О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Дешевых билетов больше не будет: как "Ютэйр" вынужден выживать за счет югорчан

Авиакомпания "ЮТэйр" отчиталась за 2024 год и показала серьезное падение чистой прибыли и высокую кредитную нагрузку. Так ли плохо все в компании или все плохое успешно перенесли на плечи пассажиров - разбирались вместе с экспертами.

Финансы и их романсы

Итак, компания "ЮТэйр" отчиталась о своих финансовых результатах за 2024 год. Начнем с очевидного: выручка авиагиганта составила 79 млрд рублей (+20% к 2023 году). Себестоимость продаж также выросла до 78 млрд (+25% к 2023 году). Чистая прибыль же снизилась кратно - до 867 млн рублей (почти в четыре раза к 2023 году).

Аудиторы отмечают, что величина чистых активов компании на конец 2024 года является отрицательной - 4,3 млрд рублей (2023 год: 5,3 млрд). Причина: убытки прошлых периодов, но по сравнению с 2023 годом показатель улучшился на 49%. Оборотные активы превышают краткосрочные обязательства более чем на 6 млрд рублей. Сальдо денежного потока от операционной деятельности - положительное и составляет около 4 млрд рублей (против 1,7 годом ранее).

Выручка компании в 79 млрд сложилась, в основном, за счет пассажирских перевозок - 78,5 млрд рублей. В "плюс" также пошли проценты к получению, субсидии, прочие доходы и так далее: итого 84,7 млрд рублей (72,7 млрд - за 2023 год).

Себестоимость полная в 84,3 млрд из себестоимости продаж: 78 млрд - основной вклад те же пассажирские перевозки, процентов к уплате 2,3 млрд и прочих расходов - 4,2 млрд (68,6 млрд - за 2023). В общем чисто математически (не вдаваясь в более скрупулезные расчеты) падение чистой прибыли обусловлено сокращением дельты между расходами и доходами.

Отметим, что основная деятельность компании - пассажирские перевозки "в плюсе": 78,5 млрд рублей дохода против 75,8 - затрат на них же. Приблизительно такая же дельта была годом ранее: 64,8 и 61,7 млрд, соответственно.

Аудиторы отмечают, что несмотря на понятные риски: санкции, стоимость запчастей, топлива, сокращение числа международных рисков, летают на "ЮТэйре" активно и это видно и по цифрам, и по заполненным самолетам.

"Пассажирский спрос на перевозки при ограниченной емкости способствовал увеличению показателя загрузки кресел, который приближается к 90%", - отметили аудиторы.

Страшно или не очень?

Экономист Иван Вилков уверен, что панические настроения исходят от людей, которые не очень внимательно читали финансовые показатели авиакомпании.

"На самом деле в финотчетности компании не все так плохо, как некоторые преподносят. Многие сейчас пишут то, что у них чистая прибыль упала, но, если мы на денежные потоки посмотрим, они, наоборот, у них выросли: на 18,5%. А платежи на 15%, так как они, как я понимаю "подрезали" инвестпрограмму", - пояснил экономист Иван Вилков.

Эксперт отметил, что главным мерилом благосостояния компании не всегда является чистая прибыль, на которую прежде всего обращают внимание в публикациях.

"На мой взгляд финансовое самочувствие компании лучше, несмотря на то что у них чистая прибыль так сильно упала. Для меня, как экономиста, денежный поток он все-таки более значим в плане анализа", - добавил эксперт.

Ничего пугающего не увидел в показателях "ЮТэйр" и экономист Константин Селянин.

"Мы видим, что выросла и выручка на 20%, и себестоимость на 25%. В среднем по отрасли стоимость авиабилетов (а именно они дали основную выручку компании, прим. ред.) выросла больше, чем 20% - до 30%. По себестоимости цифра ожидаемая: начиная от авиатоплива, которое сильно подорожало и заканчивая запчастями и так далее - все это соответствует среднеотраслевым показателям", - прокомментировал экономист Константин Селянин.

Падение чистой прибыли тоже объяснимо: затраты росли опережающими темпами, но она есть.

"Очень хорошо, что есть чистые активы, которые перекрывают убытки прошлых лет и очень неплохо выглядит операционные показатели. Сальдо денежного потока положительное означает, что компания совершенно точно находится в рабочем состоянии. За операционную деятельность я бы не стал переживать. Если верить этим цифрам: все неплохо и даже улучшилось", - добавил эксперт.

К тому же "ЮТэйр" после начала СВО если не потерял, то значительно сократил свои вертолетные достижения.

"И тут на самом деле заслуга их впечатляющая: за короткий срок "ЮТэйр" полностью перестроил бизнес. И, судя по отчету, не так плохо все идет с учетом, что сама авиаотрасль в стране находится в состоянии деградации", - подчеркнул эксперт.

Кредитный коллапс был. А будет?

Вернемся в далекий 2018 год (когда еще не было ни ковида, ни санкций): страна жила спокойно, но "ЮТэйр" тогда взбудоражило не по-детски.

Если коротко, то в компании допустили дефолты по выплате значительных кредитов (общая их сумма оценивалась в более 50 млрд рублей). Банки пошли судиться и подавать на банкротство.

Но в 2020 году стало известно, что банк "Россия" выкупил кредиты. Журналисты РБК со ссылкой на источники тогда предположили, что такая схема связана с договоренностями "Сургутнефтегаза" (на 31 декабря 2024 года непосредственной и контролирующей стороной "ЮТэйр" является Фонд "Пенсионное сопровождение" через дочернее общество АК-Инвест, фонд связывают с "Сургутнефтегазом", хотя прямых связей с компанией у него уже не осталось, писал "Коммерсант").

В своей статье РБК указывали, что "Россия" может выступить в качестве "дружественного банка", в том числе, потому, что гендиректор "Сургутнефтегаза" Владимир Богданов был знаком с акционерами "России".

К тому же свою лепту в благосостояние компании вносили и власти ХМАО, которые входят в число акционеров (речь чаще всего шла о субсидировании регперевозок). Так, в 2023 году эта сумма составила около 700 млн рублей. Или, например, в разгар "кредитного кризиса" сообщалось, что правительство Югры выделит 1,5 млрд рублей на новую схему перелетов внутри округа.

Сейчас краткосрочные займы выросли с 7,3 млрд рублей до 9,2 млрд рублей, долгосрочные же снизились с 20,2 млрд рублей до 17,7 млрд. Итого заемные средства (без процентов) - 26,9 млрд рублей, плюс кредиторская задолженность в 31,2 млрд и 19,7 млрд рублей обязательств по аренде выводит нас на сумму аж в 77,9 млрд рублей.

"Просто структура поменялась: больше краткосрочных, меньше - долгосрочных. Тут тоже не вижу никаких причин для паники. В целом сальдо осталось то же самое", - сказал экономист Вилков и добавил, что текущие кредитные реалии делают быстрые займы более выгодными.

Некую обеспокоенность размерами заемных средств высказал Константин Селянин, однако речь тут идет скорее о рисках по обслуживанию кредитных обязательств.

"Кредитная история выглядит тоже не так страшно с учетом объема продаж. Однако размер займов вкупе с кредиторской задолженностью и обязательствами по аренде выглядят уже опасно. Потому что они могут и не потребоваться прямо сейчас, но стоимость обслуживания может вырасти. Мы не знаем условия кредитов, но ставка так или иначе будет сказываться на их обслуживании", - считает эксперт.

Прибыль сокращается, проблемы множатся

Как мы видим из отчетности с перевозками как таковыми у "ЮТэйр" проблем нет: пассажиропоток стабилен и прибыль с него тоже стабильная последние два года. Однако, компания - это не только показатели, а тем более, компания, оказывающая услуги.

Новости про задержки, отмены и возвращения в аэропорты вылета - не редкость. Авиаторам, конечно, сейчас нелегко, но частоту упоминаний "ЮТэйра" все-таки тоже нужно отметить.

Постепенно в сторону удешевления менялся и сервис компании (тенденция общая, но и "ЮТэйр" до сих пор не позиционирует себя как лоукостер). А теперь еду не дают (помните красную рыбку?), спинки на некоторых рейсах не откидываются, ручная кладь 5 кг и со строгим измерением габаритов.

При этом по стоимости авиабилетов ситуация обратная - она растет, и это отмечают югорчане, обращаясь к губернатору ХМАО Руслану Кухаруку. Для жителей региона ценовая политика именно "ЮТэйр" критически важна - авиагигант занимает практически монопольное положение на рынке авиаперевозок округа.

Мы даже делали небольшое исследование и еще в прошлом году цены весьма и весьма кусались.

За банкет платят югорчане

Тенденция к абсолютному росту и затрат, и доходов именно в разделе "пассажирские перевозки" (это более 90% во всех доходах и расходах). При этом "прибыльность" этой дельты сохраняется на уровне 3 млрд рублей, а пассажиропоток остается стабильным (+6% 2024 к 2023 году).

"Большая часть (положительной дельты между доходом и себестоимостью от пассажирских перевозок, прим. ред.) за счет роста тарифов, значит. Как бы это ни звучало: если заполняемость 90%, значит, это не их проблемы, скорее, наши", - уточнил Иван Вилков.

Тезис, что проблемы отрасли - это проблемы югорчан, развивает Константин Селянин. Так, объяснил экономист, состояние авиаотрасли в целом вызывает опасения.

"Я бы назвал авиацию деградирующей отраслью. Очень тревожно за парк самолетов, который не обновляется, а старый, хоть и ремонтируют, но у всего есть запас прочности. Тем более, что для ремонтов приходится разбирать самолеты на запчасти. Когда-нибудь настанет предел, и самолет просто не будет подлежать ремонту. И это самый тревожный момент".

Второй момент: самолетов стало меньше и меньше направлений, по которым они летают - все рейсы идут, в основном, через Москву, а удобная система критически важна для России не только для комфорта граждан, но и для развития экономики.

"Развитая сеть авиаперевозок - это мобильность ресурсов, прежде всего, человеческих. Неразвитость сети авиаперевозок, по разным подсчетам занимает от 1 до 1,5% ВВП", - отметил эксперт.

Ну, и возвращаясь к деньгам: деградация отрасли связана и с платежеспособностью населения - все жалобы, они же не на пустом месте, уточняет экономист. Меньше рейсов, да и летать надо - вот вам и заполненность. Но денег-то у населения от необходимости летать не появляется.

"Что будет дальше: цены будут расти, а благосостояние нет. Получается двойная деградация: летать не на чем и не на что. В каком-то виде авиаотрасль будет работать, но есть риски, что полеты станут уделом только богатой части населения", - подчеркнул Константин Селянин.

Компании, в частности, "ЮТэйр" могут влиять на какие-то показатели, чтобы хоть как-то удержать рост стоимости: сокращать себестоимость, инвестпрограммы. Но на макроэкономику авиаторы повлиять не в силах.

"Две тенденции: рост себестоимости и обеднение населения. С этим "ЮТэйр" не справится, может только пытаться смягчить, оставаясь на плаву", - заключил Константин Селянин.

Резонно предположить, что авиаторы выживают, а за ними и население, удивленно следящее за ростом стоимости перевозок. Не тот ли это момент, когда срочно надо всех спасать бюджетными вливаниями? Константин Селянин уверен, точечно - можно, но "поднимать авиаотрасль с колен" сейчас не может ни государство, ни крупный бизнес - у самих денег мало.

Что ж спасаем авиаперевозки всем миром и следим за показателями.
Авторские права на данный материал принадлежат «Муксун.fm». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка