О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аэропорт Победилово: от аэродрома до международных рейсов и масштабной реконструкции

Аэропорт Победилово - важный транспортный узел Кировской области. Сегодня он переживает очередной период расцвета: из года в год расширяется сетка полетов, растет пассажиропоток, идет обновление здания и инфраструктуры. В планах - принимать международные рейсы. О зарождении аэропорта, его "золотом периоде" и непростом пути преобразования с 90-х до наших дней - в материале.

Как появился аэропорт

История аэропорта Победилово берет свое начало в 1941 году. Тогда это был аэродром, который использовали как резервную площадку для самолетов. Основной площадкой был аэродром на Филейке, который принимал регулярный рейсы из районов области.

Спустя чуть больше 20 лет - в 1964-м - площадку признали подходящей для строительства нового гражданского аэровокзала. Через пять лет здесь построили ныне существующий аэропорт Победилово.

Изначально аэропорт получил название от близлежащего поселка. Однако официально так он нигде не назывался. В документах его упоминали как Кировский аэропорт. И только в 2012 году воздушная гавань официально получила название Победилово.

Каким был аэропорт в первые годы

Инфраструктура аэродрома представляла собой деревянные здания. В двухэтажном находился командирский пункт и кассы, в отдельном домике - ресторан. О последнем сохранились воспоминания писателя Евгения Мильчакова, который описывал ресторан так:

- Выбор напитков исключительный. Югославский коньяк... кубинский ром, польская водка, болгарские вина. Пиво разных сортов. После окончания трудового дня в ресторанчике любили собираться инженеры и мастеровые.

По воспоминаниям кировчан, в аэропорту того времени было всегда чисто и ухоженно, задержек рейсов не происходило.

Также пассажиры тех лет могли воспользоваться гостиницей, детской комнатой, библиотекой и почтой. Из Победилово в то время полеты совершали пассажирские самолеты Ан-2 и Ли-2. Также на аэродроме находились санитарные самолеты и самолеты лесоохраны.

В 1969 году здание аэропорта украсили мозаичным панно "Вятская земля", которое красовалось на нем вплоть до реконструкции. Художник Ильяс Юмагулов так сказал о своей работе:

- Аэропорт, образно говоря, является воздушными воротами и Кирова, и области. Человек, ступивший на нашу землю, должен почувствовать ее гостеприимство, красоту и богатство. В своей работе я попытался воплотить весь свой опыт, впечатления, накопленные мною за десять лет жизни в Кирове, ставшем для меня дорогим.

В 1980-х годах аэропорт существенно расширил маршрутную сеть. Самолетами "Аэрофлота" из Кирова можно было добраться до следующих городов: Москва, Ленинград, Минск, Киев, Рига, Горький, Архангельск, Мурманск, Сыктывкар, Печора, Воркута, Пермь, Свердловск, Омск, Новосибирск, Челябинск, Ташкент, Ижевск, Казань, Уфа, Чебоксары, Ульяновск, Куйбышев, Пенза, Харьков, Симферополь, Волгоград, Минеральные Воды, Сочи.

Самым дорогим был билет до Сочи, он стоил 44 рубля, самым дешевым - в Йошкар-Олу и Ижевск: 12 рублей.

Кризис авиации и международные перелеты

В 90-е годы из-за значительного повышения цен состояние местной авиации значительно ухудшилось. Экономическая ситуация вынуждала повышать цены на билеты. Это привело к тому, что в 1992 году Кировское авиапредприятие прекратило полеты на местных пассажирских авиалиниях. Под угрозой оставалось междугороднее сообщение.

Любопытно, что в тяжелые 90-е годы Киров успел принять два международных рейса. Один из них - чартерный Boeing -707 с гуманитарной помощью россиян - прибыл из Канады в 1992 году. Тогда представители Красного Креста привезли на Вятку 15 тонн медикаментов вместо запланированных девяти.

В 1996 году Кировское авиапредприятие выполняло рейсы по маршруту Киров - Берлин и обратно. Цена билета была просто шокирующей - 950 тысяч рублей. К слову, в те годы средняя зарплата по России составляла около 700 тысяч рублей в месяц. Такой полет могли себе позволить лишь восемь кировчан.

Маршрут рейса был следующим: самолет вылетал из Кирова, потом садился в Нижнем Новгороде для прохождения таможенного контроля, а потом направлялся в Берлин. Время в пути занимало всего пять часов.

- Кировчан берут в качестве "попутного груза", чтобы не лететь порожняком, после того как самолет доставит рабочих из Когалыма, которые работают в Германии вахтовым методом, - рассказывала на своих страницах газета "Вятский край".

Период возрождения

Из-за высокой стоимости топлива в начале 2000-х пассажирских авиаперевозок из Кирова не было. Несмотря на это, кировский аэропорт не закрылся. Часть прибыли Кировскому авиапредприятию приносили самолеты, которые брали в аренду для полетов в Грузию, Узбекистан, Кувейт, Мозамбик, Ирак и другие государства.

К 2005 году ОАО "Кировавиа", которое было создано на базе бывшего Кировского авиапредприятия, удалось выйти на безубыточный режим работы. Выручку получали за счет заказов областного правительства на услуги санитарной авиации и предприятия "Ямалстройгазодобыча": оно перевозило авиарейсами грузы и вахтовиков из Кирова.

В последующие пять лет из Кирова возобновились регулярные рейсы в Москву и Санкт-Петербург, появились льготные авиаперевозки в столицы Приволжья.

В 2010-е годы говорили о возможности сделать Победилово международным аэропортом. Но все осталось на уровне слов.

Благодаря областному финансированию и привлечению авиаперевозчиков аэропорт смог расширить географию полетов:
  • 2018 - Крым;
  • 2020 - Симферополь, Сочи;
  • 2022 - Анапа, Уфа;
  • 2023 - Казань;
  • 2024 - Минеральные воды, Калининград.
В преддверии 650-летнего юбилея города в аэропорту прошла масштабная реконструкция. Обновили помещения, фасад здания, увеличено количество парковочных мест. Появилась платная стоянка.

На первом этаже аэропорта оборудовали торговые точки с сувенирной продукцией, зоны досмотра и регистрации, а также медпункт. Здесь же установили электронный информационный стенд, на котором можно посмотреть актуальное расписание и приобрести билеты.

Появился расширенный бизнес-зал, зал повышенной комфортности. Более того, в Победилово открыли второй этаж аэропорта, который долгое время был законсервирован. Площадь увеличилась с 400 до 1 тысячи кв. м.

Автор: Елена Пичугина
Авторские права на данный материал принадлежат «Свой кировский.рф». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка