Независимая газета
1 марта 2001, 15:20
В авиационной промышленности грядет радикальное перераспределение собственности
По информации Агентства военных новостей, одно из ключевых положений проекта предусматривает акционирование Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения (КнААПО) - крупнейшего как по размерам, так и по объемам производства отечественного авиазавода.
Ситуация вокруг КнААПО представляет собой наиболее яркий пример противоречий, осложняющих реструктуризацию ОПК. Формально предприятие входит в состав АВПК "Сухой" - крупного холдинга, созданного по указу президента Ельцина в августе 1996 г. Первоначально планировалось сделать завод дочерним предприятием АВПК, затем в соответствии с постановлением правительства # 1650 от 27 декабря 1997 г. он должен был стать акционерным предприятием, контрольный пакет которого передавался в холдинг. Однако до сих пор ни тот, ни другой вариант не был реализован. Фактически КнААПО и другие серийные заводы суховской кооперации оставались самостоятельными предприятиями. Например, именно они, а не АВПК, являются исполнителями крупнейших контрактов на поставку истребителей семейства Су-27 в Индию и Китай. Подписание президентом указа о реструктуризации радикально изменит это положение. Создание АВПК "Сухой", в котором КнААПО играет системообразующую роль, завершится. По мнению некоторых экспертов, за этим может последовать продажа части принадлежащих государству акций холдинга частным инвесторам с целью пополнения бюджета. По этой же модели будет реформироваться оборонка и других регионов.
Основным барьером на пути перераспределения собственности стало сопротивление регионов, которые опасаются перевода финансовых потоков в Москву. Отметим, что в отдельные годы вклад КнААПО в доходную часть бюджета Хабаровского края доходил до 40%. Именно поэтому Виктор Ишаев уже несколько лет отстаивает самостоятельность завода.
Компромиссный вариант реформ выработать не удалось. Максимум, что обещала регионам Москва, - сохранить при акционировании блокирующий пакет в руках регионов. Однако Ишаев на это не согласился.
Суховская кооперация представляет собой почти единственную реальную ценность в нынешнем авиапроме. После ее реформы все остальные преобразования будут делом второстепенным и малоинтересным.
В Белом доме, Минпромнауки, Росавиакосмосе последние недели идет лихорадочное рисование будущей структуры авиационной отрасли. Естественно, что каждый планирует реформы "под себя". Видимо, поэтому на вышеупомянутых проектах пока нет визы вице-премьера Клебанова, который заявлял, что "мечтает" объединить сухих, микояновцев и яковлевцев. Похожую позицию занимает и глава Росавиакосмоса Юрий Коптев, недаром от имени этого ведомства проекты реструктуризации утвердил его первый заместитель Юрий Бардин. Борются за участие в перераспределении суховской собственности и мощные финансово-промышленные группировки. Не исключено, что им удастся блокировать принятие решения об акционировании КнААПО и продолжить поиск компромисса. Без него разрушительная административно-финансовая война будет продолжаться, что, в свою очередь, может повлечь за собой крайне негативные последствия и для обороноспособности страны, и для военного экспорта....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 6, 2024
Аэрофлот открывает полеты в Улан-Удэ
Декабрь 6, 2024
тест
Декабрь 6, 2024
Почему споттинг в Узбекистане превращается в настоящий "подзаборинг"?
Декабрь 6, 2024
Россельхознадзор пресек попытки ввоза небезопасной растительной продукции в ручной клади и багаже пассажиров аэропортов Московского авиаузла