О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

НПО "Авиатехнология" получит индульгенцию

ФГУП "Рособоронэкспорт" приняло решение о создании "на паритетных началах" совместного предприятия с ЗАО "НПО "Авиатехнология"

В конце прошлой недели стало известно, что ФГУП "Рособоронэкспорт" приняло решение о создании "на паритетных началах" совместного предприятия с ЗАО "НПО "Авиатехнология". Генеральным директором СП назначен глава "Авиатехнологии" Геннадий Мулин. ООО "АТ-Спецтехнология", как назвали новое предприятие, займется "консолидацией деятельности оборонно-промышленного комплекса", в первую очередь заводов, связанных с авиационно-космической отраслью и выпускающих для нее специальные стали и сплавы. По сообщению ФГУП, в задачи СП входит также предотвращение "последовательного захвата предприятий данного сектора металлургии различными структурами, в том числе действующими в интересах иностранного капитала и нередко использующими противозаконные методы". В дальнейшем "АТ-Спецтехнология", по замыслу чиновников, станет ядром металлургического холдинга по производству спецсплавов для авиационной промышленности.

Итак, идея образования оборонно-авиационного холдинга с участием государства наконец воплотилась в конкретном решении о создании совместного предприятия. Первым шагом новой компании, судя по информации знакомых с ситуацией участников рынка, возможно, станет поглощение ОАО "Корпорация "ВСМПО-Ависма"" (см. заметку в пятничном номере RBC daily). Титановый холдинг, как уже сообщала RBC daily, производит сплавы, необходимые для авиационной и космической отрасли. Один из руководителей компании "Сухой" заявил RBC daily, что они с интересом следят за событиями в ВСМПО, обладающем уникальной технологией прессования титановой стружки, детали из которой используются в производстве самолетов. Аналогичный интерес выразили и сотрудники ОКБ "Туполев". Поэтому из уст близких к Кремлю чиновников уже около года звучат опасения, что возможный переход контроля над "ВСМПО-Ависмой" в руки иностранных инвесторов является угрозой для национального оборонного комплекса.

Между тем совладелец "ВСМПО-Ависмы", председатель совета директоров Вячеслав Брешт ранее планировал после завершения продолжающегося сейчас конфликта с группой "Ренова" разместить акции титанового холдинга на бирже Нью-Йорка, а 13,4% акций своей компании уже продал институциональным западным инвесторам, представленным компанией Renaissance Securities. Из сообщения о создании СП с "Авиатехнологией" напрямую следует, что в его обязанности входит не допускать иностранных инвесторов на титановый завод. Следовательно, приобретение контроля над "ВСМПО-Ависмой" является логичным первым шагом в деятельности "АТ-Спецтехнология". В "Авиатехнологии" RBC daily сообщили, что распространение информации о деятельности СП координирует "Рособоронэкспорт". Но Иван Скрыльник, заместитель начальника пресс-службы "Рособоронэкспорта", отказался комментировать детали управления совместным предприятием. Источник RBC daily в Минэкономразвития сообщил, что "знаком с проектом "Рособоронэкспорта", однако также отказался от дальнейших комментариев.

Г-н Брешт заявил вчера RBC daily, что не понимает, откуда возникло предположение, что ВСМПО будет поставлять титановый прокат на российские предприятия в последнюю очередь, после поставок Boeing и Airbus. "Со мной можно договориться", - утверждает он. Более того, по словам главы титанового холдинга, он говорил об этом с представителями авиационной промышленности, а также с премьер-министром Михаилом Фрадковым и главой "Роспрома" Борисом Алешиным. Генеральный директор "ВСМПО-Ависмы" Владислав Тетюхин подтвердил RBC daily, что с "Рособоронэкспортом" у титановой компании существуют давние рабочие отношения. К слову, если дело дойдет до продажи бизнеса "ВСМПО-Ависмы", г-н Брешт оценивает его стоимость в 3-4 млрд долл., то есть контрольный пакет может обойтись государству не менее чем в 1,5-2 млрд долл.

Проблему развития российской авиаотрасли Вячеслав Брешт видит не в поставках титанового проката, а в отсутствии проектов новых самолетов, которые могли бы конкурировать с продукцией Boeing и Airbus. По его мнению, единственным грамотным путем развития авиации в России сейчас могло бы стать партнерство с западными авиакорпорациями. Но чтобы Россия могла рассчитывать более чем на 3-4% в таком СП, правительству следует создать управляемое государством предприятие, включающее в себя три компании: ОАО "ГМК "Норникель"", ОАО "Мечел" и ОАО "Корпорация ВСМПО-Ависма". "Тогда есть предмет торга с Boeing и Airbus", - говорит владелец титанового бизнеса. Дело в том, что названные компании производят уникальные высокотехнологичные сплавы ("Норникель" - платиновые и палладиевые, "Мечел" - никелевые). Однако, отмечает Вячеслав Брешт, такой корпорацией нужно грамотно управлять. Сам он считает себя не способным выполнять работу чиновника.

Похоже, что НПО "Авиатехнология" потребовалось оборонщикам именно в качестве такого управляющего. Компания известна на рынке с начала 90-х, когда она взяла на себя обеспечение поставок на отечественные заводы, производящие высокотехнологичные комплектующие для самолетостроения. Позже "Авиатехнология" получила контрольный пакет ЗАО "Ступинская металлургическая компания" (СМК, производит высокотехнологичный авиационный прокат) и ОАО "Кулебакский метзавод" (КМЗ, выпускает металлургические полуфабрикаты авиационного назначения).

Менеджеры НПО имеют опыт эффективного управления предприятиями, связанными с авиационной отраслью. Но с 2001 года компанию стали преследовать неудачи. В 2004 г. ее вытеснили с СМК и КМЗ, а главе и основателю "Авиатехнологии" Сергею Мулину предъявили обвинение в хищении госрезерва (сырья для СМК, розыскное дело № 12403 от 07.12.2001 с мерой пресечения - арест). Федеральные власти почти сразу признались, что взятый г-ном Мулиным резерв полностью возвращен, проценты за его использование выплачены (письмо Росрезерва № МП-5188/3 о том, что претензий по возвращению кредита нет), но уголовное дело против него остается открытым. Сергей Мулин с 2001 года жил за рубежом. А Виктор Клочай, выкупивший в 2004 г. с помощью неоднозначной операции более 60% акций КМЗ ("Авиатехнология" пыталась оспорить сделку, но безуспешно), получил место в структурах власти: в настоящее время он является вице-губернатором Нижегородской области. Источник на одном из оборонных предприятий заявил RBC daily, что СП с "Рособоронэкспортом" станет для Сергея Мулина "индульгенцией". Скорее всего, уголовное дело закроют, и он сможет вернуться в Россию, уверяет собеседник RBC daily....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка