные предприятия находятся на грани выживания".
Создание системы хабов начнется с сокращения количества международных аэропортов. "Содержать за счет налогоплательщика КПП и таможенные посты в малодеятельном аэропорту, чтобы раз в месяц местный магнат мог слетать в Испанию, мы не будем", - заявил Александр Юрчик.
"Посадочный" карман
Для изменения всей системы нужны деньги, которые, по словам Александра Юрчика, должны появиться из трех основных источников. Главный - государственные капитальные вложения в развитие хабов. Кроме того, аэропорты должны тратить собственные средства и привлекать частных инвесторов. Средства потребуются значительные. Только для завершения реконструкции объектов, включенных в перечень федеральных адресных инвестиционных программ, потребуется, по словам Александра Юрчика, порядка 57 миллиардов рублей. Из этой суммы в текущем году было выделено около 8 миллиардов рублей, а на следующий год в федеральном бюджете заложено порядка 14 миллиардов рублей.
Впрочем, по оценке экспертов, эти суммы перестанут казаться особо впечатляющими, если знать, каково положение дел в российском авиахозяйстве. Только за прошлый год в России стало на 18 аэропортов меньше (всего осталось 393 аэропорта). У многих из них, особенно на Севере, производственная база находится в состоянии, не отвечающем не только перспективным, но даже текущим потребностям транспортного процесса.
Директор по связям с общественностью компании "Трансаэро" Сергей Быхал в разговоре с корреспондентом "Гудка" отметил, что состояние аэропортового хозяйства - один из самых актуальных вопросов нашей авиации. Проблемы, по его словам, здесь есть везде. Взлетно-посадочные полосы не выдерживают никакой критики. По данным Росавиации, почти половина аэродромов не имеет полос с искусственным покрытием. 70 процентов взлетно-посадочных полос с искусственным покрытием было построено более 20 лет назад. Из них только четверть за последние 10 лет подверглась реконструкции. Срочного проведения реконструкции требует каждая десятая взлетная полоса с искусственным покрытием, а каждая пятая с грунтовым покрытием - капитального ремонта. Только половина аэродромов оборудована светосигнальной системой, многие из этих систем уже требуют полной замены.
Почти 90 процентов объектов, включая взлетно-посадочные полосы, по данным бухгалтерского учета, имеют полный износ основных фондов. Физическое и моральное старение аэропортов продолжается на фоне роста цен на аэродромное и аэропортовое оборудование, аэропортовую технику, авиационное топливо. В этом году топливо подорожало в среднем на 20 процентов, тогда как цены на билеты выросли, по словам главы Росавиации, всего на 8,9 процента. Это привело к тому, что рентабельность российских авиакомпаний, в управлении которых преимущественно и находятся аэропортовые комплексы, составляет 1 - 2 процента при мировой норме 5 - 7 процентов. Положение усугубляется монополизмом поставщиков, с которыми работают авиакомпании, прежде всего - поставщики все того же топлива. Сам Александр Юрчик даже пообещал, что он будет настаивать, чтобы в аэропортах, претендующих на статус хаба, существовали альтернативные источники заправки.
Разделяй и властвуй
Через ведение антимонопольных расследований Росавиация будет добиваться, чтобы в аэропортах работали независимые операторы, которые могли бы сами продавать авиакомпаниям топливо. По словам Александра Юрчика, эффект будет очевиден: в Домодедове, где есть только один поставщик, заправка "на крыло" стоит почти 20 тысяч рублей, а в Иркутске, где есть альтернативные заправщики, - 13 тысяч.
Пока же основная доля средств, зарабатываемых предприятиями, вкладывается в текущий авиатранспортный бизнес, на восстановление и ремонт принадлежащей авиапредприятию инфраструктуры средств не хватает. А привлечь масштабные инвестиции с длительными сроками их возврата компании не могут из-за отсутствия прозрачности деятельности объединенных авиапредприятий и риска нецелевого использования средств. Одним из шагов решения этих проблем, по мнению Александра Юрчика, является выделение аэропорта и авиакомпании в отдельные предприятия:
- Аэропорт и авиаперевозки являются по сути двумя разными бизнесами. Причем их интересы прямо противоположны. Доходы аэропорта являются затратами авиакомпании и наоборот. В объединенном авиапредприятии затраты авиакомпании искусственно сокращаются за счет прибыли аэропорта. В результате создается ложное представление о более высокой и рентабельной деятельности авиакомпании, при этом сокращается рентабельность аэропорта.
Противоречивость целей данных видов бизнеса в частном порядке признают и представители объединенных авиапредприятий. Так, они соглашаются, что, поскольку, как правило, аэропортом и авиакомпанией управляют разные менеджеры, ситуация субсидирования не стимулирует менеджеров как прибыльного, так и неприбыльного подразделения. Об этом красноречиво свидетельствует, например, такой факт: за рубежом до 60 процентов прибыли аэропортов формирует неавиационная деятельность. В России, в среднем по стране, этот показатель - 10 процентов.
Инвесторы пока вне закона
Росавиации предстоит менять и законодательство. Взаимоотношения государства и частного инвестора в отрасли вообще не отрегулированы. Аэропортовая деятельность, по словам Александра Юрчика, все чаще рассматривается в качестве самостоятельного полноценного бизнеса. В то же время государство, как известно, в той или иной степени сохраняет контроль над аэропортами. Эта особенность, безусловно, затрудняет решение коммерческих задач и масштабное привлечение инвестиций. Очень часто инвесторы не готовы брать на себя политические риски и решать проблемы государства за свой счет.
Выходом из сложившейся ситуации, по словам главы Росавиации, может стать инвестиционный договор между государством и коммерческими компаниями. Например, концессионное соглашение. Оно позволяет удовлетворить интересы всех трех заинтересованных сторон: государства - в развитии и эффективном управлении предприятием без значительных бюджетных расходов и в сохранении за собой ряда регулирующих функций; частного инвестора - в возможности реализации инвестиционного проекта, распределении рисков по нему с государством и обеспечении источника возврата вложенных средств; потребителей - в гарантированном предоставлении услуги с высоким уровнем качества по доступной цене.
Однако, по словам Александра Юрчика, действующая схема сертификации и лицензирования аэропортовой деятельности не соответствует законодательству и фактическому состоянию хозяйственных и гражданских правовых отношений в аэропортах. Отсутствует нормативно-правовая база в части землепользования аэродромных, аэропортовых и резервных участков земли. Поэтому имеют смысл поэтапное снятие законодательных ограничений на передачу объектов транспорта в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, либерализация правового режима приватизации объектов транспортной отрасли, а также совершенствование законодательства, регулирующего вопросы оформления прав собственности на госимущество транспортной отрасли.
Кстати, Александр Юрчик в заключение сказал, что большую роль в развитии российских аэропортов могут сыграть железнодорожники:
- РЖД уже активно участвует в создании структуры аэропортов-хабов. Подведены ветки в Домодедово и Внуково, в 2007 году будет построена ветка в Шереметьево. Предусматривается такое строительство в Екатеринбурге. Это выгодно и железнодорожникам, и аэропортам: чем больше пассажиропоток, тем выше вероятность, что аэропорт, внедряя хабовые технологии, сможет получать прибыль....
Авторские права на данный материал принадлежат «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 6, 2024
В аэропорту Пулково увеличилась пропускная способность зоны регистрации
Май 6, 2024
В Амурском авиационном соединении командования дальней авиации переводят авиационную технику на летний период эксплуатации
Май 6, 2024
ФАС потребовала объяснений от авиакомпаний по поводу растущих цен на авиаперелеты
Май 6, 2024
Число пассажиров кировского аэропорта продолжает расти