О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Эволюция профессии: "Газпромнефть-Аэро" внедрила новый профстандарт работника авиатопливообеспечения

Авиация - это не только полеты на высоте десять тысяч метров, но и сложная инфраструктура на земле, которая обеспечивает их безопасность и бесперебойность. Авиатопливообеспечение - один из ключевых элементов этой системы, где скорость, точность и надежность заправки воздушных судов напрямую влияют на качество авиаперевозок. В последние годы отрасль сталкивается с новыми вызовами: увеличение пассажиропотока, внедрение цифровых технологий в производственные процессы, рост требований к оперативности обслуживания. В новых условиях на первый план выходит подготовка квалифицированных специалистов, способных работать в высокотехнологичной среде.

В марте 2025 года в России вступил в силу новый профессиональный стандарт работника авиатопливообеспечения, разработанный компанией "Газпромнефть-Аэро" совместно с ведущими экспертами отрасли. Этот документ стал общеотраслевым нормативным актом, регламентирующим требования к профессиональной подготовке специалистов по заправке воздушных судов в России.

О том, какие изменения ждут отрасль, как это повлияет на сотрудников и какие перспективы открываются перед молодыми специалистами, рассказал заместитель генерального директора "Газпромнефть-Аэро" по работе с персоналом и организационному развитию Евгений Мишанов.

- Евгений, почему возникла необходимость пересмотра требований к специалистам авиатопливообеспечения?

- Пока развивается авиация, будет развиваться и сфера авиатопливообеспечения (АТО). Современная отрасль авиаперевозок требует высокой точности, скорости и надежности заправочных операций. Это напрямую влияет на рост требований к уровню подготовки и оперативности работы специалистов, которые сопровождают сложные технологические процессы, управляют автоматизированным оборудованием и цифровыми сервисами. Изменения в отрасли требуют от специалистов качественно новых знаний и компетенций, а значит должны меняться подходы к их подготовке и организации работы. Основа будущего роста и развития - специалисты, готовые адаптироваться к вызовам времени, быть универсальными и быстро переключаться между производственными задачами.

- Какие ключевые изменения в квалификационных требованиях заложены в новом стандарте?

- Главное изменение - внедрение линейки новых универсальных должностей: "Техники АТО", "Специалисты АТО", "Операционные менеджеры объектов АТО" и "Технические менеджеры объектов АТО". Это расширяет компетенции сотрудников, делает их более востребованными на рынке труда и позволяет оптимизировать рабочие процессы. Например, некоторые технологические операции теперь может выполнять один специалист, а не несколько как раньше. Это помогает более эффективно распределить производственные задачи и повысить операционную готовность предприятия.

- Расскажите, как проходит внедрение нового стандарта?

- Мы начали готовиться к внедрению нового стандарта задолго до его утверждения. Уже в 2020 году мы приступили к обучению персонала на предприятиях, пилотировали временную схему работы в соответствии с новыми требованиями на предприятиях "Газпромнефть-Аэро".

Официально стандарт вступил в силу 1 марта 2025 года, а с 1 сентября более 500 универсальных специалистов по авиатопливообеспечению приступят к работе на наших предприятиях. Сейчас идет активная подготовка организационных документов, штатных расписаний и должностных инструкций с учетом специфики работы топливозаправочных комплексов.

В ближайшие месяцы всем сотрудникам предстоит пройти обучение дополнительному функционалу и стажировку под руководством опытных наставников непосредственно на предприятиях. Определен перечень обучений. Это ключевой этап на пути к новым универсальным должностям. Параллельно мы актуализируем технологические карты и нормативную документацию, по которым универсальные специалисты будут работать ежедневно.

Важно подчеркнуть, что переход к новому стандарту - это не одномоментный процесс, а комплексная трансформация всей системы подготовки кадров в отрасли по всей стране. Необходимо не только обучить действующих специалистов, но и обеспечить преемственность подготовки новых кадров в образовательных учреждениях.

- Новый стандарт - это больше про новые возможности или про вызовы для сотрудников?

- Безусловно, про возможности. Универсализация профессий дает сотрудникам перспективы расширения профессиональных компетенций, карьерного роста и увеличения реальных доходов. Освоение смежных специальностей повышает ценность специалистов на рынке труда. В "Газпромнефть-Аэро" мы активно помогаем действующим сотрудникам адаптироваться к новым требованиям, что минимизирует возможный стресс от изменений и ускоряет процесс освоения новых компетенций.

- Расскажите поподробнее, как в "Газпромнефть-Аэро" организован процесс обучения и проверки готовности сотрудников к работе по новым требованиям?

- Процесс подготовки универсальных работников к работе по новым требованиям можно разбить на несколько этапов. Прежде всего проводится обязательное обучение по требованиям законодательства Российской Федерации. Затем под руководством опытных наставников проводится стажировка сотрудников по новому функционалу. Наконец, специальная комиссия, возглавляемая руководителем предприятия, проводит комплексную оценку знаний и практических навыков работников, после чего они получают допуск к самостоятельной работе. Если сотрудник не проходит оценку с первого раза, ему предоставляется дополнительное время на подготовку и возможность пересдать. Уже в июле на предприятиях первой очереди начнут работу экспертные комиссии. По итогам этой процедуры будет скорректирована расстановка персонала, а при необходимости - пересмотрен график работы смен.

- Как образовательные учреждения адаптируют свои программы? Учитывался ли их опыт при разработке стандарта?

- Вузы и колледжи не просто следуют новым требованиям - они сами участвовали в их формировании. При разработке стандарта мы тесно сотрудничали с профильными учебными заведениями, такими как Ульяновский институт гражданской авиации, Сибирский федеральный университет и Егорьевский авиационный технический колледж гражданской авиации. Эти и другие профильные учебные заведения уже вносят изменения в учебные курсы, чтобы обеспечить их соответствие новым требованиям. Также мы разрабатываем совместные программы повышения квалификации.

- А что насчет производственной практики? Смогут ли студенты осваивать новые компетенции, проходя стажировку непосредственно на предприятиях компании?

- Мы активно привлекали, привлекаем и будем привлекать студентов на практики на предприятиях "Газпромнефть-Аэро". Причем нам нужно, чтобы они не просто наблюдали за рабочими процессами, а погрузились в реальную работу: начали осваивать современные технологии и получили практические навыки во время обучения у опытных наставников. Так они быстрее и лучше адаптируются к реальным условиям производства.

Авторские права на данный материал принадлежат «Агентство "АвиаПорт"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка