О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Чебурашка и "железный окурок". Под Екатеринбургом появился новый аэропорт с советскими самолетами

Увидеть их сможет каждый

В Верхней Пышме появилась целая посадочная полоса с советскими самолетами. Пять бортов времен СССР разместили на авиаперроне Музейного комплекса. Новая экспозиция показывает воздушные легенды второй половины XX века.

В музее собрана большая авиационная коллекция из 70 единиц техники: самолеты, вертолеты и даже беспилотники. Но именно эти пять экспонатов отражают достижения главных конструкторских бюро СССР: Туполева, Яковлева, Антонова и Ильюшина.

Здесь и раньше находились Ту-134 и Ил-14, а теперь коллекцию пополнили еще три борта - это Ан-24, Ан-72 и Як-40. Самолеты уже может увидеть каждый посетитель. В будущем борта отреставрируют - внутри и снаружи - и станут пускать гостей за штурвалы.

Начальник экскурсионного отдела Музейного комплекса Григорий Павлюков первым погрузил в атмосферу советского авиастроения журналистов. Рассказываем о главных самолетах, возивших жителей СССР.

Этот самолет был разработан в конце 40-х годов, и, в отличие от предвоенных моделей, борт был более вместительный (рассчитан на 36 пассажиров), быстрый и комфортный. Самолет мог преодолевать расстояние более тысячи километров. Машину с поршневыми двигателями использовали на протяжении 35 лет.

"Ил-14 использовали местные авиалинии. Более того, эти самолеты были многофункциональными. Если демонтировать сиденья, это транспортный борт с огромным отсеком. А также их использовали как борта № 1, даже правительственные делегации Советского Союза передвигались на таких самолетах в середине 50-х. В частности, советские чиновники летали на них в Индию, Афганистан, Бирму. Порядка 30 стран эксплуатировали эти лайнеры в гражданских и военных перевозках. А ГДР и Чехословакия строили Ил-14 по лицензии на своей территории", - отметил эксперт.

В конце 50-х авиастроение переходило на новые типы двигателей. В пассажирских перевозках это были турбовинтовые моторы.

"Ранее использовалась поршневая авиация: топливо сгорало, вращались винты, самолет летел. На заре реактивных двигателей их использовали для боевых самолетов. И поэтому турбовинтовой стал таким интересным промежуточным вариантом, близким к реактивному. То есть сила реактивной струи использовалась для вращения винтов. Эти двигатели обладали большим ресурсом, были более экономичные, но, конечно, чуть помедленнее. Но для транспортных, а тем более для пассажирских перевозок, они были идеальны. И начиная с начала 60-х годов на рейсы выходит самолет Ан-24, которому суждено было стать, наверное, одним из самых знаковых самолетов своей эпохи", - отметил Григорий Павлюков.

Именно Ан-24 перевезет практически треть всего пассажиропотока "Аэрофлота" - единственной авиакомпании в СССР. Каждый третий пассажир в 60-е и 70-е годы летал именно на этом самолете. Возросла и вместимость, салон был рассчитан уже на 52 сидячих места.

А еще впервые в Советском Союзе именно на Ан-24 вместо обычных электрических лампочек были применены люминесцентные.

"Самолет был популярен и за границей. Несколько сотен самолетов было продано за рубеж - в 40 стран Латинской Америки, Азии, Ближнего Востока, Европы, - добавил эксперт. - Самолет был очень функционален, он мог осуществлять взлет и посадку даже с грунтовых взлетных полос, с каменистых и заснеженных".

В музее разместилась модификация самолета Ан-24Т. Это транспортный борт, который перевозил грузы массой до пяти тонн.

"Эти самолеты эксплуатируются по сей день. Ан-24 еще летают не только в России, но и в зарубежных странах. Начиная с начала 60-х их летный ресурс был продлен на 60 лет", - пояснил Григорий Павлюков.

Реактивный самолет Ан-72 в 70-е годы разрабатывался по заказу Военно-воздушных сил СССР. Военные выдвигали особые требования к взлетно-посадочным возможностям. Самолет должен был использоваться даже на неровных и отчасти разрушенных полосах, поэтому особое внимание уделялось его шасси.

"Несмотря на свои небольшие габариты, длина всего 28 метров, борт способен нести до 10 тонн груза и порядка 68 бойцов. Ему требовалось всего 450 метров, чтобы взлететь, и 350 метров достаточно для посадки. Но самое интересное в этом самолете - это схема расположения двигателей. Необычные массивные реактивные двигатели стоят выше центроплана. Именно поэтому самолет получил свое знаменитое прозвище Чебурашка", - рассказал экскурсовод.

Из-за расположения двигателей самолет прозвали Чебурашкой

Кстати, по словам специалиста, в России до сих пор можно встретить эти борта. Ан-72 используют пограничники, ФСБ, Росгвардия и другие силовые структуры.

Пассажирский реактивный самолет был разработан для местных авиалиний. Як-40, имея три двигателя, мог взлетать на двух, а горизонтально продолжать полет вообще на одном. Это серьезно повышало его параметры безопасности.

Як-40 прозвали "истребителем керосина"

"Из-за его небольших габаритов и дымящихся реактивных двигателей он получил интересное прозвище - „железный окурок“. Реактивные двигатели обеспечивали серьезный расход топлива, и иногда Як-40 также называли „истребителем керосина“.

Советский Союз развернул беспрецедентную по тем временам рекламную кампанию самолета. Он посетил десятки стран мира: летал на американских континентах, в Африке, в Европе, в Азии. Борт позиционировал себя как главная замена ближнемагистральным и местным авиалиниям легендарных американских самолетов компании "Дуглас"", - рассказал Григорий Павлюков.

Кстати, Як-40 до сих пор в строю.

Эту модель называют знаменитейшим самолетом СССР. Ту-134 впервые получил сертификат летной годности Международной гражданской авиационной организации. Это давало возможность использовать борт по всему миру.

ТУ-134 - легенда

"Для 60-х годов это был комфортабельный, удобный и надежный самолет. Для пассажиров - это был один из самых тихих бортов. До этого на реактивных самолетах шум двигателя сильно ощущался. В Ту-134 оба двигателя размещены ближе к концу самолета. Вибрации тоже были минимальными. Всего было выпущено 854 самолета, это третья по массовости модель в СССР. За время службы такими бортами перевезли порядка 500 миллионов пассажиров. Бортом активно пользовались вплоть до конца 90-х. А последний полет в России состоялся в 2019 году, это был рейс Иркутск - Мирный. За рубежом Ту-134 по-прежнему используется, например в КНДР. А в Военно-воздушных силах России он эксплуатируется как учебная машина для штурманов бомбардировочной авиации", - рассказал эксперт.
Авторские права на данный материал принадлежат «E1.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка