О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Вертолеты ООН должны хорошо работать

Российские вертолеты, попавшие в обойму ООН, должны вырабатывать свой ресурс максимально эффективно

В конце декабря российские СМИ распространили информацию о направлении в Судан в состав миротворческой миссии ООН до 200 военнослужащих Минобороны и четырех транспортно-боевых вертолетов Ми-8МТ. По словам военных, для доставки в Судан личного состава, военной техники, вооружения, боеприпасов и других средств предстоит выполнить более 30 рейсов самолетами Ил-76, пять - самолетами Ан-124 "Руслан" и пять - самолетами Ан-22 "Антей" военно-транспортной авиации ВВС.

Незначительная, на первый взгляд, операция не только поражает своими масштабами иррациональности (на один средний вертолет Ми-8МТ приходится 50 человек и 10 рейсов самолетов военно-транспортной авиации), но и вызывает целый ряд вопросов по эффективности использования вертолетных ресурсов самой миссии ООН.

Попробуем взглянуть на работу вертолетов миссии изнутри, из самого Судана. Итак, на 1 января 2006 года, группировка миротворческих сил ООН в Республике Судан только по программе UNMIS насчитывает 16 вертолетов: 2 Ми-26Т, 3 Ми-8МТВ, 4 Ми-8Т, 7 Puma (Super Puma) и 6 Ми-17 (Минобороны Индии). Кроме того, вот уже более полугода, наряду с UNMIS, в Судане по другим контрактам работают гражданские вертолеты со Sky Link и PAE. В этих условиях миссия продолжает наращивать свою военную составляющую группировки. Удивительно, что военные пришли лишь спустя полгода после того, как гражданских вертолетчики активно работали по всему Судану.

Более того, в последнее время обстановка в Судане нормализуется. Несмотря на "горы" оружия на юге и западе страны, боевые действия практически прекращены. Напряжение на юге страны (южнее Джубы, где проходила линия фронта, разделяющая северных и южных) постепенно спадает. В "горячих точках" давно работают гражданские вертолетчики. Именно гражданский Ми-26Т первым прилетел на место катастрофы вертолета, в которой на границе с Угандой погиб вице-президент Судана Гаранг.

В районе Джубы, где планируется базирование российской миротворческой группы, работают гражданские вертолетчики по программе UNMIS на вертолетах Ми-8, Ми-26, Super Puma, налетывая по 50-60 часов в месяц. На западе страны в провинции Дарфур тоже мирная обстановка, несмотря на то, что нет, нет, да и постреливают (один из Ми-8, базирующийся в Кутуме "привез" пулевую пробоину)…

В декабре в Кадугли была развернута индийская миротворческая группа из 6 Ми-17. Обосновываются индусы серьезно и надолго. Развернули целый лагерь со своей специальной наземной техникой, палатками и охраной. Техника новая. Судя по организации работ, знают нашу технику недостаточно глубоко. Для выполнения элементарных работ привлекается излишне много персонала (работают по принципу: "облепить" вертолет). Тем не менее, нужно отметить организованность, трудолюбие и доброжелательность индийских военных. На любую просьбу тут же откликаются и стараются всячески помочь. Летают пока мало, приглядываются к району полетов. Появление Ми-17 индийских вооруженных сил - это тревожный симптом, когда на российских вертолетах в миротворческих миссиях работают не россияне. Скоро нас совсем вытеснят.

В целом, обстановка рабочая, сегодня в Судане спокойно: летают регулярные рейсы, идут автомобильные перевозки. Местное население настроено дружелюбно, особенно, когда узнает, что русские. Продовольственная программа WFP (world food program - Ил-76 и Ан-12, осуществляющие сброс продовольствия) не работают уже второй месяц. Это наглядный показатель позитивных изменений процесса перемирия - грузы пошли наземным транспортом.

У вертолетов, доставляющих грузы в труднодоступные районы, работы достаточно. Продолжается разворачивание миротворческих сил миссии ООН (и других миссий). Однако само разворачивание идет медленно, сроки постоянно переносятся. Строительные батальоны миротворческих сил явно не справляются с поставленными задачами (российская группировка должна была прибыть еще до конца этого года).

Пока военные вертолетчики присматриваются, гражданские - работают по полной программе, с максимальной интенсивностью и напряжением сил. Здесь уместно сравнение военных и гражданских организаций. На первый взгляд, гражданская (коммерческая) организация более рациональна, например, летный и технический экипаж вертолета Ми-26 насчитывает всего 10 человек, Ми-8 - 5 человек. Если у военных - на 4 Ми-8 - 200 человек, то у гражданских (с учетом менеджеров) - 25 человек, т.е.8 (!) раз меньше. Есть, над чем задуматься. Одни не считают денег, другие напротив вынуждены экономить каждый доллар. Ясно, что истина лежит где-то посередине.

Выстраивая будущие системы летной и технической эксплуатации, необходимо очень внимательно изучать любой опыт эксплуатации. А пока, приходится признать, что организация работы вертолетов (военного и гражданского) назначения в миротворческих миссиях не рациональна. Порой дорогостоящая авиационная техника простаивает по смехотворным причинам (экипажи неделями не могут сдать экзамен по английскому языку или лежат запасные части, и никто не спешит их перевезти). Но это уже не первая миссия ООН на африканском континенте. Пора бы отладить вертолетный механизм, ведь расходуются огромные средства, в том числе и Российской Федерации, одного из основных плательщиков ООН.

Необходима рациональная организация парка группировки на научной основе, с анализом факторов, выработкой мероприятий и реализацией современных технологий управления и сопровождения эксплуатации. С точки зрения повышения эффективности использования вертолетного потенциала ООН нам необходимо добиваться: во-первых, повышения статуса российских вертолетчиков; во-вторых, снижения конкуренции и усиления международной интеграции, вместо демпинга - объединение усилий; в-третьих, подъема безопасности полетов и качества вертолетных услуг на мировой уровень. Наконец, в-четвертых, нужно сформировать единую база логистического обеспечения (Logistic Base) вертолетной группировки миссии, добиваться унификации ЛА, наземных средств, ГСМ и т.п.

Что касается запасных частей и агрегатов, на аэродромах Судана скапливается большое количество отработавших свой ресурс или срок службы агрегатов, которые не вывозятся в Россию на ремонт (не выгодно). Но оборотный фонд агрегатов таких вертолетов как Ми-26 это не только частная собственность владельца, это достояние всего мира, которое должно использоваться максимально рачительно. Необходимо создание информационной базы, для оперативного вмешательства (пополнения расходных агрегатов), должной организации ТОиР, особенно периодических и сложных демонтажно-монтажных работ. Вместо "пожарного" вмешательства нужно выстраивать долговременную стратегию использования вертолетов. Кроме того, для сокращения простоя, ООН могла бы использовать свое влияние на российское чиновников не только в вопросах обеспечения запасными частями и агрегатами, но и в вопросах сертификации, летной годности и продления ресурсов и сроков службы.

Вертолеты ООН могут работать существенно лучше, безопаснее, организованнее, без ненужного героизма. Для этого необходимо рациональное управление парком, которое позволило бы существенно сократить расходы на эксплуатацию, повысить эффективность использования вертолетных ресурсов, сил и средств.

Российские вертолеты, попавшие в обойму ООН, должны вырабатывать свой ресурс максимально эффективно, а не мотаться месяцами в поисках работы по континентам (Сьерра-Леоне - Судан - Конго - Пакистан …), совершая грубые ошибки и вынужденные посадки. Наша общая задача, в том числе и в Судане, проста: вертолеты ООН должны не просто работать, а хорошо работать....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка