МАИ
21 октября 2025, 11:13
Аспирант МАИ разрабатывает грузовой космический самолет на замену ракетам-носителям
- Традиционные ракеты-носители даже с учетом текущих разработок многоразовых систем скоро достигнут предела своего технического совершенства и не смогут обеспечить дальнейшее снижение стоимости доставки груза на орбиту. Чтобы удешевить космические запуски, необходимо внедрение принципиально новых технических решений, - отметил Денис Мяукин.
По словам маевца, его проект отличается от аналогичных, например Skylon, меньшей технической сложностью. Чтобы полет осуществлялся эффективно на всех скоростных режимах - от взлета до выхода на орбиту - Денис Мяукин предлагает использовать комбинированную двигательную установку, состоящую из трех частей и использующую водород в качестве горючего. На старте и для разгона в плотных слоях атмосферы планируется использовать пароводородный ракетно-турбинный двигатель, далее - прямоточный, а на заключительном участке траектории - ракетный.
Такие особенности позволят снизить массу топлива приблизительно на 20% по сравнению с ракетными транспортными системами. Это потенциально даст возможность увеличить относительную массу полезной нагрузки с 5 до 8% от стартовой массы аппарата.
- Топливо в ракетах за счет принципа их полета тратится не только для набора скорости, но и для компенсации силы тяжести. В моей разработке гравитационные потери отсутствуют на значительном участке траектории - там, где подъемная сила компенсирует силу тяжести. В совокупности с применением более эффективной двигательной установки это позволяет увеличить массу полезного груза. То есть, если и аэрокосмическая транспортная система, и ракета-носитель будут иметь одинаковую стартовую массу в 400 тонн, то первая сможет доставить на низкую опорную орбиту до 32 тонн полезного груза, а вторая - только до 20 тонн, - уточнил Денис Мяукин.
В рамках проекта создана математическая модель летательного аппарата и проведены расчеты по оптимизации траектории выхода на заданную орбиту высотой 220 км, подтвердившие перспективность подхода. Дальнейшие расчеты позволят уточнить облик аппарата и детальные требования к его двигательной установке.
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 4, 2025
Россети реконструировали подстанцию, снабжающую аэропорт Сургута
Декабрь 4, 2025
Авиакомпания "ЮВТ АЭРО" объявляет о запуске нового авиарейса между Казанью и Улан-Удэ
Декабрь 4, 2025
Рассмотрение иска Минлесхоза Приамурья к "Ангаре" продолжат 16 декабря
Декабрь 4, 2025
На пороге 4 000 000 пассажиров: Международный аэропорт Красноярск подвел итоги работы за ноябрь 2025 года