О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Почему не летают "МиГи"-"невидимки"

Толчком для создания советских невидимых самолетов послужили заявления высших чинов министерства обороны США, сделанные во время предвыборной президентской компании 1980 года. Вероятно, не без подсказки действующего президента Картера министр обороны Браун оповестил общественность о том, что США достигли значительных успехов в деле оборонной важности и могут создать практически невидимый для средств ПВО самолет.

Это заявление сразу взял на заметку Советский Союз. В том же, 1980 году правительство приняло решение о проведении соответствующих опытно-конструкторских работ. Созданием невидимых фронтовых истребителей стал заниматься Московский машиностроительный завод (ММЗ) "Зенит" (ныне Российская самолетостроительная корпорация "МиГ").

Американцы маскировали самолет за счет создания малозаметной формы. Наши ученые и инженеры исходили из того, что любой хорошо обтекаемый самолет уже малозаметен. А потому они начали изучать радиопортрет истребителя. Была разработана технология снижения заметности за счет нанесения тонкослойного радиопоглощающего материала.

В 1982-1983 годах по решению правительства над созданием такого материала работали десять различных институтов, в том числе и Академия войск химической защиты (ВАХЗ). Специалисты ВАХЗ первыми сделали опытную партию в количестве, достаточном для покрытия самолета. Серийную машину МиГ-23 обработали из краскопульта полученным материалом. После чего были проведены испытания МиГ-23 на земле и в полете. Уровень радиозаметности испытываемого МиГа был на 8,6 децибела ниже уровня заметности обычного МиГа.

Испытания невидимого МиГа пришлось проводить в 21-м институте управления радиоэлектронного противодействия и автоматизированных систем управления (РЭП АСУ) Генштаба, поскольку он располагал более совершенным радиоизмерительным комплексом, чем институт ВВС.

В 1984 году "Зенит" приступает к созданию второго малозаметного истребителя, но уже другой модификации - МиГ-23МЛ, используя для покрытия шесть различных марок материала, разработанных Всесоюзным институтом авиационных материалов (ВИАМ). Испытания нового истребителя, проведенные в августе - декабре 1985 года, показали, что его радиозаметность в диапазоне "Х" в передней и задней полусферах на десять децибел ниже, чем у обычного МиГа.

На очередном совещании, где отсутствовали представители ВВС, начальник управления РЭП АСУ Генштаба уже не мог умолчать о достижениях "Зенита", но заявил, что 10 децибел - это очень мало.

В 1985 году ВВС могли бы выделить средства на радиопоглощающие покрытия для своих самолетов. Но поскольку данная тематика шла по линии РЭП АСУ, то главком ВВС так и не узнал о существовании экспериментальных истребителей-"невидимок"-

В 1987 году разработчики с "Зенита" планируют сделать невидимым МиГ-29, но денег на невидимый МиГ-29 "Зенит" так и не получил, и работы по нему были прекращены.

В 1992 году ММЗ "Зенит" преобразовывается в Авиационный научно-производственный комплекс (АНПК) "МиГ". Руководство АНПК решает заработать на внешнем рынке, оказывая услуги по снижению заметности своих истребителей. Организовывать эти работы должна была коммерческая структура "МиГ-сервис". "МиГ-сервис" нашел деньги на продолжение работ по созданию невидимого МиГ-29. Разработчикам АНПК пришлось трудиться над истребителем в компании с НТО "ЭнергоИВТАН". Дело в том, что в ИВТАН перешли сотрудники той самой лаборатории ВИАМа, которая создала покрытие для МиГ-23МЛ. Однако измерения, проведенные в 1992 году на полигоне Генштаба, показали, что получить требуемый уровень заметности не удалось. Разработчики подозревали, что НТО не соблюло их требований к материалу для покрытий.

В 1994 году в процессе структурной перестройки бригаду 1016 перевели из одного отдела в другой, но по дороге она "потерялась". Что, впрочем, не помешало руководству поручить в 1997 году несуществующей бригаде довести до победного конца работу по МиГ-29.

Вновь занявшись МиГ-29, разработчики узнали весьма неприятную новость. Отечественные предприятия перестали производить необходимые связующие для материалов, из которых делаются покрытия. Но разработчики АНПК нашли выход. Вместе с Санкт-Петербургским государственным университетом телекоммуникаций и НВП "Панатрон" разработали покрытие "Лак-3-10" на недефицитном связующем. В 1999 году испытания МиГ-29 с новым покрытием показали, что его заметность снижена в 13 раз.
На мировом рынке наш незаметный МиГ-29 был бы вне конкуренции. Бригада из пяти человек наносит покрытие за две недели. Хороший хозяин уже давно покрасил бы на пробу несколько машин, организовал рекламную компанию и попытался бы продать "невидимки". Но в корпорации "МиГ", похоже этим никто не озабочен. (Статья была опубликована в ?2)...
Авторские права на данный материал принадлежат «Совершенно секретно». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка