Черемуха
8 декабря 2025, 05:57
Бережно вести к профессии. Как на "ОДК - Сатурн" определили лучших наставников и почему конкурс - это поле роста
И теория, и практика
Сотрудники "ОДК - Сатурн", выступающие в роли наставников производственных рабочих, соревновались в трех номинациях - в зависимости от категории по каскадной системе. Это инструкторы, мастера и кураторы-менторы. Еще одну номинацию выделили для команд. За звание лучших боролись четыре десятка участников.
Состязание проходило в три этапа, каждый из которых требовал от претендентов теоретических знаний и практических навыков.
Первый включал тестирование по трем ключевым направлениям: охране труда, контролю качества и принципам наставничества. По его итогам, 15 наставников и шесть команд прошли в следующие этапы, которые состоялись на базе парка-отеля "Спасское" в конце ноября. А чтобы конкурс принес максимум пользы, помимо активностей, предполагающих демонстрацию компетенций, организаторы включили в программу и тренинг.
- На втором этапе были спортивные и командообразующие мероприятия, - рассказывает Евгений Алаев, начальник сварочно-механического цеха, куратор-ментор. - Мы работали в командах, демонстрируя, как на практике реализуется наставничество, обсуждали возможности для его дальнейшего совершенствования и предлагали конкретные пути улучшения.
В рамках третьего этапа конкурса участники представили презентации по теме "Я - наставник", раскрывая опыт работы на предприятии и уникальный подход к обучению. Команды же сфокусировались на решении актуальной задачи "Как удержать персонал в подразделении", презентуя свои разработки и идеи.
- Для меня этот конкурс не про участие и не про победы, а про то, что можно прийти, поделиться своим опытом и заслушать других, - говорит Олег Пичугин, начальник производственного участка механического цеха, куратор-ментор. - Наставничество для меня в первую очередь - это инструмент для работы. Ведь от того, как мы учим и как адаптируем людей, складываются показатели, которые напрямую влияют на выпуск продукции, ее качество.
Участники внимательно слушали выступления друг друга, представители жюри задавали уточняющие вопросы и выделяли наиболее удачные моменты. Несмотря на естественное волнение некоторых выступающих, всех объединяло одно - желание максимально полно представить результаты своей работы.
А как система работает?
Каскадная система наставничества действует на "ОДК - Сатурн" с 2024 года. Ее суть в градации категорий наставников.
С момента введения этой системы передачей опыта, накопленного годами на рабочих местах, занимаются инструкторы-наставники, мастера-наставники и кураторы-менторы.
У каждого из них свои функционал и зона ответственности в соответствии с внутренним положением. Инструктор-наставник отвечает за прямое обучение непосредственно на рабочем месте. Мастер-наставник курирует работу инструкторов и организует подготовку учеников в производственной группе. Куратор, он же руководитель подразделения, - ответственный за всю систему наставничества в цехе. Для получения любой из категорий нужно пройти обучение.
- Суть не меняется, меняется инструментарий. У каскадной системы наставничества задача одна - подготовить для предприятия высококлассного специалиста, - сказал заместитель генерального директора - управляющий директор "ОДК - Сатурн", Герой Труда России Виктор Поляков. - Наставник - это важнейшее звено: он обучает, бережно ведет человека к профессии. Личный пример - вот основной принцип наставничества. Авторитет появляется у тех, кто знает чуть больше обучаемого.
На предприятии, подводя промежуточные итоги внедрения каскадной системы, говорят: комплексный подход позволяет добиться быстрого погружения новых сотрудников в производственную среду, особенно тех, кто приходит без профильного образования и опыта работы в сфере.
- К нам приходит много людей, которые не имеют профессиональной подготовки в нашей отрасли. Это специалисты из разных сфер. Наставники помогают им освоиться на предприятии и даже выступают в роли психологов, настраивая на работу, - подчеркивает Дмитрий Нерубенко, директор по производству "ОДК - Сатурн". - Важно, чтобы те люди, которые трудоустраиваются у нас, успешно прошли адаптацию и подготовились к созданию качественной продукции.
Максимум пользы
Цель конкурса профессионального мастерства - не просто выявить лучшего, но и создать площадку для обмена передовым опытом. Участники делились лучшими практиками организации каскадной системы наставничества, обсуждали эффективные способы общения с подопечными и предлагали конкретные идеи по совершенствованию процесса.
- В рамках этого конкурса спрашиваем у участников: "А что бы вы хотели изменить, добавить, улучшить? - рассказывает Александр Петров, директор по качеству "ОДК - Сатурн". - Конкурсанты делятся идеями по совершенствованию процесса наставничества, ведь нет предела совершенству. Одно из интересных предложений: ввести критерии оценки ученика. Специальная табличка в онлайн-режиме показывает, на каком уровне сейчас находится конкретный ученик, хорошо ли наставник доносит информацию, все ли у него есть, чтобы быть в профессии. Этот инструмент поможет руководителю в онлайн-режиме видеть ситуацию в подразделении.
Были предложены различные идеи: персонализация обучения для каждого подопечного, анализ кадровых потребностей цехов и усиленный контроль за практическим мастерством выпускников. Прозвучала мысль поэтапной стратегии "маленьких шагов", призванной обеспечить долгосрочные и значимые результаты. А для поддержки наставников предложено создать практическое руководство с реальными производственными кейсами. Кроме того, участники конкурса составили "живой словарь терминов наставничества".
Помимо обмена идеями между наставниками, организаторы предоставили ценную возможность для прямого диалога с руководством предприятия. Во время встречи с Виктором Поляковым участники смогли задать интересующие их вопросы. Среди обращений были просьбы рассказать о своих лучших учениках, о советах наставника, которые запомнились больше всего, о навыках, приобретенных в процессе работы на предприятии и помогающих в руководстве, а также о других важных аспектах профессионального пути. Виктор Поляков ответил, опираясь на свой 50-летний опыт работы на предприятии.
- Я на предприятии 50 лет и миновал далеко не одну ступень после института, начиная со слесаря. На каждой профессиональной ступени у меня был наставник - человек, у которого я учился. Но самым главным наставником для меня был Павел Федорович Дерунов, - рассказал Виктор Поляков.
Еще одна важная задача конкурса - популяризация и укрепление традиций наставничества на предприятии. Победителей ждет не только материальное поощрение, но и заслуженное признание.
- Люди, которые одержат победу в конкурсе и станут призерами, ощутят, что навыки, которые они имеют, нужны предприятию. Это станет для них стимулом к дальнейшему развитию и передаче знаний новому поколению специалистов, - говорит Александр Петров.
Лучшие из лучших
Среди наставников-инструкторов победу одержала контролер станочных и слесарных работ шестого разряда Татьяна Каталева. Начав наставническую деятельность в 2009 году, она успешно подготовила семь специалистов, которые продолжили карьеру на предприятии.
Михаил Баранов, старший мастер производственного участка, стал лучшим мастером-наставником. Меньше чем за год работы он добился впечатляющих успехов: четверо его подопечных повысили разряд, а трое из пяти учеников уже являются мультиспециалистами.
- Конкурс для меня был очень полезен. Цель участия - повышение профессиональных компетенций и личное развитие. Внедренная на предприятии каскадная система наставничества позволяет в сжатые сроки воспитать и подготовить достойную смену грамотных специалистов. У меня были четыре ученика, которые успешно сдали на разряд и работают в производственном подразделении. Чему я, безусловно, очень рад, - говорит Михаил Баранов.
Лидером среди кураторов-менторов стал Евгений Алаев. Пройдя путь от сменного мастера до руководителя цеха за 15 лет работы, он продемонстрировал выдающиеся результаты.
- Третий этап конкурса - это защита презентации, где мы показывали наши результаты за прошедший период, - делится Евгений Алаев. - Особенно ярко виден эффект от обучения 2024 года: если в 2024 году через наше наставничество прошли 13 студентов-целевиков колледжей-партнеров предприятия, осваивающих рабочие профессии, то уже в 2025 году их число увеличилось до 24 человек. Кроме того, за год мы подготовили восемь мультиспециалистов, а количество сотрудников, обучившихся второй профессии, выросло с 11 человек в 2024 году до 21-го в 2025-м. Увеличение показателей колоссальное.
Объединение наставников механосборочного цеха в составе инструктора-наставника Дмитрия Иванова, мастера-наставника Андрея Белоглазова и куратора-ментора Алексея Смирнова стало лучшим в командном зачете. Их работа была отмечена за системный подход: специалисты выявили причины увольнения работников в одном из цехов. По результатам анализа нашли решения для устранения проблем. Кроме того, команда предложила дополнительные мероприятия, - как материальные, так и нематериальные - для удержания персонала. В качестве будущих шагов представлен план действий на 2026 год, а также разработаны практические памятки для наставников и учеников.
Авторские права на данный материал принадлежат «Черемуха». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться