ugmk.info
17 января 2006, 17:16
Россия летит в НАТО…на крыльях "Иркута"
Проекты военно-технического сотрудничества России со странами НАТО выводят Россию вперед по сравнению с Украиной
Еще реже имели место факты организации совместных с Россией производств ВВТ Можно вспомнить разработку и выпуск учебно-боевых самолетов МиГ-АТ с Францией, аналогичный договор с французской фирмой SAGEM о совместной модернизации вертолетов Ми-24, а также договор о сотрудничестве с английской компанией ВАЕ Systems в области модернизации вертолетов Ми-24 и Ми-17; а также планы производства Як-130 с Италией. Практически единичными были и случаи поставок вооружений из России в страны НАТО. В конце 90-х гг. на греческий рынок пробился концерн "Антей", подписав с ней контракт на поставку 15 ЗРК "ТОР-М1" общей стоимостью примерно $ 520 млн.
Со временем, ВТС с этими странами стало проблематичным, поскольку происходит не только их постепенная переориентация на вооружения, поставляемые странами НАТО и переход на иной стандарт, но и появление новых конкурентов в лице стран Восточной Европы, использующих демпинговую ценовую политику при реализации вооружений и военной техники советскогороссийского производства.
Однако, стоит заметить, что даже эти немногочисленные проекты выводит Россию далеко вперед в ВТС со странами НАТО по сравнению с Украиной.
Стратегия России в сфере ВТС изменилась с момента образование ФГУП "Рособоронэкспорт". Основным инструментом стал активный наступательный маркетинг как по освоению новых ниш на рынках вооружения, так и по сохранению и укреплению связей на уже устоявшихся направлениях, в т. ч. и в области сотрудничества с центральными органами НАТО. В последние годы представители "Рособоронэкспорта" принимали участие в ряде заседаний Конференции национальных директоров по вооружениям (КНДВ), Агентства НАТО по техническому обеспечению и снабжению (NAMSA), а также профильных рабочих групп, включая группу НАТО по кодификации.
Проработаны подходы к совместной реализации проектов по производству вооружения и военной техники, совершенствованию законодательства в области интеллектуальной собственности на продукцию военного назначения, кодификации и стандартизации вооружений. Намечены пути сотрудничества в области ПРО ТВД, военно-транспортной авиации, модернизации ВВТ советского производства в странах Центральной и Восточной Европы. Для решения этих и других задач в 2005 г. в Брюсселе открыто представительство ФГУП "Рособоронэкспорт".
Россия активно развивает сотрудничество с НАТО в рамках разработанных КНДВ Концепции борьбы с терроризмом и Программа по оснащению ВС стран-партнеров оружием и техникой для антитеррористической борьбы. Программа включает такие направления, как противодействие самодельным взрывным устройствам, утилизация ВВ неиспользованных артиллерийских боеприпасов, защита широкофюзеляжных самолетов от ПЗРК, вертолетов - от атак с применением гранатометов, портов и рейдов - от террористической угрозы, и т д.
По этим направлениям Россия опережает Украину на порядок. А с нового 2006 г. отрыв России может стать еще большим. Дело в том, что капитаны российского оружейного бизнеса осознали и начали активно использовать тот непреложный факт, что в рамках НАТО масштабное ВТС обязательно сопровождается оборонно-промышленной интеграцией. В декабре 2005 г. был подписан договор купли-продажи между Корпорацией "Иркут" и EADS (European Aeronautic Defence and Space Company), в результате которого EADS приобрела 10% акций "Иркута", что составляет 97 813 162 акцию. Сумма сделки составила $65,3 млн. По результатам сделки принято решение о включении Генерального директора ООО "EADS" в состав Совета директоров Корпорации "Иркут", и подписано Соглашение о сотрудничестве, определяющее новые принципы взаимодействия двух компаний.
Концерн EADS является одним из наибольших в мире и уникальным в своем роде, поскольку его образование стало результатом не столько действия рыночных сил, сколько политической воли правительств Франции, Германии и Испании. По своей структуре это международный холдинг, акциями которого владеют немецко-американская корпорация Daimler-Chrysler (33%), миноритарные собственники, включая сотрудников (31%), французское правительство (16%), французский частный капитал (15%) и испанское правительство (5%). EADS объединяет производственные мощности в Германии, Франции и Испании, что позволяет ему иметь львиную долю европейских заказов на авиационную технику, включая пассажирские самолеты Airbus и боевые самолеты Eurofighter. На предприятиях EADS работает около 95 тыс. человек, портфель заказов превышает $ 60 млрд.
Сотрудничество "Иркута" и EADS началось с подписания в 2002 г. на международной выставке ILA Соглашения о стратегическом партнерстве. С начала 2004 г. руководство EADS начало разрабатывать планы, важное место в которых занимало увеличение доли военной продукции и привлечение к кооперации оборонительных предприятий бывшего СССР. Руководство концерна все больше привлекали дешевая, но квалифицированная рабочая сила и высокотехнологические производства в странах СНГ. В декабре 2004 г.
Корпорация "Иркут" и компания Airbus, дочернее предприятие EADS, подписали контракт на производство ряда авиационных компонентов для самолетов семейства A320 на мощностях Иркутского авиазавода. Также в рамках Соглашения о стратегическом партнерстве в 2005 г. было создано Совместное предприятие EADS Irkut Seaplane, осуществляющее продвижение многоцелевого самолета-амфибии Бе-200 на международных рынках, и его сертификацию в соответствии с международными стандартами.
Некоторые страны уже проявляют интерес к многоцелевому самолету-амфибии Бе-200 и создаваемому на его базе комплексу с беспилотными летательными аппаратами (БЛА). В этом году пришел запрос о привлечении к тушению лесных пожаров российской амфибии от Франции и США. Однако ввиду малого парка Бе-200, Россия не смогла предоставить эти самолеты. В настоящее время МЧС России располагает тремя Бе-200ЧС, к 2007 г. парк самолетов будет увеличен до семи машин.
Корпорация "Иркут" рассматривает возможность поставок самолетов-амфибий Бе-200 в Хорватию. Российская сторона имеет подтверждения от официальных лиц Турции о заинтересованности в использовании Бе-200. Согласно маркетинговым исследованиям, проведенным корпорацией "Иркут" совместно с концерном EADS, потребность в самолетах Бе-200 на ближайшие 20 лет оценивается в 340 единиц.
Для Украины европейская стратегия "Иркута" представляет не только теоретический интерес. Для продвижения на мировой рынок самолеты Бе-200 планировалось оснастить двигателями BR715 производства компании Rolls Royce вместо украинского Д-436ТП производства ОАО "Мотор Січ". Но пока, как определено в ходе совместных с концерном ЕАDS маркетинговых работ, спрос на Бе-200 с двигателями Rolls Royce недостаточен. В связи с этим специалисты полагают нецелесообразной установку BR715 на Бе-200 для ускорения продвижения самолета на мировой рынок. Проведенный анализ также показал, что для новой модификации самолета потребовалось бы провести до 70% объема дорогостоящих сертификационных испытаний, уже выполненных на базовом самолете. В этой связи продолжается сертификация базовых двигателей Д-436ТП по европейским нормам. Стоимость всей программы сертификации оценивается двигателестроителями в $5-8 млн. В ходе ее реализации предполагается полное разрушение трех экземпляров силовой установки, необходимое для ряда испытаний по более жестким европейским нормам.
Корпорация "Иркут" специализируется на выпуске истребителей Су-30 и Су-27, кроме самолета-амфибии Бе-200. Компания объединяет ряд ведущих российских производителей и разработчиков авиационной техники, включая Иркутское авиационное производственное объединение, Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Бериева и ОКБ им. Яковлева. Портфель заказов корпорации на сегодняшний день составляет $3,9 млрд. В целом же, сделка между EADS и "Иркутом" имеет для России принципиальное значение, поскольку впервые в истории ОПК РФ один из ведущих мировых концернов приобрел пакет акций российского авиастроительного предприятия....
Авторские права на данный материал принадлежат «ugmk.info». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции