О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Беспилотной авиации требуются кадры

Ситуацию обсудили участники круглого стола на тему "Подготовка кадров для беспилотных авиационных систем: актуальные проблемы нормативно-правового регулирования", который прошел в Совете Федерации.

Оператор БАС - на все руки мастер

Россия ставит амбициозную задачу войти к 2030 году в число глобальных технологических лидеров в сфере беспилотных авиаразработок, отметил член комитета Совфеда по экономической политике Владимир Кравченко. Реализация этого курса напрямую зависит от наличия квалифицированных специалистов.

В этой связи федеральным проектом "Кадры для беспилотных авиационных систем" нацпроекта "Беспилотные авиационные системы" предусмотрен комплекс мер по созданию системы непрерывного образования в сфере БАС, повышению квалификации.

"Сейчас оператор дрона - это не просто специалист, который управляет им, программирует, а который может его еще и модернизировать, ремонтировать, и целый пул навыков требуется", - рассказала директор Калужского филиала ФГБОУ ДПО "Институт развития профессионального образования" Маргарита Скворцова.

В то же время, обратил внимание В. Кравченко, есть ряд проблем в сфере нормативно-правового регулирования. В частности, это вопрос лицензирования и аккредитации образовательных программ. Существует объективное отставание образовательных стандартов от технологических реалий.

"Образовательные сценарии формируются у нас на основании запросов отрасли. Программа обучения готовится именно с точки зрения применения, внедрения в соответствующие функциональные обязанности тех или иных профессий", - в свою очередь отметила замдиректора департамента госполитики в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования РФ Елена Мирюгина.

Беспилотные авиасистемы, продолжает она, находят свое применение в агропромышленном секторе, промышленности, кадастровой работе, в других сферах. БАС позволяют повысить производительность, оптимизировать издержки, добиваясь более высоких результатов при меньших затратах. Так что сами отрасли выступают за ускоренное внедрение и актуализацию образовательных и профессиональных стандартов по специальностям, связанным с эксплуатацией, техническим обслуживанием и программированием беспилотников.

Право на полет

Другой проблемный вопрос - практическая подготовка операторов БАС и других специалистов.

"Действующие требования Воздушного кодекса и Федеральных правил использования воздушного пространства, особенно в части получения разрешений на полеты, зачастую усложняют организацию учебного процесса. Необходима разработка упрощенных процедур для проведения учебных полетов БАС", - убежден В. Кравченко.

Кроме того, добавил он, на текущий момент отсутствует единая и общепризнанная система независимой оценки и сертификации компетенций специалистов в области беспилотной авиации.

По регулированию кадрового вопроса сегодня действуют разные подходы - при обслуживании беспилотников до 30 кг и выше 30 кг, рассказал заместитель директора департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса РФ Дмитрий Хлопушин.

В первом случае ведомство исходит из того, что отраслям, где применяются беспилотники, лучше знать, какой специалист нужен, и регулирование здесь достаточно свободно. "При этом некоторые коллеги предлагают нам выдавать свидетельство. Мы в добровольном порядке это все поддерживаем", - уточнил чиновник.

Но и что касается БПЛА весом свыше 30 кг, министерство убирает ненужные барьеры, заверил он. Во-первых, меняются требования к авиационному персоналу. Сегодня работать с беспилотными авиасистемами идут все желающие, кто хочет стать внешним пилотом.

"Требования для них кардинально облегчены, - сказал Д. Хлопушин. - И появляется фактически индивидуальный подход к каждому желающему. То есть когда будет он демонстрировать при определенных обстоятельствах возможность управлять беспилотным воздушным судном, в самых нестандартных случаях он все равно будет допускаться до профессии".
Авторские права на данный материал принадлежат «РЖД-партнер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка