ORDA
19 августа 2025, 14:24
Авиашоу или авиашок? Энтузиасты превратили аэродром Байсерке в праздник неба
Хроника полетов
Аэродром Байсерке - место с историей, уходящей корнями в 1930-е годы. Аэродром зародился как форпост аэроклуба "Осоавиахим" - добровольного общества, призванного развивать авиацию и оборону. Государственным и хозорганизациям партком поручил оказывать аэроклубу "всемерное содействие".
Позже он вошел в систему ДОСААФ - добровольного общества содействия армии, авиации и флоту. Здесь тысячи юношей впервые садились за штурвал и прыгали с парашютом. Через Байсерке проходили и будущие космонавты - Талгат Мусабаев и Дмитрий Кондратьев.
Флаг Казахстана на орбите и больше суток в открытом космосе: чем запомнился Талгат Мусабаев
Есть и неожиданные страницы. В июле 2005 года аэродром стал площадкой для российского рок-фестиваля "Нашествие-130". А в 2012 году отсюда поднялся в воздух первый казахстанский сельскохозяйственный самолет "Арай", собранный по канадской лицензии.
Сегодня Байсерке остается центром малой авиации: здесь базируются частные аэроклубы, проходят прыжки с парашютом, тренировки по пилотажу, парапланы и авиамоделизм. Но держится все на энтузиазме местных, которые год за годом превращают заросшее поле в аэродром. В 2024 году здесь впервые за 16 лет провели авиашоу. Возвращение подстегнуло энтузиастов на второе авиашоу в нынешнем году.
Второй заход
В день события к девяти утра на аэродроме начали собираться журналисты: пресс-конференцию устроили прямо в ангаре парашютистов. Брифинг вели две легенды авиации.
Юрий Ельцов, заслуженный тренер КазССР по самолетному спорту, чемпион СССР, Азии, СНГ и Казахстана. Недавно отметил 72-летие, но в воздухе словно обнуляет возраст. Перегрузки, при которых тело становится на порядок тяжелее, для него - рабочая норма. Дважды совершил перелет из Алматы в США, получив особое приглашение на празднование 500-летия открытия Христофором Колумбом Америки. Один из полетов стартовал прямо с Байсерке в Сан-Диего, а второй - через Берингов пролив, на вертолете Ми-2.
Вторым пилотом в том полете был Владимир Анцупов - мастер спорта СССР, чемпион Казахстана по самолетному и вертолетному спорту. Универсальный летчик: навыки охватывают семь типов летательных аппаратов.
На щербатом асфальте развернули музейную линию, а рядом, без всякой церемонии, встали палатки со съестным. Очереди к еде тянулись без перерыва - от первой жары до закрытия шоу. По оценкам туристского информационного центра Алматинской области, на мероприятие продали более 10 тысяч билетов.
"Помимо этого было очень много пригласительных билетов. В общем, здесь сегодня тысяч 15 точно было. По количеству задействованных людей здесь больше вопрос к самим организаторам. Со стороны акимата, управления туризма алматинской области мы вышли всем составом - около 20 человек. Волонтеров 60-70 человек. Также были задействованы все службы: МЧС, скорая помощь, полиция",
сказал представитель ведомства.
Толкотня была и у воздушных шаров. Самые стойкие могли полетать на монгольфьере за 10 тысяч тенге.
"Это тепловой аэростат класса AX. Я родился в Сургуте - там в местный аэроклуб в 90-е купили такой аэростатик. Пришлось все это изучать и пробовать самому: тогда ведь другой техники почти не было, и каждая новая оболочка воспринималась как праздник. Я успел освоить их еще в те годы, когда небо над городом только начинало открываться для любителей", - рассказал Сергей Семенкин.
Томительное ожидание накалялось с той же интенсивностью, с какой солнце держалось в зените.
В полдень под гимн Казахстана шоу наконец началось. Его открыл советский многоцелевой вертолет Ми-2, был разработан ОКБ Миля в начале 1960-х годов и впервые поднялся в небо в 1961-м. Серийное производство наладили в Польше на заводе WSK PZL-Świdnik уже в 1965 году. До самого конца выпуска в 1992-м было построено более 5400 машин.
Затем явился еле заметный силуэт Ан-2. На высоте в полторы тысячи над землей он высыпал парашютистов. Поочередно в небе раскрывались купола и тянулись вниз, пока каждый не оказался на земле.
Среди парашютистов - полковник запаса, вице-президент Казахстанской федерации авиационного спорта Тимофей Меркулов. Лицензированный тандем-инструктор, которых в Казахстане единицы. Первый казахстанский спортсмен, приземлившийся на пирамиды в Египте и Эльбрус. Кроме прочего - готовил артистку Ляйлу Тажибаеву к прыжку с парашютом с кобызом. Позже они вошли в казахстанскую Книгу рекордов.
Казахстанка сыграла на кобызе в небе над Алматы
"В 2011 году я совершил свой первый прыжок в Астане и загорелся этим видом спорта. К 2013 году прыжков стало 50. Затем поехал в Россию, прошел на аэродроме Пущино ускоренный курс обучения AFF (Accelerated Free Fall). Сейчас у меня 1550 прыжков",
поделился Тимофей.
Сам "кукурузник" тоже сделал пару кругов над аэродромом. Руслан Шуклинов ограничился неспешными пролетами вдоль полосы. Рабочая лошадка сельхозавиации вполне себе музейный экспонат на ходу.
"Я в авиации с 2010 года. Начинал с прыжков с парашюта. Было такое хобби. В девятом классе решил поступать на пилота. В 2012 году окончил школу и поступил в колледж при Академии гражданской авиации. Отучился два года и с 2014 года получил пилотское удостоверение. Сразу же пришел на аэродром Байсерке. Тот же самый аэродром, с которого и начался мой летный путь", - поделился Руслан Шуклинов.
Второе дыхание у зрителей открылось после "танца" Ми-2: вертолет двигался в такт музыке, выполняя повороты и плавные маневры на малой высоте.
Зрители в это время балансировали на земле: то прильнут к ограждениям, то к редким навесам в поисках тенька.
Парашютисты второго разряда Денис Заплаткин и Фарух Маратов эффектно выполнили купольную акробатику: спиральный пилотаж.
Были в небе и женщины-парашютистки: призер республиканского чемпионата Венера Бидахметова, на счету которой более 700 прыжков, Ирина Морозова с 500 прыжками и Маргарита Пароник с 170 прыжками и третьим разрядом.
Особняком "нырял" в небо центр парашютной подготовки Вооруженных сил РК: мастер спорта Денис Исламов, Даурен Ержанов, Жаксылык Ерназар и Руфат Мурзапаров. Рядом нарезал круги беркут, словно проверял чужаков в своей стихии.
Тяжелый многоцелевой Ми-8 почти буднично превратился в воздушного пожарного с подвеской водосливным баком. Такими тушат степные и лесные пожары в Казахстане.
После "яков" появились Socata, Tecnam, Pipistrel, Partenavia, Pilatus PC-12. Новая техника звучала тише и двигалась строже, без характерного жужжания старых поршневых машин. Их гладкие силуэты подчеркивали, что малая авиация давно шагнула в XXI век.
Четкую работу экипажа показали командир Андрей Пьяньков и второй пилот Владимир Кузьмин на итальянском высокоплане Partenavia P.68.
Владимир Анцупов показал целый набор сложнейших фигур высшего пилотажа: петля Нестерова, штопор, бочка, восьмерка и другие элементы, требующие от пилота филигранной техники и предельной концентрации. Каждая из них - это проверка на прочность и для самолета, и для человека, ведь ошибки в таких режимах не прощаются.
Затем с двух Ан-2 под управлением десантировали 24 парашютистов разом.
Кульминация: синхронный пилотаж квартета Як-18Т Андрея Анцупова, Як-52 Владимира Анцупова и Вячеслава Цаплина и Як-55 Юрия Ельцова.
За громким названием "авиашоу" на аэродроме Байсерке - вообще-то объекте четвертого класса, где полосы хватает лишь для малой авиации, - для зрителей создали камерное, но живое представление. Но все это стало возможным раз в год благодаря настойчивости энтузиастов, превращающих небольшую взлетную полосу в праздник для своих.
Стоит вспомнить, что в мире подобные события давно стали витринами индустрии. Во французском Ле-Бурже и британском Фарнборо новые Airbus и Boeing сверкают на солнце перед миллиардными контрактами, в американском Ошкоше под Висконсином целый город на неделю превращается в аэродром, а в Фэйрфорде военные выводят на подиум все - от транспортников до истребителей.
На их фоне особенно заметно разнится уровень. Там авиашоу тянет за собой индустрию - от гостиниц и трансфера до сувениров и ресторанов, а билет стоит от 500 долларов. Здесь корреспондент купила вход за четыре тысячи тенге, а дорога туда и обратно на такси обошлась в десять. И хотя со сцены не раз говорили о привлечении молодежи, на деле для детей условий оказалось несоизмеримо мало, и часть удовольствия была потеряна. Конечно, можно все списать на субъективный взгляд, но с элементарным дискомфортом мириться трудно. А если уж целиться на республиканский уровень, говорить о туризме и о вовлечении молодежи в гражданскую авиацию, то нужно нечто большее? Но и это зеркало: национальная авиация в стране лишь идет на взлет, и путь, возможно, начинается и с таких редких и энтузиастских попыток.
Авторские права на данный материал принадлежат «ORDA». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 1, 2025
Аэрофлот и Сбер выпустили совместную премиальную дебетовую карту
Декабрь 1, 2025
Аэрофлот объявляет финансовые результаты по МСФО за 9 месяцев 2025 года
Ноябрь 24, 2025
Двигатель, открывающий новые горизонты
Декабрь 2, 2025
Виновник ДТП в Самарской области выплатит компенсацию за эвакуацию на вертолете