О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Двигателестроители продолжают импортозамещение ПО

Очередной Демодень Индустриального центра компетенций "Двигателестроение" состоялся в Перми

Одним из ключевых факторов, позволяющим радикально ускорить создание и доводку авиационных двигателей нового поколения, является широкое использование передового программного обеспечения (ПО), обеспечивающего сквозную автоматизацию процессов. Для каждой отрасли является типичным свой ИТ-ландшафт. В машиностроении он включает системы управления жизненным циклом изделий, системы управления предприятием, системы проектирования, инженерных расчётов, технологической подготовки производства и многое другое. К 2022 году, когда в отношении предприятий авиационного двигателестроения были введены беспрецедентные санкции, значительная часть важнейших информационных систем имела зарубежное происхождение. Поддержка этих решений была прекращена, в ряде случаев возникали вопросы и в части обеспечения работоспособности таких программных комплексов. Решение о переходе на отечественное ПО было очевидным и безальтернативным. "Объединенная двигателестроительная корпорация" (ОДК, входит в Госкорпорацию Ростех) стала одним из лидеров в части импортозамещения ПО. Возглавив Индустриальный центр компетенций (ИЦК) "Двигателестроение", корпорация стала площадкой для реализации двух особо важных проектов первой волны и участвует в создании, апробации и тиражировании ряда решений отечественных разработчиков. Демодни ИЦК "Двигателестроение" позволяют оценить прогресс в реализации особо значимых проектов, в также познакомиться с новациями российских разработчиков, создающих ПО для высокотехнологичных отраслей промышленности. Очередной Демодень состоялся в Перми 05 сентября 2025 года на площадке конференц-центра Holiday Inn.

Импортозамещение ПО: меры поддержки

Открывая работу Демодня, директор Департамента цифровых технологий Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Владимир Дождев напомнил о задачах, которые решают Индустриальные центры компетенций, созданные по решению Председателя Правительства РФ. Первая задача – постоянный экспертный анализ проблемного поля, формирование и уточнение ИТ-ландшафтов – подробных ИТ-карт, отражающих специфику и характеристики каждой отрасли. Эта работа позволяет наложить на конкретные инженерные и бизнес-процессы те средства информационного обеспечения, которые нужны для эффективной разработки и выпуска продукции, для администрирования процессов, для управления, финансово-экономического сопровождения, решения всех сопутствующих задач. Минпромторг России совместно с ИЦК с каждым годом всё глубже погружаются в эту работу, постоянно обновляя методику и повышая детализацию ИТ-ландшафта.

Вторая задача связана с приоритезацией проектов и разработкой графиков и дорожных карт разработки и внедрения цифровых решений на производствах. "Это немаловажно, потому как ситуация с ресурсами достаточно непростая, и мы должны чётко понимать очерёдность тех программ, которые намечены ИЦК, с точки зрения их финансовой поддержки", - уточнил В. Дождев.

Третья задача ИЦК – подготовка проектов. Так в 2022 году было запущено два особо значимых проекта, получивших масштабную государственную поддержку. Впоследствии состоялась вторая волна отбора особо значимых проектов, а сейчас стартует третья волна конкурсного отбора. Надо напомнить, что согласно поручению Правительства, предприятия оборонно-промышленного комплекса получают особые условия входа в эти проекты и особую пропорцию государственного софинансирования из средств федерального бюджета в размере 90:10 %.

В. Дождев также отметил, что работа профильного департамента Минпромторга России связана не только с обеспечением государственной поддержки проектов импортозамещения ПО, но и с рассмотрением инициатив по нормативному регулированию. "Мы с коллегами подробно обсуждали, что нужно сделать для того, чтобы современные разработки, в том числе в области машинного обучения, которые сегодня применяются на разных стадиях и для контроля качества, и для содействия в процессах разработки продукции, быстрее выходили в рынок, становились явлением массовым. Для этого нам предстоит корректировать и Федеральные авиационные правила, и технические регламенты и инструкции, связанные с процедурами государственного контроля, приёмки товаров", - привёл пример он.

Весомую роль в реализации проектов импортозамещения прикладного ПО играет Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ). С 2019 года фонд поддержал 188 проектов по разработке, доработке и внедрению российских решений в сфере информационных технологий на общую сумму около 31 млрд рублей, в том числе 35 особо значимых проектов на сумму 19,3 млрд рублей. Как напомнил заместитель генерального директора РФРИТ Филипп Быков, в 2022-2023 годах было поддержано 22 особо значимых проекта на сумму 17 млрд рублей, среди которых два проекта реализует "ОДК" и её дочерние общества. Из этого объёма проектов один уже завершён в полном объёме, один будет финализирован в 2025 году, а в будущем году промышленность получит более полутора десятков цифровых решений в области двигателестроения, авиа-, судо-, автомобиле- и ракетно-космической промышленности и других отраслей.

В 2025 году фонд успешно завершил отбор второй волны проектов, поддержку получили 13 проектов в разных отраслях, в том числе в промышленности. Ф. Быков подчеркнул, что впервые отбор был реализован на площадке электронного бюджета в соответствии с требованием Постановления правительства 1781. Поддержка осуществляется по схеме софинансирования в пропорции 50:50 %.

Замдиректора РФРИТ отметил, что в рамках третьей волны отбора особо значимых проектов на их поддержку выделено 8,2 млрд рублей, в том числе 3,9 млрд – из средств Резервного фонда. Приоритет в рамках отбора будет отдаваться заказчикам, в роли которых выступают предприятия оборонно-промышленного комплекса. Также приоритет будет отдаваться проектам с использованием технологий искусственного интеллекта, проектам, заказчиками которых выступает объединение из нескольких отраслевых ИЦК, консорциумов в форме созданного юридического лица с последующим внедрением разработанного решения в рамках организаций – участников такого консорциума.

Проекты ОДК – на финальной стадии

Демодни ИЦК "Двигателестроение" традиционно состоят из двух содержательных частей. В первой участники знакомятся с ходом реализации особо значимых проектов, во второй проводится питч-сессия, на которой разработчики отечественных ИТ-продуктов представляют свои новации. Предваряя эти выступления, директор по цифровой трансформации "ОДК" Вячеслав Христолюбов рассказал о событиях, произошедших в периметре ИЦК в 2025 году. Так к Индустриальному центру компетенций присоединились две новых организации: Московский авиационный институт и Группа компаний "Мера". ИЦК продолжает работу по уточнению и детализации ландшафта ИТ-систем, применяемых на предприятиях двигателестроения. "Был тщательно проработан вопрос "белых пятен" – тех систем и направлений, где у нас на сегодняшний день либо неэффективно применяются отечественные решения, либо отечественные решения отсутствуют. Таким образом мы с вами готовимся к следующей волне проектов по созданию отечественных импортозамещающих решений промышленного программного обеспечения, в которых мы примем активное участие", - подчеркнул В. Христолюбов.

Касаясь реализации особо значимых проектов, директор по цифровой трансформации "ОДК" отметил, что в них достигнут прогресс, работы выполняются "штатно, в установленные сроки". "Достигнуты первые результаты: при помощи программного обеспечения компании "Аскон" "КОМПАС-3D" и "ЛОЦМАН:PLM" успешно ведётся проектирование двигателя ПД-8В на базе "ОДК-Кузнецов". У нас есть полная уверенность в том, что двигатель в среде российского программного обеспечения будет спроектирован и начнётся технологическая подготовка его производства", - заявил В. Христолюбов. Касаясь второго проекта, предусматривающего создание отечественной машиностроительной ERP-системы, он подчеркнул, что проект также динамично двигается вперёд. Площадки для внедрения новой системы – "ОДК-СТАР", "ОДК-Сатурн" и Производственный комплекс "Салют". "Мы уже начали применение системы на предприятии "ОДК-СТАР", два цеха опытного производства несколько месяцев работают в информационной системе. Мы были на предприятии и видели, что система реально применяется, персонал "ОДК-СТАР" очень положительно отзывается об информационной системе", - подчеркнул В. Христолюбов.

Цель – управление кооперацией

Более подробно о внедрении ERP-системы на предприятиях "ОДК" рассказал руководитель проекта в компании "1С" Иван Фурта. Пожалуй, ключевым событием минувших месяцев стало включение продукта "1С:Управление кооперацией" в реестр отечественного программного обеспечения. Но реализация особо значимого проекта по созданию ERP-системы не ограничивается одним продуктом, речь идёт о формировании ИТ-ландшафта для производственного предприятия, учитывающего специфику двигателестроительной отрасли и существующие требования к нормативно-справочной информации.

Одним из ключевых вопросов для построения системы управления предприятием является интеграция с большим количеством прикладных систем, используемых на уровне материнской Госкорпорации Ростех, на уровне управляющей компании и на дочерних предприятиях корпорации. Продукт "1С:Управление кооперацией" имеет два уровня: система уровня корпорации и система уровня дочернего общества. Первая предназначена для построения производственной программы корпорации с учётом межзаводской кооперации и мониторинга её исполнения. Вторая предназначена для непосредственного управления производственными процессами предприятия и призвана снабжать межзаводскую кооперацию данными. За счёт интеграционного взаимодействия между двумя уровнями формируется единая бесшовная система управления производствами и цепочками поставок.

И. Фурта акцентировал внимание, что для функционирования обоих уровней системы должна быть предоставлена нормативно-справочная информация, формируемая на уровне дочерних обществ. В этой связи особое значение приобретает обеспечение информационного обмена с разными системами, включая PLM- и PDM-системы, имеющие сведения о составе изделий, системы бухгалтерского учёта, зарплатной системы и т.д. В отдельных случаях интеграция происходит легко и бесшовно: к примеру, на большинстве предприятий "ОДК" используется зарплатная система 1С:ЗУП. Сложнее обстояли дела в тех случаях, когда использовались "самописные" системы, либо решения, поддержка которых со стороны вендоров уже прекращена. Тем не менее, получение данных из них также возможно. "Перечень интегрируемых систем на каждом предприятии включает в себя большое количество различных информационных потоков. Для каждого дочернего общества разрабатывалась своя индивидуальная схема взаимосвязи потоков, - пояснил специалист. - По итогу реализации проекта в части загрузки нормативно-справочной информации (НСИ) и интеграции практически на 100 % реализована интеграция с более чем 25 историческими системами на предприятиях и уровне управляющей компании, реализовано более 300 информационных потоков и более 100 шаблонов для загрузки НСИ и остатков незавершённого производства".

Получение НСИ реализовано в продукте "1С:Управление кооперацией" несколькими способами. Между системами "1С" осуществляется бесшовная интеграция. Предпочтительным способом обмены с другими системами является использование интеграционной шины "1С:Интеграция КОРП". Также возможны варианты загрузки в систему данных, внесённых в специально разработанные шаблоны, а также ручной ввод в систему.

Оценивая полученный опыт, И. Фурта отметил, что предприятиям, которые в будущем будут внедрять продукт "1С:Управление кооперацией" уровня дочернего общества следует ещё до запуска проекта проработать несколько вопросов. Необходимо заблаговременно привести в порядок нормативно-справочную информацию, содержащуюся в различных системах. "Достаточно распространённая проблема – отсутствие некоторых данных или ошибки в этих данных, - констатировал специалист. - Необходимо с самого начала проекта определять ответственных за справочники из числа функциональных специалистов, заниматься нормализацией данных, устранением дублей, выявлением неиспользуемых элементов, добавлением недостающих реквизитов". Также он подчеркнул необходимость использования единых идентификаторов пользователей для различных систем, что должно упростить обмен данными.

В пресс-службе "ОДК" подчеркнули, что продукт "1С:Управление кооперацией" уже проходит опытно-промышленную эксплуатацию на предприятии "ОДК-СТАР". В двух цехах и пяти подразделениях около 100 сотрудников ежедневно работают с системой, формируя заказы на производство, ведя учёт товарно-материальных ценностей и составляя сменные задания. Следующим шагом станет начало опытно-промышленной эксплуатации системы во всех цехах предприятия "ОДК-СТАР". Параллельно ведется подготовка к аналогичному этапу внедрения системы на московском Производственном комплексе "Салют" и рыбинском "ОДК-Сатурн".

Развёрнутый доклад, посвящённый перспективе адаптации системы "1С:ERP" для использования на предприятиях пермского куста двигателестроения, представила в ходе Демодня начальник отдела автоматизированных систем управления предприятием "ОДК-Авиадвигатель" Наталья Ялтышева.

На пермских предприятиях запущен проект внедрения системы управления производством и цепочками поставок на базе конфигурации 1С:Управление кооперацией" для дочерних обществ, который охватит и конструкторское бюро "ОДК-Авиадвигатель", и серийное предприятие "ОДК-Пермские моторы". Цель проекта состоит в переводе управления предприятиями на отечественную ERP-систему на базе конфигурации "1С:Управление кооперацией", а также подготовки инфраструктуры, необходимой для нормального функционирования системы. Планируемый срок реализации – 32 месяца. Так как у КБ и серийного завода имеется сквозной цикл производства, это обуславливает необходимость синхронного старта проекта на обоих предприятиях. Целевое состояние предполагает, что информация из автоматизированной системы проектирования интеграционными потоками будет поступать в ERP-систему, которая будет разработана на конфигурации "1С:УК". ERP-система будет поглощать информационные потоки, охватывающие все бизнес-процессы предприятия: управление продажами, управление закупками, управление производством, управление качеством. Также ERP-система будет интегрирована со всеми программными продуктами корпорации Ростех и "ОДК", такими как 1С:ЕУС, 1С:УК на уровне холдинга, АС КУБ, АС КСП, АС УП и АС ФЗД. Также система будет интегрирована и с внутренними информационными системами, такими как MES-система, АИС "Диспетчер", документооборот и автоматизированное управление складом.

Сейчас подготовлен план реализации проекта. Первым шагом станет обследование всех бизнес-процессов, имеющихся на предприятии. На основе обследования будут разработаны Технические задания на разработку и доработку существующих программных комплексов. Следующие этапы – техническое проектирование, поставка оборудования и лицензий, разработка и настройка комплекса решений, ввод в эксплуатацию в начале 2029 года. Для реализации проекта формируется команда, в которую включат представителей производственных и инженерных служб двух предприятий, ИТ-служб, бухгалтерии и финансовых служб. Также будет обеспечено взаимодействие с материнской "ОДК", в частности – с дирекцией по производству и дирекцией по цифровой трансформации.

Русские CAD и PLM помогают создавать авиадвигатели

Среди программных продуктов, использовавшихся в отечественном авиастроении, и в частности – в двигателестроении, заметное место занимало ПО разработки Siemens: CAD-система NX и PLM-система Teamcenter. Было принято решение заменить эти разработки продуктами компании "Аскон", в частности системой трёхмерного проектирования "КОМПАС-3D" и системой управления инженерными данными и жизненным циклом изделия "ЛОЦМАН:PLM". Также внедряются сопутствующие решения, а именно система управления нормативно-справочной информацией "ПОЛИНОМ:MDM", система автоматизированного проектирования технологических процессов "ВЕРТИКАЛЬ".

В ходе Демодня директор дивизиона PLM компании "Аскон-интеграционные решения" Алексей Ефремов представил текущие результаты и планы развития CAD и PLM систем. Он напомнил, что проект доработки продуктов по требованиям двигателестроителей, включающий шесть этапов, стартовал в 2023 году. Сейчас уже пройдено три этапа, реализуется четвёртый этап. В их ходе выпущены версии 22, 23 и 24 продукта "КОМПАС-3D". Кроме того, создано прикладное программное обеспечение "КОМПАС-Композиты".

В рамках особо значимого проекта была разработана и согласована целевая модель данных, включающая в себя настройку программного комплекса, методику его применения, описания процессов, которые сопровождают процесс проектирования и совместной работы. В дальнейших планах – согласование модели данных в технологической подготовке производства.

Наибольший объём выполняемых в ходе проекта работ связан с реализацией функционально-технических требований по всем составным частям, которые есть в особо значимом проекте. Именно они представляют собой составные части функциональности, необходимой для разработки газотурбинных двигателей. Реализованные изменения проходят опытное применение, по результатам которого также проводятся доработки, устраняются ошибки. Параллельно дорабатываются и методики применения новой функциональности. Это позволяет оперативно начинать использовать новые версии продуктов для проектирования изделий высокой сложности.

Значимое направление работ связано с развитием модулей интеграции "КОМПАС-3D" с зарубежными решениями, используемыми частью предприятий в корпорации и отрасли. Это позволит поэтапно внедрять продукт в промышленную эксплуатацию и начинать его применять для создания различных узлов и головных изделий. В тех же случаях, когда функциональности "КОМПАСа" пока не хватает, можно будет отдельные задачи решать в существующем ПО, экспортируя затем полученные наработки в отечественную систему.

Отдельно А. Ефремов остановился на системе для проектирования изделий из композитных материалов "КОМПАС-Композиты". Решение уже внедрено в "ОДК-Авиадвигатель", где была подготовлена конструкторско-технологическая документация на опытный образец изделия типа "панель". Документация в цифровом формате была передана на Пермский завод "Машиностроитель", где был организован выпуск изделия. Также с применением этого продукта идёт отработка технологических процессов в филиале ПАО "Ил" – ВАСО, специализирующемся на выпуске изделий из композиционных материалов, а в ПНИПУ идёт отработка процессов по подготовке производства створки реверсивного устройства двигателя ПД-14.

Развил тему перехода на отечественные CAD и PLM-системы Фёдор Абрамчук, заместитель начальника отделения по информационным системам и управлению жизненным циклом изделия "ОДК-Авиадвигатель". Он напомнил, что все работы по созданию перспективных двигателей, в том числе ПД-14 и ПД-35, велись в среде NX и Teamcenter. Первая волна санкций, введённых в отношении предприятия в 2018 году, осложнила работу, а с 2022 года взаимодействие с Siemens полностью прекратилось. В этот период было принято решение о выборе системы для импортозамещения: ставка была сделана на разработки компании "Аскон".

Сегодня реализуется четвёртый этап проекта, на данный момент уже реализованы, протестированы и внедрены в текущих версиях многочисленные доработки, инициированные двигателестроителями. В ходе внедрения ПО "КОМПАС-3D" на предприятии уже спроектировано 160 деталей и сборочных единиц, созданы геометрические модели, оформлены чертежи. Отработана методика контекстного проектирования на примере газогенератора. В период опытного применения конструкторы "ОДК-Авиадвигатель" выдали 493 замечания и предложения по совершенствованию программного обеспечения, из них 75 – это ошибки, и 7 – критические ошибки, которые взяты в работу "Аскон". В 24 версии большая часть этих критических ошибок была устранена, отметил специалист. В 2026 году планируется завершить внедрение всех функционально-технических требований, а через год – осуществить тиражирование и внедрение на предприятиях.

Одно из направлений развития "КОМПАС-3D" на пермском предприятии – интеграция этого решения с CAM-системой Sprutcam. "Когда шёл выбор CAM-системы, мы определили, что эта система [Sprutcam – "АвиаПорт"] из отечественных наиболее продвинута и наиболее готова для применения у нас на предприятии. Сейчас реализована интеграция, позволяющая взаимодействовать между Sprutcam и "КОМПАС-3D" как в одну сторону, так и в другую. Протестирована работа с инструментальными сборками. Идёт разработка полной интеграции Sprutcam с "ЛОЦМАН" и "ПОЛИНОМ", - отметил Ф. Абрамчук.

Завершило серию докладов, посвящённых реализации особо значимых проектов, выступление заместителя начальника ОКБ "ОДК-Кузнецов" Дмитрия Братчинина. Он рассказал о применении российского ПО при проектировании двигателя ПД-8В. "ОДК-Кузнецов" исторически применяло решения "Аскон" для технологической подготовки производства, в том числе "Лоцман", "Полином" и "Вертикаль". С прошлого десятилетия вся разработка технологической документации шла в продуктах российской разработки. В связи с этим решение о том, чтобы реализовать инициативный проект "ОДК" по созданию вертолётного двигателя ПД-8В в отечественной системе, было вполне логичным. Сейчас разработка ПД-8В уже получила поддержку со стороны государства, сформирована дорожная карта, предполагающая получение сертификата типа в 2032 году. Первый опытный образец ПД-8В должен встать на испытания до конца 2027 года.

Со сроками создания двигателя был синхронизирован и проект освоения продуктов, задействованных в проектировании ПД-8В. В 2023 году разработан и сейчас активно реализуется план работ по внедрению и адаптации ПО. Д. Братчинин отметил, что "сроки внедрения комплекса "Аскон" синхронизированы в соответствии с запросами проекта". В соответствии с этими планами, уже обучено 130 сотрудников "ОДК-Кузнецов", утверждены процедуры по работе с нормативно-справочной информацией, разработан механизм управления нормалями, сконфигурирована система "ЛОЦМАН:PLM" и завершается работа по созданию электронного макета двигателя. Фактически, в продуктах "Аскона" работает уже более 40 % работников конструкторских подразделений и 100 % сотрудников технологических служб.

Подводя итог работы ОДК по импортозамещению ПО в рамках двух особо значимых проектов, В. Христолюбов подчеркнул, что доработка и внедрение системы управления производством и цепочками поставок близка к завершению. "Проект выполнен на 84 % и уже тестируется в реальных условиях на одном из предприятий ОДК", - констатировал директор по цифровой трансформации "ОДК". Также, по его словам, на 68 % выполнен проект по импортозамещению программных продуктов в области управления жизненным циклом продукции и автоматизированного проектирования. "Благодаря опережающему внедрению отдельных модулей российского ПО на пермском предприятии удалось успешно разработать и изготовить опытный образец детали из полимерных композиционных материалов для авиадвигателя ПД-14", - отметил В. Христолюбов. Достигнутые результаты являются хорошим заделом для масштабирования проекта и последующего внедрения отечественных продуктов как на других предприятиях "ОДК", так и в целом в отрасли двигателестроения.
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка