РБК
23 октября 2023, 19:03
Эксперты разработали новый ГОСТ для операторов дронов
Эксперты разработали проект нового ГОСТа по обучению операторов гражданских дронов: квалификация подразумевает владение 70 навыками. Главное требование к безопасности - это предотвращение нанесения ущерба людям и постройкам
Почему нужно учиться для управления дроном
В ноябре прошлого года Минтранс исключил операторов небольших дронов из числа специальностей, относящихся к авиационным. При этом с марта 2022-го существует обязательное требование - необходимо получить обязательные навыки управления дронами с последующим получением соответствующего свидетельства в Росавиации. Первую версию стандарта обучения Минтранс опубликовал для общественного обсуждения еще летом прошлого года, но в конце октября Минэкономразвития выдало отрицательное заключение на проект программы. Эксперты ведомства нашли в тексте избыточные обязанности, запреты и ограничения для бизнеса и физлиц, собирающихся использовать дроны.
Национальная технологическая инициатива (НТИ) - это государственная программа мер по формированию новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году. Состоит из объединений представителей бизнеса и власти для развития перспективных технологических рынков и отраслей.
В разработанном НТИ и ЦАГИ проекте, который есть в распоряжении РБК, указан список из 70 навыков, которые должны быть получены в процессе прохождения программ подготовки операторов.
Во введении к ГОСТу уточняется, что главное требование к безопасности полетов беспилотников - "это предотвращение нанесения ущерба людям и постройкам, располагающимся на земле, а также другим воздушным судам - участникам воздушного движения".
Оператор любого дрона вне зависимости от уровня оснащенности беспилотника системами автоматического управления в любой момент должен иметь возможность взять управление на себя, подчеркивается в документе. Кроме того, эксплуатация беспилотников требует ведения радиосвязи внешним экипажем с органами управления воздушным движением (в России это Госкорпорация по организации воздушного движения, ГК по ОрВД, подведомственна Росавиации).
Как пояснил РБК один из разработчиков стандарта, начальник сектора научно-исследовательского центра беспилотных авиационных систем ФАУ "ЦАГИ" Марк Овсянников, обучение внешних пилотов будет проходить в учебных заведениях или центрах, а также в самих организациях, эксплуатирующих дроны, что уже практикуется. Документ нужен для того, чтобы определить характеристики оборудования в соответствии с навыками, которые должны быть получены в процессе обучения, и сформировать единый подход к квалификации оборудования, добавил он.
Согласно тексту ГОСТа, для обучения будут использовать макет наземной станции управления дроном, симулятор рабочего места, средства технического обслуживания, а также специальное ПО для создания и обработки полетной информации. Принципиально, чтобы оборудование могло сымитировать любую полетную ситуацию - осадки, туман, шумы самого беспилотника, разные состояния взлетно-посадочной полосы (сухая, влажная или покрытая льдом).
Сам внешний пилот должен будет обучаться операциям с дроном на земле (подготовка к вылету, построение маршрута, запуск двигателя), во время набора высоты и в полете. Например, будут отрабатываться взлет с боковым ветром, контроль точности навигации, предотвращение столкновений с объектами в воздухе, действия при изменении метеоусловий, полет с одним неработающим двигателем и прочие ключевые отказы. Пилот также должен будет научиться выполнять посадку и послепосадочные операции, то есть выключать двигатель, парковать дрон и проводить анализ полета.
Сейчас ГОСТ обсуждается сообществом, уточнили в НТИ. Документ будет дорабатываться до конца 2023 года и планируется к принятию в следующем году. По словам Овсянникова, в стадии разработки в данный момент находится еще один нацстандарт в сфере беспилотников - посвященный оценке рисков при проведении полетов.
РБК направил запрос в Росавиацию и Минтранс.
Авторские права на данный материал принадлежат «РБК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Январь 22, 2025
Группа "Аэрофлот" подвела итоги перевозок через Сочи за 2024 год
Январь 21, 2025
Адаптация и устойчивость: как улучшить процессы наземного обслуживания рейсов
Январь 24, 2025
"Груз не имеет к нам отношения": в "Почте России" прокомментировали "летающие" посылки в Храброво
Январь 24, 2025
Назван возможный срок начала серийного производства самолета МС-21