RBC Daily
6 декабря 2005, 10:52
"Аэрофлот" согласен на RRJ
ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" и ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" подпишут 7 декабря контракт на поставку самолетов RRJ
Как ранее сообщали российские СМИ со ссылкой на источники то в "Аэрофлоте", то в Финансовой лизинговой компании, речь идет о приобретении в лизинг в общей сложности 30 самолетов, из которых половина будет взята в операционный лизинг на 12 лет, другая половина - в финансовый лизинг на 15 лет. Источники также утверждали, что акцент решено было сделать на 95-местном варианте RRJ (соответственно, именуемом RRJ-95, каталожная цена каждого - 27,8 млн долл.).
Напомним: RRJ (Russian Regional Jet) - проект, стартовавший в 2001 г. и предусматривающий создание и выпуск нескольких модификаций регионального самолета (дальностью полета до 5000 км). Разработчиком является ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" - дочерняя компания авиационного холдинга "Сухой". Общая стоимость проекта - 750-770 млн долл., еще примерно в такую же сумму обойдется разработка НПО "Сатурн" совместно с компанией Snecma (Франция) двигателя SaM146. Пока RRJ в целом существует лишь в макете, двигатель прошел начальный этап стендовых испытаний. Первый полет RRJ намечен на ноябрь 2006 г., начало эксплуатации - на конец 2007 - начало 2008 г. В настоящее время "Сухой" уже заключил предконтрактные соглашения на поставку в 2007 г. пятидесяти самолетов авиакомпании "Сибирь", десяти - Финансовой лизинговой компании, семи - ФГУП "Почта России" и четырех - авиакомпании "Дальавиа". Предполагается, что от 30 до 50 бортов может приобрести и "Аэрофлот".
До последнего момента RRJ пришлось выдерживать конкуренцию с другими аналогичными проектами, в первую очередь российско-украинским Ан-148. Причем дело касалось как вопросов финансирования, так и борьбы за крупных заказчиков. В ходе полемики, развернувшейся между "Сухим" и ФЛК, с одной стороны, и "Ильюшин Финанс" (отстаивавшей Ан-148) - с другой, симпатии Минпромэнерго, а за ним и большинства правительственных чиновников давно склонялись в пользу RRJ. Тем не менее в сентябре глава контрольного управления администрации президента РФ Александр Беглов раскритиковал проект RRJ за якобы имеющиеся конструктивные ошибки, делающие его "неконкурентоспособным" на мировом рынке и за слишком высокую долю импортных комплектующих в этом "российском" проекте. Представлявший интересы "Ильюшин Финанс" депутат Александр Лебедев утверждал, что доля импортной продукции в RRJ достигает 80%, в то время как Ан-148 на те же 80%, а то и больше, - российский. Впрочем, точные цифры неизвестны - хотя бы потому, что RRJ еще как такового нет.
На этом фоне "Аэрофлот" до последнего момента оттягивал окончательный выбор, выторговывая выгодные условия закупок. Еще в начале ноября заместитель генерального директора "Аэрофлота" Сергей Харитонов говорил, что компания рассматривает два варианта закупок региональных самолетов: RRJ и Ан-148 (то есть отпали варианты, связанные с Embraer и Bombardier).
"Если выбирать по принципу того, чем быстрее можно заменить стареющий авиапарк, то Ан-148, конечно, подходил бы больше, - считает эксперт компании "Развитие бизнес-систем" Сергей Орлов. - Ведь этот самолет уже летает, в отличие от RRJ, который еще только предстоит произвести и сертифицировать. А по радиусу действия и техническим характеристикам обе машины схожи. Однако если исходить из приоритетности величины российской добавленной стоимости в проекте - по крайней мере, из тех показателей, которые сейчас называют в правительстве, - то RRJ чуть более "российский". И этот плюс - опять же если исходить из того, что только могло бы быть произведено в России, - в глазах правительства, видимо, более сильный. Дело в той тяжелой ситуации, которая сложилась в нашем авиапроме, - ситуации не только финансовой, но и кадровой. Молодых работников в отрасли почти нет, старые кадры выбывают - в этих условиях хотя бы есть надежда, что под RRJ можно нанять и обучить молодежь, которая обеспечит существование отрасли в будущем".
Как утверждают эксперты, в конечном счете, возможно, не столь уж важен исход борьбы между производителями за крупных заказчиков ("Ильюшин Финанс" заключил предварительные и твердые контракты на поставку около пятидесяти Ан-148). Главное, чтобы эта борьба не мешала развитию обоих проектов, столь нужных для отечественного авиапрома, после долгого периода хаоса практически потерявшего надежду на развитие производства широкофюзеляжных дальнемагистральных лайнеров и теперь уповающего лишь на сравнительно "малые" формы. Между тем эти "малые формы" потенциально составляют огромную часть рынка.
"Наш рынок региональных самолетов трудно оценить точно, - говорит аналитик ИК "ЦентрИнвест" Геннадий Суханов. - Можно говорить лишь о тысячах Ту-134 и близких к нему моделей, которые почти или уже даже не почти выработали свой ресурс и не заменяются только из-за ограниченности финансовых возможностей большинства перевозчиков и из-за того, что эти перевозчики ждут снижения пошлин на иномарки".
Остается последний вопрос: не смогут ли теперь вслед за Boeing и Airbus, явно рассчитывающими на завоевание российского рынка средне- и дальнемагистральных самолетов (в связи с практически полным прекращением их производства в РФ), уже Bombardier и Embraer поглядывать на нашу "региональную" нишу? В отличие от RRJ, которого пока нет, и Ан-148, выпускаемого в очень скромных количествах, производство канадской и бразильской компаний широко развито. Российские компании - по крайней мере, пока действуют высокие импортные пошлины (а правительство заявляет, что на региональные самолеты пошлины и не отменит) - демонстрируют "патриотизм". "Трудно говорить о том, как будет меняться ситуация в будущем, но других вариантов развития парка региональных самолетов у нас пока нет", - сказала RBC daily пресс-секретарь ОАО "Аэрофлот - российские линии" Ирина Даненберг....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 10, 2024
Самые востребованные новогодние направления Аэрофлота
Декабрь 10, 2024
Аэрофлот стал победителем национальной премии Russian Traveler Awards 2024
Декабрь 9, 2024
XXIII встреча участников Авиационного пресс-клуба состоялась в Москве
Декабрь 6, 2024
Аэрофлот открывает полеты в Улан-Удэ