RBC Daily
27 декабря 2005, 09:04
"Салют" и "Сатурн" разделят омские моторы
Структуры омского двигателестроительного комплекса, испугавшись разделения, стали затягивать процесс создания интеграционных структур, придуманных Роспромом
В настоящее время в России производство авиационных двигателей в основном сосредоточено на четырех предприятиях: ОАО "НПО "Сатурн"" (Рыбинск, 37% акций принадлежит государству), ФГУП "ММПП "Салют"" (Москва), ОАО "Уфимские моторы" (25% акций принадлежит правительству Башкирии), а также предприятия Пермского моторостроительного комплекса (ПМК), одним из крупнейших акционеров которого является Внешторгбанк. Крупнейшая компания отрасли - московский "Салют", выручка которого в 2004 г. превысила 12 млрд руб. "Уфимские моторы" заработали в прошлом году 10,5 млрд руб., НПО "Сатурн" - 6,7 млрд руб. Консолидированная выручка предприятий ПМК в 2004 г. составила 11,5 млрд руб.
В соответствии с приказом "О создании в 2005-2006 годах интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе" (№ 372) подписанным в августе 2005 года, к концу декабря должно было завершиться формирование интегрированной структуры вокруг НПО "Сатурн". Соответствующие материалы должны были быть представлены на рассмотрение правительства РФ. Как говорится в приложении к данному приказу, подписанному заместителем руководителя Роспрома Станиславом Пугинским, в НПО "Сатурн" должны были войти ОАО "Омское моторостроительное КБ" и ФГУП "Мотор" (Уфа). Вторым кустом стало ММПП "Салют", вокруг которого должно было сконцентрироваться большее количество предприятий, в том числе ФГУП "Моторостроительное предприятие им. Баранова", ОАО "КБ Электроприбор" (Саратов), ОАО "Гаврилов-Ямский машиностроительный завод "Агат" (Ярославская область) и ОАО "Эра" (г. Москва). Согласно плану, утвержденному Роспромом, интеграция московских предприятий должна завершиться к ноябрю 2006 г. Как отмечено в "плане-графике", к концу декабря 2005 г. документы по слиянию предприятий должны быть представлены на межведомственной комиссии по реформированию и развитию ОПК.
Однако этот план, подписанный Роспромом, оказался невыполненным. Эксперты говорят, что одна из главных причин этого - действия руководств двух омских предприятий, которые не стремятся входить в разные комплексы и хотят остаться под одним историческим началом. "Это нелогично", - говорит Борис Рыбак из Infomost. По его мнению, КБ должно разрабатывать продукцию, которая должна и может производиться на соседнем заводе. "У кого какие были возможности и административный ресурс, тот столько под себя и подмял, тем более что "Сатурн" стал серьезно себя позиционировать как проектировщик и разработчик этой техники, - продолжает г-н Рыбак. - В план мероприятий вошло и развитие собственного КБ, покупка КБ им. Люльки, а теперь и Омского моторостроительного КБ". Эту точку зрения RBC daily негласно подтвердили и в администрации президента, признав, что "имеются отставания по графикам создания интегрированной структуры". "Идея объединения под "Сатурном" предприятий военной тематики обрела слишком много противников в ведомстве г-на Алешина. Из-за этого процесс слияния всех двигателестроительных активов не форсируется", - сказал источник RBC daily в администрации президента.
""Салют" и омское двигателестроительное предприятие раньше делали двигатели одной марки - АЛ-21, - рассказывает президент Союза авиационного двигателестроения Виктор Чуйко. - Теперь московский "Салют" загрузил их работой. Вместе с тем Омское КБ разрабатывало двигатель, который будет производиться на НПО "Сатурн", поэтому КБ завязано в производственной цепочке "Сатурна". В то же время "Салют" традиционно работал с "Уфимскими моторами", вместе они делали двигатель АЛ-31". По мнению эксперта, консолидация перечисленных в указанном приказе предприятий вокруг "Сатурна" сразу ставит вопрос: "Что их объединяет?". По мнению Виктора Чуйко, кроме КБ им. Люльки, которое в бытность свою самостоятельной структурой разработало двигатель, производимый сейчас уфимским предприятием, - ничто. "Но "Салют" создал у себя собственное конструкторское бюро, которое является самодостаточным, чтобы модернизировать этот двигатель", - считает он. В то же время, напоминает г-н Чуйко, "Сатурн" всегда делал двигатель для гражданской и транспортной авиации, а "Салют" занимался боевым направлением....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции