BizavNews.RU
31 марта 2025, 10:45
Эдуард Симонов: Рефрейминг брокерской компании в бизнес-авиации
Бизнес-авиация в России всегда была источником высоких чеков и по сегодняшний день привлекает внимание своей эксклюзивностью. Брокерский бизнес по аренде частных самолетов невозможно сравнить с другими премиальными сегментами, такими как тревел, консьерж-услуги, элитная недвижимость или аренда яхт, и несмотря на высокую конкуренцию, новых игроков в этой сфере появляется крайне мало. Вместе с тем уровень стресса в брокерском бизнесе пробивает потолок, что безусловно влияет на организацию VIP-рейсов и отношениях с клиентами, требуя максимального внимания к деталям, необходимость проявления высокой степени мастерства и таланта, учитывая особенности супер-премиального продукта.
Во время пандемии COVID-19 и связанных с ней ограничений в 2021 году на рынке быстро возник новый класс клиентов. Эти люди были готовы тратить относительно небольшие суммы на бизнес-авиацию, чтобы решить актуальные задачи по перемещению. Значительный рост рынка чартерных перевозок в тот период позволял продавать рейсы на джетах даже харизматичным новичкам, не обладающим высокой профессиональной подготовкой. Однако с введением санкций в 2022 году процессы и правила игры сильно изменились. Уровень стресса в индустрии вырос в несколько раз, что негативно сказывается на качестве принимаемых решений. Это, в свою очередь, влияет на сотрудников и качество сервиса, предоставляемого VIP-клиентам.
За последние 30 лет в России сформировалась устойчивая бизнес-модель ведения брокерского бизнеса в сфере аренды частных самолетов. Ее особенностью является то, что CEO и/или владелец компании зачастую ограничивает своих менеджеров от прямого контакта с клиентами, фактически беря на себя роль главного продавца. В лучшем случае сотрудники отдела продаж занимаются всей цепочкой процессов - от поиска клиентов и подбора самолетов до закупки и доставки любимого шампанского пассажиров в аэропорт.
Причины такого подхода к управлению разнообразны, но чаще всего сводятся к страху владельца потерять контроль над клиентской базой. Это приводит к тому, что бизнес неосознанно загоняет себя в тупик: владелец превращается в сотрудника отдела продаж, который лишь делегирует операционные задачи. Такая модель усложняет реализацию долгосрочной стратегии и снижает возможности для дальнейшего роста.
Действительно, уход ключевого менеджера вместе с частью клиентской базы - это, мягко говоря, неприятно. В результате владельцы брокерских компаний вынуждены либо брать на себя нетипичные обязанности, либо внедрять авторитарную модель управления и применять достаточно жесткие корпоративные принципы, препятствующие успешному ведению бизнеса. Такая модель может защитить бизнес от подобных рисков, но создает психологически небезопасную среду для команды. Это сказывается на эффективности работы сотрудников, а в итоге и на качестве сервиса, от которого зависит удовлетворенность VIP-клиентов.
Насколько возможно не изменяя старые принципы управления, сохранить устойчивость и развитее бизнеса брокерской компании? Мой ответ очевиден: любая брокерская компания в России, основанная на этих принципах обречена на фатальные последствия и дальнейшее развитие невозможно. То же самое касается компаний, которые не обеспечивают постоянное взаимодействие команды в одном пространстве и реальном времени.
Переход на удаленный формат работы, особенно в период пандемии COVID-19 и последующего введения санкций, стал вынужденной мерой для многих компаний. Некоторые полностью отказались от офиса, лишив себя преимуществ мгновенной коммуникации между сотрудниками. Такой подход неизбежно снижает скорость принятия решений и командную синергию, что критично для высококонкурентной сферы, такой как бизнес-авиация.
Несмотря на то, что для многих, компания Flight Way ассоциируется с Эдуардом Симоновым, Flight Way уже давно вышла за пределы этого представления. На сегодняшний день компания Flight Way - это четко структурированная организация с сильной репутацией, ясной организационной идентичностью и широким набором инструментов. Мы выстроили и оцифровали все ключевые процессы, которыми управляет профессиональная команда. Наше название символизирует наш путь, и мы точно знаем, что делаем и куда "летит наш самолет". Наша цель - не просто соответствовать высоким ожиданиям, но и задавать новые стандарты в отрасли.
Современные условия и правила ведения брокерского бизнеса по аренде бизнес-джетов в России кардинально изменились, а это значит, что любая брокерская компания, которая не подстроится под эти изменения немедленно, будет пытаться бежать вперед, но при этом стоять на месте.
Несколько месяцев назад я встретился с руководителем одной из ведущих брокерских компаний в России, который отметил, что сегодня бизнес-авиация представляет собой набор рисков, требующих качественного управления. С этим трудно не согласиться. В современных условиях одна из ключевых задач брокерских компаний - это умение находить и принимать максимально безопасные и эффективные решения. Это требует высокого уровня компетенций и сплоченности всей команды, а не зависит от одного человека, даже если он "отец бизнес-авиации" или CEO.
Такие факторы как: репутация, надежность, профессионализм, четкость, скорость, высокий сервис, адекватная стоимость, комфорт, конфиденциальность уже давно не являются мотивационными и являются для нас гигиеническими факторами (само-собой разумеющимися), которыми должна обладать любая брокерская компания в бизнес-авиации. Мы равномерно развиваем все элементы организационной идентичности Flight Way от позиционирования до ценностного предложения, однако максимальный упор за последние 10 лет происходит на людей, развитие компетенций и культуры всей организации.
Моя задача как CEO - создавать условия, при которых ответственность сотрудников формируется не на основе страха наказания или увольнения, а на основе принципа: "Я не могу подвести свою команду". Это должны быть условия, где каждый чувствует поддержку и опору, имеет возможность развивать свои таланты, расти как лидер, возглавлять новые проекты и получать удовольствие не только от справедливого вознаграждения, но и от своей причастности к общему успеху.
Важным элементом такой среды является равномерное распределение стресса между всеми членами команды, что способствует созданию устойчивой психологической безопасности. Я убежден: "Я их менеджер, а не они мои рабы, которые должны зарабатывать для меня деньги". Организация должна функционировать как слаженный механизм, где все взаимосвязано и циркулирует равномерно, обеспечивая гармонию и продуктивность на всех уровнях.
За последние 15 лет я неоднократно наблюдал, что бизнес-модель большинства брокерских компаний в России ориентирована исключительно на развитие клиентских отношений и получение быстрой прибыли. Эти компании часто стремятся удовлетворить личные потребности владельцев и руководителей в красивой жизни, не уделяя внимания долгосрочной стратегии, выстраиванию процессов, развитию организационной культуры, команды и, в конечном итоге, рынка бизнес-авиации в целом.
Когда мы проводим собеседования с бывшими сотрудниками брокерских компаний, мы задаем стандартные вопросы:
- Как были организованы процессы на вашем предыдущем месте работы?
- Как строилась коммуникация в команде?
- Где начиналась и заканчивалась зона вашей ответственности?
- Как в компании оценивались риски, и кто, кроме клиента, нес ответственность за них?
- В каких ERP-системах у вас есть опыт работы?
- Какие изменения происходили в вашей компании за последние 10 лет, и как они повлияли на вас?
Примерно с 2019 года мы начали долгий и сложный путь цифровизации. Сегодня мы используем полноценную и надежно защищенную ERP-систему, в которой детально оцифрованы все процессы, зоны ответственности, сроки и множество других параметров. Наша система развивается столь стремительно, что позволяет нам управлять огромным количеством операционных данных и отходить от интуитивного подхода к принятию решений.
Внедрение цифровых технологий помогло нам не только упорядочить и эффективно обрабатывать огромные объемы информации, но и стать более прозрачными для наших клиентов. Это повысило доверие к нашей компании и упростило взаимодействие на всех этапах. В 2023 году мы представили первую и пока единственную в России систему - Flight Control System. Эта разработка позволяет нашим клиентам в режиме онлайн отслеживать все этапы организации рейса на бизнес-джете. Такой подход значительно снижает количество вопросов со стороны клиентов и существенно повышает уровень их доверия к компании.
Flight Control System - это не только система трекинга, но и инструмент контроля качества нашей работы. Она позволяет поддерживать высокий уровень сервиса, который необходим любой брокерской компании, стремящейся оставаться лидером в отрасли бизнес-авиации.
Одним из главных препятствий на пути цифровизации является процесс внедрения, особенно на этапе, когда существующие процессы еще недостаточно формализованы. С одной стороны, наша команда прекрасно понимала, как работает брокерский бизнес интуитивно. С другой стороны, при организации перелетов постоянно возникают множество ограничений и переменных, из-за которых условия могут кардинально измениться. Наша задача заключалась в том, чтобы оцифровать процессы, сохранив при этом максимальную гибкость и избегая чрезмерной бюрократии.
В процессе цифровизации мы открыли для себя много нового, не только в аспекте взаимодействия с клиентами, операторами и аэропортами, но и в улучшении нашей внутренней коммуникации. Уровень логичности и взаимосвязи процессов внутри компании напрямую влияет на качество предоставляемого сервиса. Как результат, внутреннее взаимодействие команды стало более прозрачным и эффективным.
Помимо создания четкой системы бизнес-процессов и заботы о клиентах и партнерах, мы уделяем большое внимание нашим сотрудникам, идеологии и конструктивной организационной культуре компании, которая благоприятствует коллективной работе. Независимо от того, насколько хорошо выстроены внутренние процессы, брокерский бизнес остается бизнесом, основанным на людях, их коммуникации и принятых ими решениях.
Ценности, заложенные в культуре организации, оказывают значительное влияние на конечный результат. В нашей компании большинство решений принимается непосредственно командой. Эти решения базируются не только на опыте, процессах или правилах, но и на общей культуре, которая играет ключевую роль в бизнесе, связанном с предоставлением премиальных услуг.
С самого начала развития компании мы делали и продолжаем делать конкретные шаги к открытости. В 2018 году на нашем сайте www. flight-way.com мы начали размещать парк самолетов с указанием операторов и бортовых номеров. На тот момент в предложениях большинства брокерских компаний интерьер часто демонстрировался от одного самолета, экстерьер - от другого, а информация о перевозчике вообще отсутствовала.
Мы не побоялись раскрыть эту информацию перед клиентами. Более того, мы посчитали это верным шагом, чтобы отсеять токсичных клиентов, которые использовали брокеров для поиска самолетов, а затем бронировали рейсы напрямую у авиакомпаний. Это позволило нам сосредоточиться на тех клиентах, которые действительно ценят качественный сервис и профессиональный подход.
Однажды я задал команде вопрос: "Как вы считаете, что является самым важным критерием для нашего клиента?" Ответов было много, и все они были правильные. Но я выделил один, который полностью отражает суть нашего подхода: самым важным критерием для клиента является возможность "получать удовольствие и ни о чем не думать".
Затем я спросил команду: "А что мы должны делать, чтобы клиент мог получать удовольствие и ни о чем не думать?" Ответ оказался гениальным: "Мы должны страдать!"
Количество процессов, нюансов, рисков, контроля, нагрузки и стресса, связанных с организацией рейса на бизнес-джете, несравнимо ни с каким другим VIP-сервисом. Люди, которые профессионально занимаются этим бизнесом, способны выдержать любой кризис и найти решение в самых сложных ситуациях. Однако для того, чтобы быть эффективными и принимать правильные решения в таком напряженном ритме, организация должна быть безопасной во всех смыслах. Как можно развивать компанию и грамотно управлять ею, если CEO вынужден заниматься продажами?
Если сложить постоянный уровень стресса, который мы испытываем, занимаясь брокерским бизнесом, с давлением от информационного потока событий в России и мире, становится сложно представить себе устойчивое развитие психики любого человека. Осознавая это, мы понимаем, что не можем повлиять на общий информационный фон в стране, но точно можем управлять логичностью процессов, качеством информации внутри нашей организации и влиять на уровень стресса сотрудника организации в целом, сохраняя высокое качество наших услуг.
Работа в бизнес-авиации предполагает круглосуточное взаимодействие всей команды - 24/7. При этом мы, сами того не замечая, отдаем друг другу огромную часть своей жизни. Возникает важный вопрос: кто эти люди, с которыми мы работаем? Насколько глубоко и широко они мыслят? Насколько честны они с собой и окружающими? Настолько ли они увлечены своей работой, как этого требует наша профессия?
Наша компания постоянно ищет высококвалифицированных специалистов из отрасли бизнес-авиации. Мы приглашаем в команду людей, готовых осознать, что высокий результат достигается только благодаря долгосрочной и сплоченной командной работе, объединенной общей целью, которая выходит за рамки просто заработка денег. Мы ищем тех, кто готов расти, развиваться, меняться и менять рынок вокруг себя, опираясь на принципы честности, справедливости и уважения - как к себе, так и ко всем участникам рынка. Ведь если менеджер не умеет выстраивать отношения в коллективе и заботиться о своей команде, то как он сможет выстроить доверительные отношения с клиентами, операторами, аэропортами и проявлять заботу о них?
Бизнес-модель компании Flight Way доказала свою эффективность и работоспособность на практике. Благодаря этому, среди наших клиентов есть не только прямые пассажиры, ассистенты и тревел-агенты, но и операторы самолетов, хендлинговые компании, а также известная брокерская компания, которая уже два года доверяет нам организацию своих рейсов - от поиска самолета до решения проблем с AOG.
Брокеры, которые к нам обращаются, имеют разные потребности: некоторым нужны специализированные инструменты, другие доверяют нам полное обеспечение рейса и решение возникающих задач. Вне зависимости от запроса, людям важно иметь надежную опору, поддержку и профессиональную команду, которая готова проснуться ночью, чтобы решить любую задачу.
О наших конкурентных преимуществах не принято говорить вслух. Мы придерживаемся политики джентльменов и не называем себя номером один или два. Flight Way - это не про пафос и громкие пустые заявления, а про эффективность, уважение, заботу, харизму, уверенность, ответственность и искреннюю веру в то, что мы делаем. Несмотря на достаточно приватный образ нашей компании, мы остаемся абсолютно открытыми к новым людям, идеям, коммуникациям и развитию рынка бизнес-авиации в целом. Безусловно, перед нами стоят амбициозные задачи, и впереди много трансформаций, но мы готовы к этим вызовам. Мы делаем все возможное, чтобы следить за трендами и активно участвовать в изменении рынка бизнес-авиации в России.
Сейчас, в это непростое время и при неблагоприятной конъюнктуре рынка, наступает момент привести все дела в порядок и заложить фундаментальные принципы на ближайшие десятилетия, сохраняя собственную аутентичность.
Время создавать - прямо сейчас, и мы не упустим этот шанс!
Фото: BizavNews.RU
Авторские права на данный материал принадлежат «BizavNews.RU». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 15, 2025
Аэрофлот разыграет бесплатные перелеты и скидочные промокоды на 21 новогоднем рейсе
Декабрь 15, 2025
Группа "Аэрофлот" вводит дополнительные рейсы между Москвой и Владивостоком/Хабаровском/Благовещенском на зимний период повышенного спроса
Декабрь 15, 2025
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях. Почему, рассказал гендиректор ЦИАМ Андрей Козлов
Декабрь 15, 2025
На пермском предприятии ОДК-СТАР выбрали лучших наставников