О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Самолет пятого поколения: Россия готовит ответ США

Известие о скором появлении на вооружении российских ВВС самолета пятого поколения комментирует научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий Р. Алиев

В России будут созданы два истребителя пятого поколения, сообщил главком ВВС Владимир Михайлов. Один из них создается фирмой "Сухой" так, как и задумывалось ранее проектом ПАК ФА (Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации), известного еще под наименованием И-21. Второй самолет должен стать облегченной версией первого - вместо двух двигателей на нем будет установлен лишь один. "Не всегда нужно ездить на "Мерседесе", - шутливо пояснил главком, - иногда "Ока" лучше". В остальном же оба варианта почти идентичны - в частности, они будут оснащаться единой авионикой.

И-21 может подняться в воздух уже в этом году. В любом случае, первый полет точно произойдет в 2007 году, сообщил Михайлов. По его словам, этот самолет уже "продут" в аэродинамической трубе. Основной проблемой реализации проекта, как всегда, остается финансирование. Корпорация "Сухой" разрывается сейчас между этим проектом и программой создания гражданского RRJ (российского регионального самолета).

Известие о скором появлении на вооружении российских ВВС самолета пятого поколения специально для KM.RU комментирует научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий (АСТ) Руслан Алиев.

- Известно, что США находятся сейчас в завершающей стадии разработки боевого самолета пятого поколения. Насколько конкурентоспособен будет его российский аналог?

- Начать следует с того, что никто из экспертов пока не знает, что это будет за самолет. И пока никаких точных официальных данных, касающихся характеристик этого самолета, нет. Даже не известно как он будет выглядеть.

- Главком ВВС Владимир Михайлов пообещал журналистам, что уже в ближайшее время заинтересованную общественность познакомят с его дизайном. В этом смысле у командования ВВС секретов нет.

- Ну вот пока что еще не показали… Могу только сказать о том, что аналогичная совместная американо-европейская программа Jointstrike fighter уже близится к завершению и даже уже известно, когда самолет будет поставлен на вооружение. В частности, в 2008 году этот самолет поступит в американские войска. Даже уже известно, сколько он примерно будет стоить - от $37 млн до $50 млн в ценах 2002 года. Так что за исключением чисто технологических сведений, это абсолютно открытый проект. Сколько тратим мы на эту программу, неизвестно. Понятно только, что гораздо меньше. Достаточно посмотреть, сколько в нашей стране выделяется средств в год в рамках гособоронзаказа, то поймем, что цифры абсолютно несопоставимые. Занимается этими разработками АХК "Сухой" и сколько они тратят сказать точно невозможно. Это тоже закрытая информация.

- А существует возможность привлечь частные инвестиции в эту сферу?

- Вообще-то этот холдинг является ОАО со 100% участием государства. Так что даже с точки зрения его организационно-правовой структуры привлечение частных инвестиций исключено.

- Какими боевыми и летными характеристиками должен обладать самолет пятого поколения?

- Поколение, к которому принадлежит данный самолет, зависит не от того, как его позиционирует главком ВВС, а в зависимости от его соответствия ряду объективных критериев. Во-первых, это интеграция бортовой электроники. То есть, пилот не сам отслеживает показания приборов, а за него это частично делает искусственный интеллект, который дает общую картину происходящего. И даже может подсказывать, например, какие цели следует атаковать в первую очередь. Второй параметр - это возможность в течение длительного времени лететь на сверхзвуковой скорости (т.н. "крейсерская" скорость). И, наконец, в качестве дополнительной характеристики можно назвать малозаметность во всех волновых диапазонах.

- То есть речь идет о технологии Stealth?

- Да, именно так.

- Если мы представим себе, что данный проект действительно (по словам Владимира Михайлова) близок к завершению и новый самолет (опять же по его словам) "поднимется в воздух не позднее 2007 года " то сумеем ли мы опередить США, начав первыми осваивать экспортные рынки?

- Дело в том, что F-35 (Jointstrike fighter) уже включен в план поставок в американскую армию на 2008 год. Наш аналог в 2007 году только взлетит. То есть речь идет только о начале испытаний. И сейчас нельзя даже предположить, сколько времени пройдет, прежде чем самолет будет готов к серийном производству. Потому что, повторюсь, это безумно сложный и дорогой проект. Достаточно просто посмотреть, как долго у нас создается объединенная авиастроительная компания, чтобы понять, что наш авиапром не готов быстро "поднимать" такие проекты, как создание самолета пятого поколения. Даже при том, что в процесс создания этого интегрированного холдинга регулярно вмешивался сам президент. Учитывая это, ни один эксперт вам не скажет, сколько времени может занять подготовка к выпуску этого самолета.

- Каковы экспортные перспективы этой модели, если предположить, что России в течение ближайших нескольких лет все же удастся получить такой самолет?

- Когда борт все же будет создан, то его нишей станут те страны, которые традиционно закупают российскую технику. Это могут быть Перу и Венесуэла, Вьетнам, Китай и Индия.

- Двум последним Россия будет продавать готовые самолеты или технологию?

- Сложно сказать. Но, скорее всего, это станет предметом долгих и трудных переговоров. Потому что в последнее время налицо тенденция, когда Китай и Индия отказываются от получения уже готовых образцов военной техники. И даже не хотят производить ее по лицензии. Они намерены участвовать в разработке. То есть за свои деньги они получают доступ к новым технологиям. С такой же проблемой, впрочем, сталкиваются и американцы, когда их европейские партнеры настаивают на аналогичном механизме участия. Могу точно сказать, что российский самолет процентов 20-30 рынка возьмет уже исходя только из качества и более низкой цены.

Факты:

Техническое задание Минобороны на разработку фронтового тактического самолета пятого поколения фирма "Сухой" получила в июле 2002 года. Осенью 2004 года была завершена разработка самолета, а в ноябре-декабре проведена защита эскизного проекта. В самом конце 2004 года государственная приемная комиссия подписала акт, подтверждавший соответствие эскизного проекта выданному заданию
...
Авторские права на данный материал принадлежат «KM.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка