О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Боингу" на перехват: какие зарубежные самолеты заменит в небе казанский Ту-214

Объединенная авиастроительная корпорация показала облик нового самолета, призванного потеснить с небес зарубежные борты

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) показала облик нового самолета, призванного потеснить с небес зарубежные борты. Собранный в Казани Ту-214 в скором времени пополнит парк авиакомпании Red Wings, сообщили в ОАК, и опубликовали видео с полетом казанской "тушки" в новой корпоративной ливрее. Появится самолет и в парке татарстанской авиакомпании "ЮВТ Аэро", по планам, в 2024 году. <br>
<br>
Долгожданный Ту-214 вполне может заменить свои аналоги, произведенные в "недружественных" ныне странах, считает директор Проектного центра КНИТУ им.А.Н.Туполева, кандидат технических наук Константин Файзуллин. <br>
<br>
- Из зарубежных аналогов - это узкофюзеляжные самолеты Airbus 320/321-200 и Boeing серии Next Generation (737NG). Можно предположить, что российские самолеты должны в скором времени частично заместить зарубежные, и Ту-214 отводится не последняя роль. <br>
<br>
Это видно из планов правительства Российской Федерации. Согласно его распоряжению от июня прошлого года было запланировано строительство 70 самолетов Ту-214, с выходом на серию по десять штук в год. <br>
<br>
Однако если рассмотреть новый документ, в редакции от 22 августа 2023 года, то увидим, что планы по Ту-214 поменялись. Этому самолету теперь отводится более значительная роль. Прогнозируется, что будет выпущено не 70 машин, а 115. А вот объемы выпуска МС-21-310 остаются прежними. Из программы правительства также видно, что доля зарубежных самолетов будет снижаться. <br>
<br>
Следует отметить один недостаток, который присущ всей нашей авиационной отрасли. Если ломается Boeing или Airbus, то необходимую запчасть могут доставить за 24 часа, ведь компания продает не только самолет, но и сервис по его обслуживанию. А как известно, в плане сервиса нашим авиастроителям есть чему поучиться. Остается надеяться, что производители учтут вопрос, связанный с запчастями для техники, - рассказал корреспонденту издания "Республика Татарстан" Файзуллин. <br>
<br>
<i>- Константин Владимирович, скажите - идет ли работа над усовершенствованием двигателей, возможно, усилением мощности, а значит, и дальности?</i> <br>
<br>
- Замена двигателя - это сложный и дорогостоящий процесс. По моему мнению, самолет нецелесообразно сертифицировать под новый двигатель, возможно у руководства ОАК какие-то другие соображения по этому поводу. <br>
<br>
Может быть, мы увидим модернизированный Ту-214 - тоже с композитным крылом и новым двигателем, но логично спроектировать новый самолет и заложить в него новые конструкторские решения с учетом новых технологий производства и сборки XXI века. <br>
<br>
Сейчас Ту-214 оснащается двигателем ПС-90А, производства АО "ОДК-Пермские моторы". О планах по модернизации мне не известно. Кстати, в нашей стране даже отработавшие в авиации двигатели имеют вторую жизнь - их используют потом на газоперекачивающих агрегатах для магистральных газопроводов. <br>
<br>
<i>- Что, по вашему мнению, следует улучшить в этой машине, учитывая пожелания пилотов, пассажиров, а также международный опыт? Ту-214 соответствует своему классу по комфорту для пассажиров, если сравнивать с зарубежными машинами аналогичного ряда?</i> <br>
<br>
- Что следует улучшить в машине - это вопрос к главному конструктору. А вот улучшить производственные технологии, действительно, стоит. Поскольку производить 3 самолета в год и 20 - это разные задачи. <br>
<br>
Если говорить об общей задаче, то нужно модернизировать производство. Повысить уровень автоматизации и роботизировать некоторые сборочные и производственные процессы, повышать производительность труда и участвовать в подготовке кадров совместно с вузами и колледжами. А также налаживать кооперацию - больше отдавать компонентов для изготовления на сторонних российских авиационных предприятиях в том числе. <br>
<br>
Остается открытым вопрос подготовки рабочих и инженерных кадров. Мы как авиационный вуз отвечаем именно за кадры, поэтому намечена плотная совместная работа в рамках Передовой инженерной школы с ПАО "Туполев". Отличие студента ПИШ от обычного студента - студент ПИШ - это практик. Он освоил существующие технологии, во время обучения уже самостоятельно участвует в разработке продукции для авиационного предприятия и приходит на предприятия, неся новые знания и технологии из университета. <br>
<br>
Совместно с партнерами ПИШ разработает 15 суверенных технологий и продуктов на их основе, а трансфер технологий охватит более 20 крупнейшей высокотехнологичных предприятий из 7 отраслей машиностроения, разработки соответствуют программам НТР и программам развития авиационной отрасли, беспилотных авиационных систем и микроэлектроники Российской Федерации. <br>
<br>
Внедрение в производство современных материалов и технологий позволит повысить производительность серийного выпуска агрегатов летательных аппаратов не менее чем на 60%. <br>
<br>
К 2025 году будут созданы комплексные системы подготовки поликомпетентностных инженеров продуктовых команд в 15 новых и 8 существующих образовательных пространствах, объединенных в междисциплинарные кластеры с технологическими проектами, 11 новыми образовательными программами высшего и 30 программами дополнительного профессионального образования. <br>
<br>
Кроме того, в числе проблем авиационной отрасли предстоит решить и такую. Авиапроизводители не производят все комплектующие на самолеты: нужны покрышки, резиновые прокладки, проводка, разъемы и т.д. Необходимо наладить кооперацию таким образом, чтобы не только завод был готов к выпуску самолета, но и подготовить поставщиков, ведь даже если не хватает 1 детали из 1000, самолет никто не выпустит. <br>
<br>
<i>- Вместе с тем скептики высказывают мнение, что самолет ТУ-214 рассчитан лишь на временный выпуск, до подхода к полноценному, массовому выпуску самолета МС-21. На ваш взгляд, они могут оказаться правы? Какая ниша авиарынка предусмотрена для казанского самолета?</i> <br>
<br>
- МС-21 - это совершенно новый самолет. Подходы к проектированию отличаются. <br>
<br>
МС-21 спроектирован с использованием современных CAD систем, сборка этого самолета осуществляется в Иркутске на новых (иностранных) роботизированных сборочных линиях. Это новый способ производства летательных аппаратов для отечественного авиастроения, соответствующий мировым трендам, позволяющий увеличить массовость производства самолетов. <br>
<br>
Следует отметить, что такая система рентабельно только при массовом выпуске самолетов, к которому мы приходим только сейчас. Кроме того, самолет имеет новое композитное крыло и новый двигатель ПД-14. Конечно, вводятся новые материалы, облегчающие конструкцию, новый двигатель, что приводит к большей экономической эффективности самолета - это плюс. Это вопрос цены изделия и стоимости эксплуатации. <br>
<br>
Хотя от применения той или иной системы проектирования самолет ни лучше и не хуже - он просто другой, теоретически, при соблюдении всех технологических процессов одинаковые самолеты, спроектированные в CAD и на кульмане не должны отличаться. Современные методы проектирования позволяют при изменении одной детали автоматически изменить всю электронную сборку или моментально в режиме онлайн передать спроектированную деталь в цех технологу и программисту для подготовки техпроцесса и программы для станка с ЧПУ, поскольку все специалисты работают в одной системе в реальном времени. Это существенно упрощает и производственный процесс, а современные методы измерительного контроля позволяют сравнить получившуюся готовую деталь с ее 3D-моделью, или как еще называют "цифровым двойником". <br>
<br>
Ту-214 проектировался в конце 1980-х и 1990-е годы, когда CAD системы еще только начинали внедряться в производство, поэтому он спроектирован "на кальке". Это, прежде всего, - более длительный процесс проектирования как самого самолета, так и технологического оснащения. Но самолет уже спроектирован и производится серийно, так что этот этап уже полностью пройден. <br>
<br>
В конструкции Ту-214 тоже имеются композитные детали. КНИТУ-КАИ совместно с АО "Туполев" прорабатывает проект по переходу на новые отечественные композиты, в том числе ускоряющие производственный цикл данных деталей. <br>
<br>
Сейчас основное преимущество самолета Ту-214 - это то, что он уже есть и готов к запуску в серию. Руководство ОАК и ПАО "Туполев" осознает, что для увеличения серийности понадобится больше кадров. Именно поэтому руководство поддерживает наш проект "Передовые инженерные школы" (конкурс грантов для вузов). <br>
<br>
У самолетов Ту-214 и МС-21 есть разница в технических характеристиках. <br>
<br>
Например, дальность полета у Ту-214 - 6,5 тысячи км, базовый вариант МС-21 рассчитан на 5 тысяч км. <br>
<br>
Будем надеяться, что скоро наша страна будет летать на собственных самолетах! И на МС-21 и на Ту-214 и на Ил-114-300 и на других лайнерах отечественного производства. Места даже на российском рынке хватит пока всем. <br>
<br>
Если говорить про отрасль в целом, то ее можно сравнить со строительством. Где введенные квадратные метры жилья - это работа для большого количества специалистов, начиная от работников песчаных карьеров, заканчивая плиточниками. Строительство самолета приводит к развитию технологичного производства комплектующих, оснастки, бортового оборудования. В масштабах страны - это колоссальная поддержка высокотехнологичного бизнеса не только промышленных гигантов, но и малых компаний-поставщиков. <br>
<br>
<i>- Продолжается обсуждение двух вариантов численности экипажа. Первый - из двух человек - это два пилота. Второй вариант предусматривает экипаж из трех человек - два пилота + бортинженер. Какой вариант, на ваш взгляд, предпочтительней?</i> <br>
<br>
Полагаю, что предпочтительнее меньше персонала на борту, но это в случае, если в аэропорте есть службы, способные обслуживать самолет и досконально знающие его системы. В случае, если аэропорт не обладает достаточных количеством сервисных специалистов, наличие на борту человека, досконально знающего все системы самолета, будет являться преимуществом.<br>
<br>
<div>
     Хочу отметить, что более подробную информацию, конечно, могут предоставить производители самолетов, его конструкторы, а также специалисты в области эксплуатации воздушных судов. Возможно, мой взгляд на ситуацию будет отличаться от их мнения и оценок. Но несомненно одно - Россия твердо взяла курс на создание собственного авиапарка гражданской авиации, и Казань, Республика Татарстан в этой отрасли обладает мощным производственным потенциалом.
</div>
<div>
<br>
</div>
<div>
    <div style="position: absolute; left: -99999px;">
         Автор статьи: ДЫННИК Владимир Фото: tupolev.ru<br>
<br>
         Источник: <a href="https://rt-online.ru/boingu-na-perehvat-kakie-zarubezhnye-samolety-zamenit-v-nebe-kazanskij-tu-214/">https://rt-online.ru/boingu-na-perehvat-kakie-zarubezhnye-samolety-zamenit-v-nebe-kazanskij-tu-214/</a><br>
         © Газета Республика Татарстан
    </div>
</div>

Автор статьи: Дынник Владимир
Фото: tupolev.ru
Авторские права на данный материал принадлежат «Республика Татарстан». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка