МАИ
25 августа 2025, 12:17
Экономия, скорость, надёжность: в МАИ создают уникальные технологии 3D-печати прочных и легких деталей самолетов и БЛА
В разработке задействовано несколько подразделений университета, в том числе лаборатория "Гибридные и электрические силовые установки" и Центр аэрокосмических материалов и технологий Передовой инженерной школы (ПИШ) МАИ.
- Реализация проекта позволит не только значительно повысить безопасность и надежность будущих российских самолетов, но и существенно сократить сроки и затраты на их разработку и сделать процесс изготовления более гибким и эффективным. Более того, применение аддитивных технологий в ряде случаев позволяет реализовать решения, которые невозможно воплотить другим путем, - отметил начальник лаборатории "Гибридные и электрические силовые установки" ПИШ МАИ Николай Иванов.
В рамках проекта будет построена комплексная методика, которая ляжет в основу проектирования, производства и сертификации аддитивных деталей для различных летательных аппаратов. В основе методики - синергия теоретических знаний, численных методов и обширных экспериментальных исследований. Она позволит получать точные характеристики материалов на всех этапах - от проектирования до лабораторных и стендовых испытаний готовых деталей и агрегатов. Помимо этого, проводится детальное экспериментальное изучение микроструктуры и характеристик изготавливаемых материалов. Разрабатываются методы и программные средства машинного обучения, которые позволят предсказывать структуру и свойства аддитивных деталей. Формируются методические рекомендации по усовершенствованию всего цикла расчетно-экспериментальных исследований с помощью современных инструментов - микромеханики, микроскопии и томографии.
Особое внимание в МАИ уделяют влиянию на материалы термической и механической обработки. Также исследуются особенности производства толстостенных деталей (до 100 мм) из композитов для силовых элементов планера и двигателя. На основе разработанных моделей специалисты изучают напряженно-деформированное состояние элементов конструкции электродвигателей самолетов, что позволит сформировать точные требования к деталям, произведенным методом 3D-печати.
На данный момент ученые занимаются изготовлением и испытанием опытных образцов, которые уже показали впечатляющие характеристики. Например, по новой технологии 3D-печати был создан корпус электродвигателя для БЛА - на 25% легче аналога, произведенного классическим способом. Это открывает перспективы по снижению массы электродвигателей и генераторов, используемых как в беспилотной, так и в большой авиации. На 2026 год намечена сборка конструкционных компонентов из изготовленных деталей и продолжение испытаний.
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 4, 2025
Грузовой комплекс "Транстерминал-Аэро" начал работу в новом здании
Декабрь 4, 2025
ZALA ZARYA помогают подготовиться к паводкам в Саратовской области
Декабрь 4, 2025
Аэропорт "Уфа" - вновь среди лучших налогоплательщиков Башкортостана
Декабрь 4, 2025
Об итогах конкурса "Лучший преподаватель Института аэронавигации в 2025 году