О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Европейский Airbus экстренно потребовал исправить ошибку в своих самолетах A320

Авиаконцерн Airbus и Европейское агентство по безопасности полетов (EASA) выпустили экстренную директиву немедленно обновить программное обеспечение (ПО) на всех самолетах всех моделей A319, А320 и A321. Проблема заключается в ошибке, связанной с вредным воздействием солнечного излучения на критически важные для управления самолетом данные.

Из-за этой ошибки в ряде случаев самолет может резко потерять высоту, что чревато травмами для пассажиров. А если пилоты своевременно не предпримут правильных действий, последствия могут оказаться трагическими. Директива касается более чем 6 тысяч лайнеров - это почти половина всего мирового авиапарка Airbus.

Ошибка в программном обеспечении вскрылась в ходе расследования инцидента с самолетом A320 авиакомпании JetBlue, который совершил экстренную посадку во время выполнения рейса из мексиканского Канкуна в американский Ньюарк 30 октября. Неожиданно для пилотов лайнер начал быстро терять высоту, командир воздушного судна передал сообщение о "проблемах с управлением" и был вынужден приземлиться в городе Тампа штата Флорида. Хотя лайнер удалось посадить без катастрофических последствий, до двух десятков пассажиров получили различные травмы. Часть из них были госпитализированы с ранами головы.

Расследование этого происшествия показало, что "интенсивное солнечное излучение" может повредить данные, критически важные для работы систем управления полетом. В связи с этим Airbus доработал ПО и потребовал от авиакомпаний срочно установить обновление на все самолеты A319, А320 и A321.

В агентстве Reuters выяснили детали: проблема связана с системой управления полетом под названием "компьютер управления рулем высоты и элеронами" (ELAC), которая передает команды от штурвала пилота на рули высоты в задней части самолета. Они, в свою очередь, управляют тангажом или углом наклона носа самолета.

Авиакомпании всего мира бросились оперативно решать проблему, правда, разными путями. Перевозчики с небольшим и свежим авиапарком в сжатые сроки исполнили рекомендации производителя, тогда как другие просто вернули свои Airbus A320 к старой версии ПО, в которой ошибки, связанной с воздействием "интенсивного солнечного излучения", еще не было. В числе последних такие крупные перевозчики, как American Airlines, индийская IndiGo и британская easyJet.

Власти Индии запретили своим авиакомпаниям летать на самолетах Airbus до исполнения директивы EASA. В Австралии, Японии и некоторых других странах авиакомпании сами отменили десятки рейсов, чтобы быстрее выполнить рекомендованные работы. Из-за этого тысячи пассажиров были вынуждены ждать в аэропортах, многие опоздали на стыковочные рейсы. Сбои в расписании наблюдались по всему миру.

Процесс отката программного обеспечения к старой версии занимает 2-3 часа на каждый борт. Обновление ПО занимает около 3 часов, и для большинства самолетов его достаточно. Однако для сотен машин ранних годов выпуска дополнительно требуется замена аппаратуры, что занимает уже не часы, а сутки или недели. Это и объясняет решение многих авиакомпаний не обновляться, а, наоборот, откатываться к старой версии ПО, после чего спокойно решать проблему с каждым конкретным бортом в рабочем порядке.

Росавиация объявила, что знает о директиве Airbus по обновлению ПО, но российских самолетов эта проблема "не касается". Подробных разъяснений представитель ведомства давать не стал. "Предварительный анализ выпущенной директивы показал, что она не касается самолетов семейства Airbus A320, эксплуатирующихся российскими авиакомпаниями. Безопасность полетов - ключевой приоритет для всех без исключения участников авиатранспортной системы России. Минтранс и Росавиация продолжают уделять этому пристальное внимание", - сказано в сообщении Росавиации.
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка