О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Первый полет за рубеж

Новый российский лайнер Ту-204-300 совершил первый рейс по международному маршруту Владивосток - Ханой

Вечером в пятницу произошло давно ожидавшееся событие: новый российский лайнер Ту-204-300 совершил первый рейс по международному маршруту Владивосток - Ханой. Это достаточно значимое событие для российских авиаперевозчиков - они получили новый самолет отечественного производства, полностью соответствующий международным стандартам летной годности.

Совершенный новым самолетом рейс - пока лишь дополнительный: машина вышла на трассу в связи с увеличившимся пассажиропотоком. Однако, как сообщил генеральный представитель авиакомпании "Владивосток Авиа" во Вьетнаме Игорь Белых, в ближайшем будущем самолет данного класса будет совершать регулярные рейсы по маршруту Владивосток - Ханой.

Неприятные эпизоды

Напомним, что авиакомпания "Владивосток Авиа" стала первым оператором, выведшим Ту-204 модели "300" на международные маршруты. Пока дальневосточный перевозчик располагает парком из четырех таких машин, взятых в лизинг сроком на 15 лет у ЗАО "Авиастар-СП" при посредничестве холдинга "Ильюшин Финанс и Ко". Новые самолеты уже с лета минувшего года начали обслуживать внутреннюю линию Владивосток - Москва. Международные же полеты стали возможны лишь с 23 декабря 2005 года, когда Федеральная служба по надзору в сфере транспорта издала распоряжение № ВА-262-р (ФС) "О допуске к эксплуатации самолетов Ту-204-300 в ОАО "Владивосток Авиа" в связи с завершением в авиакомпании полного комплекса работ по освоению эксплуатации этого самолета".

И вот первый международный полет состоялся. Между тем с получением 25 декабря 2005 года от ОАО "Ильюшин Финанс Ко" четвертого комфортабельного самолета-универсала Ту-204-300, изготовленного в Ульяновске, "Владивосток Авиа" стала крупнейшим в России эксплуатантом кораблей семейства Ту-204/214. Еще два самолета будут поставлены в течение 2007-2008 годов.

Следует отметить, что Ту-204-300 - один из наиболее современных российских дальнемагистральных самолетов (его класс можно определить как средне- и дальнемагистральный - в соответствующий вариант самолет может быть переоборудован силами авиаремонтной базы эксплуатанта).

Данная модель обеспечивает перевозку до 164 пассажиров на воздушных трассах протяженностью от 500 до 9000 километров при меньшем в полтора раза расходе топлива по сравнению с более старыми отечественными аналогами. Лайнер Ту-204-300 оснащается двумя двигателями ПС-90А, которые производятся на ЗАО "Пермские моторы", серийное же производство самого самолета развернуто на ЗАО "Авиастар-СП".

Вообще значение, придаваемое рейсу, выполненному на новом самолете пусть и крупным, но все-таки региональным перевозчиком, может показаться несколько преувеличенным, однако это не совсем верно. Россия давно нуждается в замене парка своих гражданских лайнеров, эксплуатирующихся на зарубежных маршрутах.

Особенно это актуально в связи с введением с 1 января 2006 года ограничений на полеты в страны Европейского союза (ЕС) так называемых "шумных" самолетов моделей Ту-134, Ту-154Б, Ил-86 и ряда других. И хотя большинство российских авиаперевозчиков успели вовремя подготовиться к нововведению, несколько неприятных инцидентов все же имело место.

Так, 2 января в московских аэропортах Домодедово и Внуково было задержано сразу несколько рейсов до австрийского Инсбрука, выполняемых разными авиакомпаниями на самолетах Як-42. Нежелание пускать российские самолеты в свое воздушное пространство диспетчерские службы Австрии объяснили слабым оснащением самолетов Як-42.

Бортовое оборудование этой модели, по мнению австрийцев, не обеспечивало достаточной безопасности полета в метеоусловиях, что сложились на тот момент в аэропортах назначения - Зальцбурге и Инсбруке. Очевидно, что отныне такие неприятные эпизоды станут повторяться все чаще.

Горячие пирожки

На сегодняшний день лишь два отечественных самолета полностью соответствуют требованиям ЕС как по шумности, так и по составу бортового оборудования - это семейство Ту-204 и, как ни странно, старые добрые Ту-154 модели "М".

Так, последние, например, заменили на линиях в Испанию широкофюзеляжные машины Ил-86, которым с нового года путь в Европу заказан. Однако Ту-154М по сравнению с "Илом" - самолет меньшей вместимости, что заставит турагентства фрахтовать два самолета вместо одного. В итоге многие чартерные перевозчики предпочитают вовсе отказаться от машин отечественного производства.

Например, популярная среди российских туристов ВИМ-Авиа с прошлого года вообще предпочитает эксплуатировать на основных маршрутах только самолеты марки Boeing 757, а "Аэрофлот" постепенно переходит на Airbus A320.

В связи с новыми требованиями ЕС у самолетов семейства Ту-204 появились определенные перспективы. Так, например, лайнеры модели "300" являются единственными отечественными кораблями, соответствующими не только текущим, но и перспективным требованиям ИКАО (ICAO, International Civil Aviation Organization - Международная ассоциация авиационного транспорта) и Евроконтроля по уровню шума.

Конечно, конкурентная способность продукции "Авиастар-СП" ниже, чем у аналогичных западных самолетов, хотя бы потому, что ЗАО предлагает новые машины, а западные компании могут предложить и подержанные по более низкой цене.

Вообще такое положение прекрасно осознают и российские власти. Не случайно в Федеральной программе развития авиастроения принятые к серийному производству самолеты (Ту-204, Ту-214, Ил-96 и др.) записаны как "имеющие ограниченную конкурентоспособность". Поэтому не следует ожидать, что новые лайнеры пойдут нарасхват, как горячие пирожки.

Вряд ли подобная судьба ожидает и новый RRJ, который та же программа рассматривает как "переходный продукт". Но пока не будет реализован "прорывный проект" (в терминах того же документа), самолеты семейства Ту-204/214 вполне годятся на роль "атлантов", способных поддержать гражданское авиастроение в нашей стране....
Авторские права на данный материал принадлежат «Взгляд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка