О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Дирижеры неба: как стать авиадиспетчером в Казахстане

Авиадиспетчеры координируют взлеты, посадки и движения самолетов, управляя ими как на земле, так и в небе. Корреспондент агентства Kazinform поговорила с диспетчером крупнейшего аэропорта страны и узнала, как они готовятся к ответственной работе.

Айдос Кенесбек более 10 лет работает диспетчером аэродромного диспетчерского центра РГП "Казаэронавигация" в Алматы. Он родом из Талдыкоргана, в школьные годы увлекался физикой и математикой, что помогло ему при выборе профессии.

- Сначала я хотел стать диспетчером железных дорог, но мой отец предложил: "Почему бы тебе не попробовать управлять самолетами?" Так я открыл для себя мир авиации. У меня в роду никто не работал в авиации, и я первый, кто прокладывает эту дорогу, - вспоминает Кенесбек.

В 2009 году он поступил в Академию гражданской авиации в Алматы на грант, а затем записался на годичный курс в РГП "Казаэронавигация", где прошел первоначальную профессиональную подготовку.

Как проходит смена

Его день начинается с прохождения медицинского осмотра. После этого диспетчеры проходят инструктаж - им дают информацию о предстоящей смене, погодных условиях и техническом состоянии оборудования.

Это помогает быть готовыми к любым ситуациям и эффективно управлять воздушным движением. Затем старший диспетчер и руководитель полетов распределяют зоны ответственности для каждого.

По словам начальника службы обслуживания воздушного движения РГП "Казаэронавигация" Андрея Эленберга, диспетчеры работают в пятисменном графике. В среднем в одну смену заступает около 25 человек - включая руководителей полетов, старших диспетчеров и самих диспетчеров. Айдос Кенесбек подчеркивает важность умения работать в команде.

- Мы взаимозаменяемы, должны помогать друг другу. Работа очень ответственная и требует высокой сосредоточенности, как физической, так и моральной, - объясняет он.

Работа авиадиспетчера - это не просто карты, стрелки и линии на мониторах. Каждый диспетчер несет ответственность за безопасность самолета. Их работа начинается после того, как двери самолета закрылись, рукав убрали, и воздушное судно готовится к запуску.

- Авиадиспетчер управляет воздушным судном от начала буксировки и запуска его двигателя и до его посадки и заруливанием на стоянку в аэродроме, - объясняет Кенесбек.

Сначала воздушное судно доруливает до линии предварительного старта. Здесь заканчивается работа диспетчера руления, и управление предается диспетчеру вышки, который дает разрешение на взлет. Когда самолет набирает определенную высоту, его переводят на управление диспетчеру круга, а затем уже диспетчеру подхода.

К примеру, если это самолет маршрутом "Алматы - Астана", когда воздушное судно оказывается в черте территории Астаны, управление переходит от диспетчера районного центра Алматы к диспетчеру районного центра Астаны.

- Наша задача - обеспечить безопасность всех воздушных судов в своем секторе, определяя высоту, скорость, курс и координаты самолета, грамотно распределять потоки. У каждого диспетчера отведена своя частота, пилоты переключают лишь частоты. Работа требует постоянной концентрации, высокой ответственности и внимания к деталям, - говорит он.

За это авиадиспетчеров часто называют "дирижерами неба". Специалисты также должны знать английский язык, ведь связь с экипажами авиакомпаний ведется именно на нем.

- Английский обязателен в авиации. У нас это узконаправленный авиационный английский. Постоянно проводятся курсы по поддержанию и укреплению уровня английского, - отмечает Кенесбек.

Каждые три года авиадиспетчеры подтверждают свою квалификацию, чтобы быть в курсе всех новых технологий и изменений в авиационной отрасли. На тренажере отрабатываются возможные внештатные ситуации, чтобы оперативно реагировать на них. Поэтому ⁠от диспетчера требуются не только технические знания и профессиональные навыки, но и хладнокровие и стрессоустойчивость.

Работа в аэропорту Алматы

Алматы является крупнейшим аэропортом в стране. Здесь каждые 2-3 минуты взлетают и садятся самолеты. С понедельника по пятницу количество рейсов всегда больше, чем в выходные дни.

Лето, особенно сезон отпусков, - это всегда пик работы для авиадиспетчеров. В этот период количество рейсов увеличивается. Также их число может возрастать в разы во время праздников и различных событий, таких как спортивные мероприятия или крупные форумы.

Безопасность полетов на аэродроме Алматы обеспечивают системы локации. Всего используется 5 локаторов. Два из них радиолокационные, которые показывают высоту и скорость самолета. Еще один локатор дает обзор летного поля, а другой показывает, какие параметры пилоты выставили на бортовой панели. Все системы резервируют друг друга.

Также на аэродроме есть доплеровский метеорадиолокатор, который передает данные о погоде. Погода играет значительную роль в авиации, и диспетчеры следят за погодными условиями, передавая информацию о турбулентности или грозовых облаках экипажам, чтобы те могли избежать потенциальных угроз.

Однако "у природы не бывает плохой погоды", отмечает Айдос Кенесбек. Также и для авиадиспетчера не существует "сложно управляемых" самолетов. Диспетчер может управлять любыми воздушными судами, от вертолетов до тяжелых самолетов, таких как АН-225 или АН-124 "Руслан". У всех воздушных судов свои особенности, но диспетчеры придерживаются единых стандартов и правил безопасности.

Желающим стать авиадиспетчером, нужно осознавать, что работа требует большой ответственности, ведь она напрямую связана с жизнями людей. Быстрота мышления, способность работать с большим объемом информации и развитое абстрактное мышление - все это необходимые качества для профессии.

- Мне нравится ощущение значимости моей работы. Все, что происходит с воздушными судами и пассажирами, зависит от твоих действий, - говорит он.

Где в Казахстане готовят авиадиспетчеров

В Казахстане первоначальная подготовка и повышение квалификации авиадиспетчеров проводится в Центре профессиональной подготовки РГП "Казаэронавигация" в Алматы.

В ноябре 2024 года в Центре внедрили современный учебный тренажерный комплекс "AirTraffic Simulation and Voice Technologies", который позволит расширить возможности и качество подготовки операционного персонала, моделирования нововведений в локальных условиях системы организации воздушного движения, а также исследований в области безопасности полетов.

В марте 2024 года Центр успешно прошел очередной аудит Международной организацией гражданской авиации (ИКАО).

По словам пресс-секретаря "Казаэронавигации" Армана Баянды, диспетчером могут быть только граждане Республики Казахстан. Для того чтобы начать обучение, нужно соответствовать возрастным требованиям - от 21 до 27 лет, иметь средне-специальное или высшее образование, уровень английского языка не ниже Intermediate.

К тому же здоровье должно быть в отличной форме, что подтверждается заключением врачебной летно-экспертной комиссии, также соответствовать требованиям психофизиологического обследования по заключению психолога.

- Небольшая нехватка персонала по направлению ОВД имеется, ее основной причиной является рост авиаперевозок в постпандемийный период (общемировая тенденция). Вторичной причиной является то, что в период пандемии диспетчеров ОВД практически не готовили, так как подготовка связана с практическими занятиями на тренажере, - говорит Арман Баянды.

Также потребность связана со строительством новых аэропортов Кендерли, Зайсан и Катон-Карагай.

- По итогам 2024 года на курсах первоначальной подготовки диспетчеров ОВД нами было подготовлено 46 человек. Они распределены по филиалам для прохождения стажировки, - добавил он.

Сегодня в "Казаэронавигации" трудятся более 700 авиадиспетчеров.

- В 2024 году специалисты обслужили более 446 106 полетов, из них 111 850 - рейсы казахстанских авиакомпаний, остальные 334 256 - международные, - рассказал Баянды.

По данным Минтранспорта, за последние 10 лет доходы РГП "Казаэронавигация" от аэронавигационных услуг в воздушном пространстве Казахстана составили 870,1 млрд тенге.

Из них 527,9 миллиарда тенге израсходовано на нужды предприятия и 78,8 миллиарда тенге уплачено в виде корпоративного подоходного налога. Чистая прибыль за 10 лет составила 263,4 миллиарда тенге.

Напомним, в Казахстане приступили к строительству трех новых аэропортов в курортных зонах Зайсан, Катон-Карагай и Кендирли.

В Минтранспорте рассказали, что реализация данных проектов даст импульс развитию экономики данных регионов, а также поспособствует притоку как отечественных, так и зарубежных туристов.
Авторские права на данный материал принадлежат «КАЗИНФОРМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка