RBC Daily
2 декабря 2005, 12:24
"Сатурн" хочет подмять "Салют"
Рыбинский производитель моторов хочет стать объединителем двигателестроительной отрасли и собственником земли в Москве
На сегодняшний день производство авиационных двигателей в России сосредоточено на четырех предприятиях: ОАО "НПО "Сатурн" (г. Рыбинск, Ярославская область), ФГУП ММПП "Салют" (Москва), ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" (УМПО, Башкирия) и ОАО "Пермские моторы". ММПП "Салют" является крупнейшим российским специализированным предприятием по изготовлению и сервисному обслуживанию авиадвигателей для самолетов, производимых компанией "Сухой" и РСК "МиГ". Выручка "Салюта" в 2004 г. превысила 12 млрд руб. "Уфимские моторы" заработали в прошлом году 10,5 млрд руб., НПО "Сатурн" - 6,7 млрд руб. Консолидированная выручка предприятий Пермского моторостроительного комплекса в 2004 г. составила 11,5 млрд руб.
Впервые о том, что НПО "Сатурн" может стать объединителем отрасли по производству авиадвигателей, в середине октября сказал глава Роспрома Борис Алешин, выступая на открытии в Рыбинске совместного предприятия (НПО "Сатурн" и французской компании Snecma) по производству моторов - "ВолгАэро". Генеральный директор НПО "Сатурн" Юрий Ласточкин, по всей видимости, решил ковать железо, пока горячо, и уже в конце октября направил главе Минпромэнерго Виктору Христенко письмо (оно имеется в распоряжении RBC daily, № 002/010-538/3 от 27.10.2005), в котором изложил свое видение консолидации отрасли. По версии г-на Ласточкина, ФГУП ММПП "Салют" должно потерять самостоятельность и присоединиться к рыбинскому НПО "Сатурн". Объединение, по плану гендиректора "Сатурна", должно пройти в несколько этапов. На первом ФГУП ММПП "Салют" должно быть преобразовано в ОАО со 100%-ным государственным участием. Следующим шагом должна стать передача 74,5% акций ММПП "Салют" в оплату дополнительной эмиссии акций НПО "Сатурн". Третьим этапом станет "формирование единых органов интегрированной структуры "Сатурн-Салют". Итогом этих мероприятий станет реструктуризация производственных мощностей ММПП "Салют" с "перебазировкой оборудования на площадки за пределами Москвы". Территорию более чем в 57 га в центре Москвы в конечном итоге предлагается продать под коммерческую застройку.
При этом автор письма, понимая, что такие масштабные реформы и изменения в отрасли невозможны без потери экспортных контрактов в сфере военно-технического сотрудничества, предлагает исполнителем по китайским контрактам сделать "Уфимские моторы". Все остальные контракты будут разбросаны между НПО "Сатурн", ОАО "Наро-Фоминский машиностроительный завод" и Лыткаринским машиностроительным заводом. При этом руководство НПО "Сатурн" прекрасно понимает, что никто из ныне живущих в Москве сотрудников "Салюта" не уедет на освоение Ярославской области. Поэтому Юрий Ласточкин предлагает рабочие и управленческие кадры трудоустроить в Рыбинске (речь идет о более чем 8 тысячах человек), а тех, кто не поедет, заменить новыми работниками, то есть принимать на работу ежегодно по 1300 рабочих, а также, частично, "квалифицированных рабочих Украины, Белоруссии и Молдовы".
Понятно, что идеи Юрия Ласточкина генеральный директор ММПП "Салют" Юрий Елисеев принял без энтузиазма. "Эти предложения - полный бред и глупость, над которыми нормальные люди могут только смеяться", - прокомментировал он письмо коллеги. По словам Юрия Елисеева, на "Салют" уже звонили китайские заказчики, которые интересовались тем, что происходит. "Мы всегда были не против того, чтобы в перспективе отдельные производства (вредные и не требующие больших затрат труда) были выведены за территорию столицы, но за два года создать на периферии предприятие, подобное "Салюту", будет невозможно", - утверждает глава московского предприятия. По его мнению, руководство НПО "Сатурн" таким образом уже разрушило конструкторское бюро имени А. Люльки, переведя его из Москвы в Рыбинск.
"Большинство кадров не поехало, тем самым был разрушен костяк КБ, - рассказывает Юрий Елисеев. - Само НПО "Сатурн" за время своего существования не создало ни одного нового двигателя. Зачем присоединять большое к маленькому? "Сатурн" по производительности труда в три раза меньше "Салюта", а по объему производства - в два раза!"
Эксперты и участники рынка сходятся во мнении, что объединение отрасли необходимо.
"Действительно, мы иногда сталкиваемся с конкуренцией предприятий, производящих аналогичную продукцию, - сказал RBC daily первый заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Александр Денисов. - Например, УМПО в своей деятельности часто пересекается с московским "Салютом", поэтому создание интегрированной структуры ФСВТС поддержит. При этом нам безразлично, кто станет во главе этой компании". С ним согласен и директор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак, который считает, что логичнее было бы восстановить советскую интеграцию предприятий отрасли. "Идея интегрировать серийные заводы в единый центр, который мог бы впоследствии стать русским General Electric, существует давно, но этому препятствует разобщенность предприятий и конфликт интересов их менеджмента", - говорит эксперт. По его словам, предприятия уже объединены: УМПО и "Салют" производят двигатели, разработанные КБ им. Люльки. "Логичнее было бы усилить эту интеграцию и заняться экономикой предприятий. Производство "Салюта" из Москвы убирать надо однозначно. Земля под "Салютом" стоит больше, чем та продукция, которую они производят. В Москве также очень дорогая рабочая сила. 500 долларов в Москве - это не деньги, а в Рыбинске это предел мечтаний", - резюмирует г-н Рыбак. По его словам, по мере насыщения индийского и китайского рынка самолетами Су-30 объем производства на этой площадке в центре Москвы будет сокращаться.
В Минпромэнерго инициативу Юрия Ласточкина официально пока не комментируют. Источник RBC daily в министерстве подтвердил факт поступления письма на имя Виктора Христенко 2 ноября 2005 г., в тот же день оно было направлено для изучения Борису Алешину (руководителю Роспрома) и Юрию Коптеву (начальнику департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромэнерго). Собеседник RBC daily сообщил, что ответ Минпромэнерго должно дать завтра, но, так как г-н Христенко будет находиться в командировке, ответ будет подписан только 5 декабря. "До этого момента реакции Минпромэнерго не будет. Вопрос очень сложный, в его решении столкнулись лоб в лоб две сильные личности, два Юрия [Ласточкин и Елисеев]. Позиция г-на Ласточкина в этом конфликте понятна. После того как у него появилось КБ им. Люльки, он получил реальные шансы объединить отрасль под "Сатурном". "Салют" - лакомый кусок, в первую очередь из-за земли. Но это не приемлет Юрий Елисеев, который даже лично не любит г-на Ласточкина, считая его карьеристом, которому не интересно производство, а интересны только финансовые показатели", - заключил источник RBC daily....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Март 17, 2025
Аэрофлот увеличивает частоту полетов между Москвой и Стамбулом
Март 18, 2025
Планируют присвоить имя Героя Советского Союза Алексея Маресьева улице в Бердске
Март 18, 2025
Китайский грузовой БПЛА TP1000 совершил первый полет
Март 18, 2025
Немецкий Fraport получил от продажи доли в "Пулково" 45 млн евро