Российская газета
30 мая 2025, 12:15
Дагестан решил занять нишу на рынке малой авиации
Вертолет способен взлетать и садиться на площадки размером 15 на 15 метров, даже в горной местности / Концерн КЭМЗ
У машины просторная пятиместная кабина, грузоподъемность составляет до 600 килограммов, а максимальная скорость - 260 километров в час. Он способен взлетать и садиться на площадки размером 15 на 15 метров, даже в горной местности. Как сообщил представитель концерна "Кизлярский электромеханический завод", модель оснащена двигателем Rolls-Royce мощностью 450 лошадиных сил. Вертолет может найти применение в бизнес-авиации, медицинской и спасательной авиации, а также использоваться на туристических и обзорных маршрутах.
В минпромторге Дагестана рассказали, что в декабре 2024 года был получен сертификат летной годности на два воздушных судна, разработанных на заводе, - многоцелевой пятиместный вертолет АП-55 и четырехместный двухдвигательный самолет "Альфа-КМ". Последний высоко оценили эксперты на авиасалоне МАКС. Высота полета воздушного судна составляет 4200 метров, дальность - до 1500 километров.
Из Махачкалы полеты осуществлялись во многие горные райцентры, где располагались небольшие аэродромы
Впоследствии в самолет добавили некоторые новшества, в нем используются инжекторные двигатели и внедрен автопилот. Машина работает на 95-м бензине с примерным расходом 25-30 литров за час полета, тем самым она может пролетать без дозаправки до 1600 километров.
При полной загрузке мощностей предприятие планирует производить до 20 самолетов в год. При заводе уже заработала авиакомпания малой авиации, получившая сертификат эксплуатанта. Самолет, собранный на предприятии, успешно совершил первый перелет из Кизляра в высокогорное село Мачада, расположенное на высоте 2200 метров. Здесь оборудована взлетно-посадочная полоса для тренировочных и регулярных полетов.
Пару лет назад власти Дагестана высказали идею его создания совместно с концерном региональной авиакомпании. Но пока это предложение так и повисло в воздухе. В первую очередь нужно провести ревизию имеющихся аэродромных площадок. В советские годы из Махачкалы самолеты летали во многие горные райцентры, где располагались небольшие аэродромы. Сейчас их практически не осталось.
Рынок малой авиации в России весьма перспективен, и если дагестанскому предприятию удастся вовремя наладить серийный выпуск самолетов и вертолетов, оно может занять конкурентоспособную нишу в этом секторе, считает эксперт по машиностроению Рустам Магомедов. В то же время он отметил, что есть ряд проблемных моментов, которые могут этому помешать.
- Обе модели используют иностранные двигатели - Rolls-Royce в АП-55 и Rotax в "Альфа-КМ". Это создает риски из-за возможных санкций или прекращения поставок. Ограничен и внутренний российский рынок легкой авиации, который оценивается в 50-70 единиц ежегодно. Кизлярскому заводу придется конкурировать с предприятиями холдинга "Вертолеты России" и Уральским заводом гражданской авиации. Есть и логистические сложности, так как для высокогорных регионов, которые могут стать основным целевым рынком "Альфа-КМ", требуется развитая сеть сервисных центров, которой попросту нет, - говорит Магомедов.
В то же время он отметил, что интеграция завода в структуру "Ростеха" поможет обеспечить доступ к государственным заказам от МЧС и минобороны, что может стать решающим фактором коммерческого успеха.
- Обе модели демонстрируют инновационный потенциал, но их успех зависит от решения проблем с импортозависимостью и от ценовой конкурентоспособности. Серийное производство "Альфа-КМ" и расширение географии продаж АП-55 могут укрепить позиции завода на рынке малой авиации, - заключил эксперт.
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114