Комсомольская правда
28 ноября 2024, 13:50
Дороги через небо: как создается новая сеть российских аэропортов
В ближайшие пять лет в России будет запущено 14 современных аэропортов, сегодня их 228. Как устроена сеть "воздушных гаваней России", как быстро вводятся в эксплуатацию новые терминалы и почему вопрос сообщения по воздуху не просто удобство перевозок?
Сегодня в России насчитывается 228 аэропортов. По поручению президента их должно быть 242 уже через пять лет. Таким образом, власть и бизнес должны создать еще 14 комплексных транспортных объектов. Опыт реализации крупных инфраструктурных проектов - от возведения стадионов к чемпионату мира, до строительства западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге - подсказывает, что задача вполне посильная.
Путешествуя по стране на самолете, нетрудно заметить, что облик и внутреннее убранство воздушных гаваней изменились в лучшую сторону. Только за последние 6 лет были модернизированы или возведены 20 новых терминалов в таких городах, как Тобольск, Новосибирск, Новый Уренгой и многих других. Из последних новинок - столица Бурятии Улан-Удэ, где открылся новый терминал аэропорта "Байкал". Фактически, это новый аэродром в дополнение к уже действовавшему, который существенно увеличит пассажиропоток и логистические возможности региона. Проект был реализован за 3,65 млрд рублей, большую часть которых (2,68 млрд руб.) предоставил ВЭБ.РФ, в том числе 1,34 млрд руб. направлены на условиях льготного финансирования. При участии госкорпорации уже создано 12 терминалов и реализуются еще восемь региональных объектов. ВЭБ - ключевой российский инвестор в аэропортовую инфраструктуру: каждый пятый аэропорт в стране был модернизирован или построен с участием этого банка развития.
Но, безусловно, аэропорты не являются самоцелью - эта инфраструктура должна формироваться, причем комплексно и там, где на нее растет спрос. Несколько цифр: в доковидном 2019 году в нашей стране самолетами было перевезено более 128 млн пассажиров. В 2021 очевидная просадка до 111, и в 2022 году - 95 млн. Однако, в прошлом году уровень авиаперевозок вернулся к девятизначной цифре, а по итогам этого года Минтранс прогнозирует рост на 5% до 105 млн пассажиров.
Судя по Концепции развития аэродромной сети Росавиации до 2035 года можно сделать вывод о двух заметных векторах - это Арктика и Дальний Восток. Это важный сигнал, поскольку мультипликативный эффект от появления новой воздушной гавани носит комплексный характер. Он гораздо шире, чем одна лишь дополнительная точка дозаправки для перевозчиков. Новые воздушные ворота в Арктике - это подспорье для реализации проекта Северный морской путь и новых нефтегазовых проектов на шельфе. В свою очередь фокус строительства гаваней на Востоке - это комбинация запроса государства на более сбалансированную географию экономики России и ответ на макроэкономические тренды сегодняшнего дня: от азиатских туристов до совместного бизнеса и социокультурных контактов.
В связи с этим важна активная поддержка бизнеса в регионе. Недавно - новый импульс. На расширение инструментария поддержки ВЭБ.РФ, в том числе льготного кредитования, правительство выделило еще 14 млрд рублей. Средства направят на реализацию мастер-планов Улан-Удэ, Владивостока, Хабаровска, Биробиджана, Магадана и Свободного. Важно подчеркнуть ключевую роль частного бизнеса. Для стимуляции инвестиционной активности госкорпорация софинансирует наиболее значимые инициативы. На их реализацию предприниматели могут привлекать кредитные ресурсы, столь им необходимые, по льготной ставке - 2% годовых. Программа позволила поддержать уже свыше 40 проектов на общую сумму более 1,6 трлн рублей и создать более 3,5 тысяч рабочих мест.
Комплекс государственных мер по решению ряда инвестиционных и организационных вопросов позволяет регионам получать и осваивать необходимую инфраструктуру, тем самым решая поставленную президентом задачи. Что касается новых терминалов, то за шесть лет планируется провести модернизацию инфраструктуры не менее 75 аэропортов. Уже в следующем году обновление коснется терминалов в Ижевске, Мурманске, Магадане, Магнитогорске, а также Полярном, Усть-Нере, Тынде, Марково и даже Бухте Провидения. На эти цели уже выделены дополнительно четверть триллиона рублей. Учитывая принятую программу властей, направленную на увеличение авиапарка почти на 2 тысячи единиц самолетов и вертолетов к 2030 году, уже совсем скоро привычная пересадка в Москве на внутренних рейсах станет историей.
Авторские права на данный материал принадлежат «Комсомольская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 18, 2025
Аэрофлот удостоен премии "Время инноваций 2025" за отечественный комплекс техобслуживания и ремонта воздушных судов ИС "КУПОЛ"
Декабрь 22, 2025
Проведена проверка ООО "ЯШЗ Авиа"
Декабрь 22, 2025
Пассажиры Уральских авиалиний встретят Новый 2026 год в небе с праздничным ужином
Декабрь 22, 2025
"ОДК-Пермские моторы" начали обучение персонала работе с системами искусственного интеллекта