Госкорпорация Ростех
18 декабря 2023, 19:34
Аэропорт "под ключ"
Инструменты для мягкой посадки
Одна из важнейших составляющих любого аэропорта - аэронавигация. От того, какое оборудование радиолокации и навигации используется, зависит, как пройдет весь полет. В России более половины радиотехнического оборудования аэродромов изготовлено челябинским радиозаводом "Полет" холдинга "Росэлектроника" Госкорпорации Ростех. Системы посадки и аэродромные обзорные локаторы производства предприятия работают в ведущих аэропортах страны - Шереметьево, Домодедово и десятках других.
В радиолокационную систему посадки "Полета" входит диспетчерский, или обзорный, аэродромный радиолокатор (ОРЛ) и посадочный радиолокатор (ПРЛ). Обзорный радиолокатор собирает информацию о воздушной обстановке в зоне аэропорта и передает ее в систему управления воздушным движением. Мощные устройства могут "видеть" достаточно далеко. Например, радиолокатор АОРЛ-1АС, выпускаемый в Челябинске, способен обнаруживать воздушные суда на расстоянии до 400 км.
Посадочный радиолокатор отвечает за финальную стадию - предпосадочные маневры и саму посадку. Грубо говоря, он следит, чтобы самолет не отклонялся от заданной траектории снижения, так называемой глиссады. Посадочный радиолокатор ПРЛ-2СТ производства радиозавода "Полет" может отслеживать летательные аппараты на расстоянии до 40 км.
На земле используются радиомаячные системы посадки, которые посылают самолетам сигналы для ориентации во время приземления. В состав такой системы входят курсовой и глиссадный радиомаяки. А дополняют ее специальные маркерные маяки, которые устанавливаются в разных частях взлетно-посадочной полосы. Челябинский радиозавод "Полет" одним из первых в стране начал производить навигационное оборудование, и сегодня оно применяется в десятках аэропортов России и других государств.
Большие глаза аэропорта
Еще одна, сравнительно новая, разработка "Полета", напрямую влияющая на безопасность работы авиации, - это интеллектуальная система мониторинга инфраструктуры аэропорта. Аэропорт - это огромная система с большим количеством участников и разнообразных процессов, сложнейшей техникой и высоким уровнем опасности. Система "Полета" обеспечивает всесторонний контроль за территорией, всеми объектами и их перемещениями, ведет наблюдение охраняемого периметра аэропорта и соседних участков.
Кроме радиолокаторов в состав комплекса входят видеокамеры, серверы обработки данных и специализированное программное обеспечение с применением нейронных сетей. Радиолокаторы обнаруживают подвижные объекты и автоматически передают команды наведения видеокамерам, следящим за передвижением целей в видимом и инфракрасном диапазонах. Важно отметить, что система настроена таким образом, что она не мешает работе средств обеспечения полетов, о которых мы говорили выше.
Кроме собственно наблюдения система может анализировать информацию, то есть определять тип объектов, фиксировать нарушения правил и безопасности. Всего же аппаратура может одновременно распознавать и сопровождать до 30 объектов в зоне обзора. Встроенный в систему искусственный интеллект может прогнозировать ситуации и помогает операторам и другим должностным лицам в принятии решений.
Осторожно, птицы!
По данным Международной организации гражданской авиации, ежегодно в мире происходит более 5 тысяч столкновений воздушных судов с птицами. Большая часть из них заканчивается благополучно, но в истории авиации есть и трагические случаи. И чаще всего такие опасные встречи случаются во время взлета и посадки, поэтому максимально освободить территорию от птиц - одна из важных задач аэропортных служб.
Важной составляющей авиационной орнитологии является изучение и анализ поведения птиц. В прошлом году НИИ "Вектор" холдинга "Росэлектроника" предложил комплексное решение - систему орнитологической безопасности полетов для аэропортов Orni, включающую как систему наблюдения, так и отпугивающие устройства.
В состав Orni входят от одного до четырех радиолокаторов, которые могут одновременно отслеживать полеты до ста птиц на расстоянии до 20 км, определять направление, высоту и скорость их движения. Все данные в автоматическом режиме сохраняются и передаются в другие службы аэропорта. Также Orni включает подсистему сопряжения с биоакустическими излучателями и другими устройствами, предназначенными для отпугивания птиц в опасных зонах. Система уже прошла проверку в санкт-петербургском аэропорту Пулково, доказав свою эффективность.
Доверяй, но проверяй
Все, кто летал на самолетах за последние 30-40 лет, обязательно проходили через арку металлодетектора и отправляли свой багаж на проверку в интроскоп. Эти устройства сделали работы аэропортов безопаснее и значительно снизили количество угонов самолетов.
Производители выпускают модели различных типов этих устройств в зависимости от их предназначения. Например, арочный металлодетектор МТД-КА концерна "Автоматика" способен выявить даже скрепку, не говоря уже про большие металлические предметы. В числе его преимуществ - ударопрочность, работа в диапазоне температур от -20 до +45 °C, наличие интеллектуальных счетчиков пассажиропотока, безопасность для беременных женщин и людей с кардиостимуляторами.
Пожалуй, самым важным отличием МТД-КА является широкий диапазон регулировки чувствительности - от 0 до 999 уровня. Это значит, что на максимальном уровне металлодетектор действительно может найти даже скрепку, а на минимальном - обнаружить большие металлические предметы, не обращая внимания на пряжки ремня или монетки в кармане. Металлодетекторы "Автоматики" сертифицированы по требованиям транспортной безопасности в соответствии с Постановлением Правительства РФ №969. Они обеспечивали безопасность чемпионата мира по футболу FIFA 2018 и единых дней голосования
Интроскоп позволяет заглянуть внутрь багажа путешественников, не открывая его. Работает это устройство на основе всем привычной рентгенографии: лучи проходят сквозь вещи, часть излучения теряется в зависимости от материала предметов, и на экране выводится изображение содержимого багажа. Таким образом можно обнаружить наркотики, взрывчатку, оружие. Московский завод "Сапфир" холдинга "Швабе" выпускает серию интроскопов "Сапфир-ИР". Устройства полностью безопасны для сотрудников аэропорта и пассажиров, изготавливаются по лицензии Роспотребнадзора на работу с источниками ионизирующего излучения и имеют сертификат соответствия, а их программное обеспечение включено в Единый реестр российского ПО Минцифры России.
Авторские права на данный материал принадлежат «Госкорпорация Ростех». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114