О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аэрофлот объявляет финансовые результаты за 1 квартал 2025 года по МСФО

Группа "Аэрофлот" (далее - Группа, тикер на Московской бирже: AFLT) сегодня опубликовала сокращенную консолидированную промежуточную финансовую отчетность за первый квартал 2025 года, подготовленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности

"Аэрофлот начинает 2025 год с уверенных для низкого сезона первого квартала результатов. Несмотря на давление со стороны затрат, Группа показала операционную рентабельность и общий финансовый результат выше исторических сезонных уровней. Безусловно, очень важным является и тот факт, что Компания в соответствии с планами на год поддерживает уровень перевозок, достигнутый ускоренным ростом 2024 года, несмотря на внешние вызовы и ограничения.

В первом квартале Группа столкнулась с рядом как ожидаемых, так и новых вызовов. Традиционно показывают рост расходы на обслуживание пассажиров, прежде всего аэропортовые сборы в результате реконструкции терминалов российских аэропортов. Продолжился рост расходов на оплату труда в связи с улучшением условий труда работников и решениями о повышении окладов, принятыми еще в прошлом году. Рост расходов на техническое обслуживание против сопоставимого периода прошлого года продолжился, но по сравнению с прошлыми кварталами - стабилизировался. Динамика макроэкономических индикаторов сложилась таким образом, что значительно снизился топливный демпфер: в условиях укрепления рубля экспортная цена для расчета выплаты вплотную приблизилась к уровню отсечки, а во втором квартале и вовсе стала ниже. Снижение демпфера компенсируется сокращением валютных расходов и уменьшением эффективной цены на керосин, хотя и не в полной мере. В результате уровень роста затрат незначительно превысил уровень роста доходов, однако значим и сам факт возможности роста доходов, обеспеченный ростом доходов населения.

Повлиял на результаты и такой, в значительной мере, технический аспект как снижение количества длинных выходных праздничных дней в феврале и марте, а значит и периодов повышенного спроса, традиционно вносящих вклад в объемные и финансовые показатели. Сравнение результатов с базовым високосным годом, что было заметно в феврале, привело к снижению пассажиропотока Группы за этот месяц только за счет отсутствия одного дня, тогда как в остальные дни февраля Группа показывала сопоставимые результаты.

Валютный фактор оказался значим для консолидированных финансовых результатов, хотя и в меньшей степени по сравнению с ранее опубликованными результатами по РСБУ в связи с использованием допустимых стандартами МСФО учетных принципов, позволяющих отражать часть переоценок в капитале. Из опубликованного финансового результата в размере 26,9 млрд руб. на валютную переоценку пришлось 27,3 млрд руб.

Андрей Чиханчин
Первый заместитель генерального директора
по коммерции и финансам ПАО "Аэрофлот


В первом квартале 2025 года Группа "Аэрофлот" перевезла 11,6 млн пассажиров, что на 0,8% больше, чем за аналогичный период 2024 года. На внутренних линиях пассажиропоток увеличился на 0,2%, до 8,7 млн пассажиров, на международных линиях - на 2,9%, до 3,0 млн пассажиров. Процент занятости пассажирских кресел сохранился на высоком уровне и составил 88,1%. Пассажирооборот увеличился на 2,2%, предельный пассажирооборот - на 2,5%. Динамика операционных показателей является основополагающим фактором роста финансовых результатов.

Выручка Группы "Аэрофлот" за первый квартал 2025 года выросла на 9,6% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года и составила 190 242 млн руб. Выручка от регулярных пассажирских перевозок увеличилась на 10,8%, до 177 343 млн руб., что связано преимущественно с изменением доходных ставок и ростом пассажирооборота. Выручка от грузовых перевозок увеличилась на 11,0%, до 7 584 млн руб., несмотря на снижение объемов грузовых перевозок на фоне положительной динамики стоимости перевозок. Прочая выручка увеличилась на 3,1%, до 4 158 млн руб.

Операционные расходы за исключением прочих расходов/доходов увеличились на 14,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 197 258 млн руб. Расходы выросли на фоне увеличения себестоимости в цепочке поставок и, в незначительной мере, в связи с расширением производственной программы и увеличением провозных емкостей (кресло-километров) на 2,5%. Отмечается рост по основным статьям затрат, в том числе на обслуживание пассажиров и аэропортовые сборы, оплату труда, а также на техническое обслуживание и ремонт воздушных судов.

Расходы на авиационное топливо увеличились на 6,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 69 900 млн руб. Более половины роста определено фактором объема использованного топлива при увеличении количества рейсов. Стоимость тонны авиакеросина выросла на 2,6%. При этом отмечается снижение топливного демпфера на фоне укрепления рубля и снижения экспортной цены керосина. Эффективный рост расходов на керосин с учетом снижения компенсации составил 19,4% и был частично нивелирован сокращением валютных компонентов расходов на фоне курсовой динамики.

Расходы на обслуживание воздушных судов и пассажиров увеличились на 17,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 40 288 млн руб. Рост данной статьи расходов обусловлен преимущественно повышением тарифов аэропортов, в том числе прошедших реконструкцию, а также ростом стоимости элементов сервиса на борту.

Расходы на амортизацию увеличились на 5,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 29 943 млн руб. Эффект страхового урегулирования, обеспечивший снижение амортизации в 2024 году, исчерпан. Рост капитальных затрат в рамках реализации инвестиционной программы, а также капитализация затрат на ремонты воздушных судов, приводят к увеличению объема внеоборотных активов и, как следствие, расходов на амортизацию.

Расходы на оплату труда составили 28 424 млн руб., увеличившись на 33,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на фоне инициатив по улучшению условий труда сотрудников: с октября 2024 года повышено вознаграждение пилотам, а с первого квартала 2025 года увеличена оплата труда бортпроводников и инженерного персонала.

Расходы на техническое обслуживание воздушных судов увеличились на 37,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 13 177 млн руб., что связано с ростом стоимости комплектующих и увеличением производственного налета часов на 3,8%. Рост также связан с актуализацией подхода к классификации запасных частей в качестве основных средств с третьего квартала 2024 года. При этом расходы на техническое обслуживание и ремонт стабилизировались по сравнению с четвертым кварталом 2024 года.

Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы увеличились на 19,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 4 056 млн руб. на фоне роста расходов на сопровождение ИТ-продуктов, продвижение бренда и новых направлений после значительного сокращения затрат на рекламу в предыдущие годы.

По статье "Прочие операционные доходы и расходы, нетто" получен доход в размере 26 118 млн руб., на 9,8% ниже по сравнению с доходом, полученным за аналогичный период прошлого года. В данной статье учитываются доходы по топливному демпферу и возврат акциза за авиаГСМ, начисление и восстановление резервов и ряд других расходов и доходов. Объем топливного демпфера и возвратного акциза за первый квартал 2025 года составил 8 260 млн руб., на 42,7% ниже аналогичного периода прошлого года, что стало определяющим фактором снижения данной статьи отчетности. В первом квартале 2025 года в ее составе также отражены эффекты, связанные с курсовой переоценкой зарезервированных ранее обеспечительных депозитов, номинированных в иностранных валютах. В первом квартале 2024 года отражен положительный эффект от сделок страхового урегулирования отношений с иностранными арендодателями по семи воздушным судам в размере 8 759 млн руб.

Операционные расходы выросли на 19,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 171 140 млн руб., в связи с указанными выше факторами.

Показатель прибыли до вычета процентов, налогов, амортизации (EBITDA) в результате влияния вышеуказанных факторов за первый квартал 2025 года составил 49 045 млн руб. Скорректированная на влияние валютной переоценки на операционные расходы/доходы EBITDA первого квартала 2025 года оставила 36 560 млн руб. по сравнению со скорректированным на эффект страхового урегулирования показателем 51 055 млн руб. за первый квартал 2024 года.


В связи с тем, что на 31 марта 2025 года 44,0% лизинга в денежном выражении переведено в рубли, а обязательства по аренде в сумме 184 960 млн руб., выраженные в долларах США, признаны в качестве инструмента хеджирования будущей валютной выручки, в отчете о прибыли или убытке с учетом возобновления применения учета хеджирования отражаются переоценки только по четверти лизингового портфеля. Переоценки по оставшейся части долларового портфеля отражаются в капитале и переносятся в расходы отчетного периода пропорционально их реализации.

Финансовые доходы увеличились в 6,8 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 32 638 млн руб., и включают положительный эффект курсовой переоценки 27 297 млн руб.

Финансовые расходы снизились на 56,3%, до 14 230 млн руб., в связи с тем, что в первом квартале прошлого года в данной статье отражен отрицательный эффект курсовой переоценки в сумме 11 987 млн руб., а также эффект от списания финансовых активов по договорам аренды в связи с реализацией сделок страхового урегулирования в указанный период в сумме 4 805 млн руб.

Реализация результата хеджирования - за три месяца 2025 года убыток, перенесенный из резерва по инструментам хеджирования в капитале в состав прибылей и убытков, составил 708 млн руб. В сопоставимом периоде прошлого года данный убыток отсутствовал в связи с началом применения учета хеджирования в третьем квартале 2024 года.

Чистая прибыль Группы "Аэрофлот" за первый квартал 2025 год составила 26 878 млн руб. по сравнению с 1 109 млн руб. за первый квартал прошлого года. При этом оба показателя содержат эффект курсовой переоценки, а также ряд других единоразовых эффектов. Чистая прибыль отчетного периода содержит эффект положительной валютной переоценки в размере 27 297 млн руб., а также ряд других эффектов в нетто размере 2 997 млн руб. Скорректированный чистый убыток Группы "Аэрофлот" за первый квартал 2025 года составил 3 416 млн руб. против скорректированной прибыли 6 543 млн руб. за первый квартал 2024 года.

Общий долг по состоянию на 31 марта 2025 года снизился на 12,0% по сравнению с 31 декабря 2024 года, до 619 347 млн руб. Динамика обусловлена снижением обязательств по аренде на 13,3% на фоне укрепления курса рубля к доллару США с 101,7 руб. на 31 декабря 2024 года до 83,7 руб. на 31 марта 2025 года. Сумма кредитной задолженности (банковский долг и задолженность по облигациям) увеличилась на 2,9%, до 46 010 млн руб.

Объем денежных средств и краткосрочных финансовых инвестиций увеличился на 1,7% по сравнению с 31 декабря 2024 года и составил 107 211 млн руб.

Чистый долг на 31 марта 2025 года составил 512 136 млн руб., что ниже показателя на 31 декабря 2024 года на 14,4%.

Кредитный рейтинг ПАО "Аэрофлот" присвоен на уровне ruAA, прогноз стабильный - от агентства "Эксперт РА" и от агентства "АКРА".

[1] Прибыль от операционной деятельности до вычета амортизации, в 2024 году также до вычета таможенных пошлин.
[2] Чистый убыток / прибыль скорректированы на курсовой эффект, эффект страхового урегулирования отношений с иностранными арендодателями, начисление резерва по финансовому активу, списание кредиторской задолженности.
[3] Обслуживание воздушных судов в аэропортах и на трассе, расходы по обслуживанию пассажиров и расходы на продукты для производства бортового питания.
[4] Расходы от операций по соглашениям "код-шеринг", расходы по краткосрочной аренде и переменным арендным платежам, не включенным в обязательства по аренде, расходы на услуги связи и бронирования, расходы по страхованию и другие.
[5] В апреле 2023 года ПАО "Аэрофлот" была проведена сделка по продаже и обратной аренде 10 воздушных судов Boeing 777. Дисконтированные обязательства по обратной аренде воздушных судов в размере 15,8 млрд руб. на 31.12.2024 учитываются в составе кредитов и займов.
[6] С 2025 года помимо долгосрочных обязательств включают краткосрочные обязательства.
Авторские права на данный материал принадлежат «АК "Аэрофлот - российские авиалинии"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка