О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Эксперты предупредили о подорожании перелeтов из-за новых санкций против S7

Эксперты предупредили о подорожании перелетов из-за новых санкций против S7

Великобритания ввела санкции против новосибирской авиакомпании S7 и ее основателя Владислава Филева. Ограничения на работу всех российских авиаперевозчиков наложены уже давно, а новые запреты могут привести к очередному повышению стоимости перелетов, считают эксперты. В свою очередь, персональные санкции против основателя S7 грозят не только авиакомпании - под удар попали новые активы миллиардера. Подробности узнал Эмиль Фукс.

Чем грозят санкции?

Великобритания 24 февраля ввела обширный пакет санкций против российских компаний и физических лиц. В список попали в том числе новосибирская частная авиакомпания S7 и ее основатель Владислав Филев. Ограничения затронули также владельца аэропортовой сети "Новапорт" Романа Троценко и его сына Глеба.

Основатель сервиса безопасности полетов и сертификации RunAvia.ru Андрей Патраков считает, что глобальных изменений в работе авиакомпании на фоне введения санкций не будет. По мнению эксперта, это продление ранее введенных ограничений на отрасль.

- Принципиально нового в этих новых-старых санкциях нет. В большинстве своем это процедурное продление уже введенных санкций, которые по регламенту ЕС требуют продления на новый срок по истечению предыдущего, - предположил Андрей Патраков. - Конкретно санкции против S7, конечно, не добавляют позитива для этой авиакомпании. Но по факту введенные общие ограничения с марта 2022 уже и так создали много проблем, и эти новые санкции конкретно против S7 уже не так значительно повлияют на деятельность авиакомпании.

При этом для пассажиров некоторые риски все же существуют, уточнил собеседник. В частности, ограничения могут затруднить проведение финансовых операций компании за пределами России, что скажется на стоимости перелетов.

- Попадание в санкционный список означает необходимость использования альтернативных каналов и/или увеличения числа посредников для проведения транзакций, - пояснил Андрей Патраков. - На практике "Аэрофлота", который уже давно находится в санкционном списке, это как минимум означает увеличение стоимости и сроков проведения транзакций, что в конечном итоге скажется на росте стоимости авиабилетов для пассажиров.

Редактор телепрограммы FlightTV Валерий Чусов в разговоре с НГС также назвал новый пакет санкций символическим - жесткие ограничения на работу российских авиакомпаний были наложены еще весной 2022 года.

- Хотя авиакомпания еще входит в альянс Oneworld, один из главных основателей которого - British Airways, членство S7 уже приостановлено в апреле 2022-го (как и "Аэрофлота" в SkyTeam). Так что с этой точки зрения менять уже нечего, разве что исключить совсем. Но альянс международный, его штаб-квартира в Канаде, и британское правительство или British Airways (которая, кстати, принадлежит международному холдингу с четвертью акций у авиакомпании Qatar Airways) не могут принять такое решение. Да и смысла в исключении нет, - заключил эксперт.

Нововведением стали санкции против основателя S7 Владислава Филева, но оценить их влияние сложно, так как детали ограничений не раскрываются, уточнил Роман Чусов.

- Самому Владиславу Феликсовичу, вероятно, попадание в такой список радости не доставило (а может, и наоборот). Но надо знать, в чем именно его ограничили и что его связывает с Великобританией, - говорит эксперт.

Не только авиатор

S7 основана супругами Владиславом и Наталией Филевыми в 2005 году. Сегодня в группу входит авиакомпания S7 Airlines и структуры в сфере технического обслуживания самолетов, обучения персонала и другие.

Холдинг контролирует ЗАО "Группа компаний C7", учредителями которого до 2021 года были Владислав и Наталья Филевы. Сейчас данных о владельцах группы нет, следует из отчета сервиса Rusprofile. Гендиректор ЗАО с октября 2022 года - Дмитрий Куделькин. В 2023 году выручка группы составила почти 4 миллиарда рублей, а чистая прибыль - около 40 миллиардов.

Выручка самой S7 Airlines (юрлицо АО "Авиакомпания "Сибирь"") за 2023 год составила 187 миллиардов рублей, чистая прибыль превысила 20 миллиардов. Генеральный директор Вадим Клебанов в 2022 году попал под санкции Украины, но 21 июня 2024 года был из санкционного списка исключен, следует из данных Rusprofile.

Входящие в группу ООО "С7 Инжиниринг" (занимается техническим обслуживанием самолетов) и ООО "С7 Тренинг" (подготавливает персонал) также находится под санкциями США и Украины.

В портфеле S7 Group не только авиационные проекты. В 2018 году Филевы вступили в космическую гонку и приобрела плавучий космодром Морской старт. Как писал Forbes, в группе планировали конкурировать с Илоном Маском. Затем комплекс доставили во Владивосток, а в 2020 году заморозили "до лучших времен".

Персональные санкции против Владислава Филева ставят под угрозу не только его авиационные активы. В октябре прошлого года миллиардер стал владельцем 49% в ООО "Сварог". На сайте компании сказано, что она занимается "морскими и наземными инженерными изысканиями в интересах организаций, работающих в нефтегазовой отрасли, отрасли телекоммуникаций и энергетики". Среди услуг "Сварога" - разведка, обустройство и эксплуатация нефтегазовых месторождений, а также укладка телекоммуникационных линий. Выручка компании за 2023 год составила 231 миллион рублей, чистый убыток превысил 95 миллионов, следует из данных Rusprofile. Оставшаяся доля в 51% принадлежит бывшему заместителю министра энергетики РФ Михаилу Курбатову.

НГС направил запрос в S7 с просьбой прокомментировать введение новых санкций против авиакомпании и ее основателя. На момент публикации ответа не последовало.

После начала спецоперации на территории Украины страны Европейского союза, Соединенные Штаты, Великобритания и их союзники ввели санкции против гражданской авиации России.

Западным компаниям запрещено поставлять новые самолеты российским авиаперевозчикам, предоставлять комплектующие и участвовать в техническом обслуживании воздушных судов. В результате этих санкций российские авиакомпании столкнулись с риском ареста самолетов Airbus и Boeing, находящихся за границей и взятых в лизинг.

НГС на примере самолетов Airbus A320neo с двигателями Pratt & Whitney, которые закупила S7, разбирался, к каким именно проблемам приводят санкции. В частности, выяснилось, что около четверти от всех Airbus авиакомпании не летают - их обслуживание оказалось невозможным на фоне ограничений. Проблемы затронули все российские авиакомпании.

Исследование НГС показало, что количество авиационных инцидентов до и после введения санкций изменилось - поломок стало больше.
Авторские права на данный материал принадлежат «НГС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка