О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Есть возможности и мощности": как в России намерены расширять парк военно-транспортной авиации

Нагрузка на военно-транспортную авиацию РФ серьезно возросла на фоне СВО и уже превысила пиковые показатели времен СССР. Об этом заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу в ходе посещения ульяновского предприятия "Авиастар". В связи с ростом количества рейсов необходимо расширять парк самолетов, добавил глава оборонного ведомства. Сергей Шойгу также призвал закупать современные модификации транспортных самолетов Ил-76 и удвоить количество Ан-124. По словам аналитиков, в перспективе парк ВКС РФ может пополниться также за счет создания нового тяжелого транспортника.

Нагрузка на военно-транспортную авиацию (ВТА) РФ серьезно возросла на фоне СВО и уже превысила пиковые показатели времен СССР. Об этом заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу в ходе посещения в Ульяновске предприятия "Авиастар" (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию, ОАК).

"С учетом специальной военной операции загруженность военно-транспортной авиации увеличилась фактически в разы, мы превзошли загрузку, которая была по военно-транспортной авиации в самые напряженные времена Советского Союза почти в два раза", - отметил глава оборонного ведомства.

Министр добавил, что нагрузка продолжает расти. В связи с этим, по его словам, необходимо поддерживать в рабочем состоянии существующий парк самолетов, а также работать над его расширением.

"Надо этот парк увеличивать за счет получения новых машин, которые являются последней модификацией Ил-76, которые мы сегодня посмотрели и которые уже есть в боевом составе у нас. Они, конечно, показывают прекрасные боевые характеристики, но и там есть возможности для продолжения совершенствования этих машин, для увеличения их дальности, грузоподъемности", - указал министр.

По словам аналитиков, на сегодняшний день самолеты Ил-76 являются рабочей лошадкой военно-транспортной авиации ВКС РФ.

"Эти самолеты прошли через глубокую модернизацию, на них установлены новые двигатели и системы управления. Так что современные модификации Ил-76 - это самолеты с заметно улучшенными характеристиками", - заявил главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

Эксперты напоминают, что эти машины регулярно поставляются в войска. В частности, в мае 2023 года сообщалось о передаче Минобороны РФ очередного Ил-76МД-90А.

Судьба "Руслана"

Во время посещения Ульяновска Сергей Шойгу также отметил, что количество транспортных самолетов Ан-124 "Руслан" в парке ВКС РФ должно быть удвоено.

"Мы сегодня должны принять решения и рассмотреть все вопросы по тяжелым транспортным самолетам Ан-124. К 2025 году их количество мы должны удвоить за счет того, что у нас теперь уже появились и двигатели, у нас есть возможности и мощности для модернизации этих самолетов. К 2025 году их надо удвоить", - заявил министр на рабочем совещании с руководством ОАК.

Ан-124 "Руслан" - это тяжелый транспортный самолет. Работы по его созданию начались в начале 1970-х годов, а первый полет состоялся в 1982 году.

В настоящее время Ан-124 эксплуатируется как в ВКС РФ, так и в сфере гражданских транспортных перевозок.

Всего (вместе с двумя опытными экземплярами) было выпущено более 50 таких самолетов, большая часть которых, по словам экспертов, принадлежит России.

В России не первый год идут дискуссии о возможности возобновления выпуска Ан-124, однако пока никакого решения на этот счет принято не было.

Одной из проблем при возможном возобновлении производства или же модернизации существующих Ан-124 является вопрос с двигателями.

Дело в том, что "Руслан" создавался совместными усилиями предприятий из разных частей СССР. Так, разработкой проекта занималось КБ Антонова, а сами самолеты строились как в УССР, так и Ульяновском авиационном промышленном комплексе (ныне - "Авиастар"). Двигатели же Д-18Т выпускались на Запорожском моторостроительном заводе, который после распада СССР остался на Украине и был переименован в "Мотор Сич".

На сегодняшний день из-за ситуации на Украине поставки этих двигателей в РФ вряд ли возможны, говорят аналитики. Однако российским специалистам удалось наладить их ремонт и обслуживание. В 2018 году стало известно, что предприятия "Ростеха" начали изготавливать отдельные детали и сборочные единицы для Д-18Т.

"Новый самолет нужен"

Стоит отметить, что вопрос с двигателями поднимался и в ходе визита Сергея Шойгу в Ульяновск. Во время осмотра производственных цехов "Авиастара" министр уточнил, какой тип силовых установок планируется размещать на перспективных моделях тяжелых транспортных самолетов, а также при проведении ремонта и модернизации Ан-124-100. Командующий военно-транспортной авиацией генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов доложил министру, что "сейчас существует два варианта комплектации - либо модернизированный Д-18Т, либо ПД-35".

Российский двигатель сверхбольшой тяги ПД-35, о котором упомянул Владимир Бенедиктов, разрабатывается предприятием "ОДК-Авиадвигатель", а его производство планируется наладить на мощностях "ОДК-Пермские моторы".

В данный момент уже идут испытания газогенератора новой установки. При этом, как сообщил в 2022 году генеральный конструктор АО "ОДК-Авиадвигатель" Александр Иноземцев в интервью ТК "Звезда", сроки создания ПД-35 пришлось сдвинуть из-за необходимости перенаправить ресурсы на производство агрегатов для гражданских лайнеров. Однако, отметил Иноземцев, в 2024 году должен быть готов двигатель-демонстратор ПД-35.

В России рассматривается возможность использования ПД-35 не только на Ан-124, но и на дальнемагистральном пассажирском лайнере CR929, который РФ создает в кооперации с КНР. Кроме того, еще один вариант использования ПД-35 предполагает его установку на двухдвигательную модификацию дальнемагистрального лайнера Ил-96.

"Этот класс двигателей можно использовать на крупных самолетах разного назначения. Например, один из вариантов его применения - это самолет Ил-96. У нас сейчас не хватает лайнеров этого класса. Ил-96 летает на четырех двигателях, но это не самый экономичный вариант. Поэтому можно провести его ремоторизацию с использованием двух ПД-35. Тогда получится шикарный дальнемагистральный лайнер", - заявил Роман Гусаров.

В свою очередь, генеральный директор АО "Аэрокон", авиационный эксперт Эдуард Багдасарян отмечает, что создание ПД-35 - дело не ближайшего будущего.

"Это очень большие и сложные двигатели. Еще предстоит выполнить значительный цикл работ по изготовлению, испытаниям и сертификации этой силовой установки", - сообщил аналитик.

Эксперты также отмечают, что ПД-35 может быть установлен на новом тяжелом транспортном самолете, который в будущем придет на смену "Руслану". В частности, проект подобной машины под рабочим названием "Слон" сейчас разрабатывается в ЦАГИ.

Аналитики отмечают, что на данный момент необходимости форсировать работы по разработке этой машины нет, однако в перспективе вопрос с заменой Ан-124 придется все равно решать.

"Необходимость создания нового самолета есть, потому что Ан-124 устаревает, их ресурс не бесконечен. Так что новый самолет нужен. Полагаю, что в российском авиапроме работы в этом направлении ведутся", - заключил Эдуард Багдасарян.
Авторские права на данный материал принадлежат «РТ на русском». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка