СПбПУ
8 июля 2024, 17:26
Федор Конюхов достиг Северного полюса на паралете, усовершенствованном инженерами Петербургского Политеха
Полет в высоких широтах Арктики протяженностью 440, 51 км продлился 10 часов и 13 минут с 16:29 7 июля до 02:42 8 июля (по МСК) и проходил в коридоре 57-60 градусов восточной долготы на высоте от 267 до 835 метров над поверхностью. Первое в истории достижение географического Северного полюса на паралете с российским экипажем состоялось. По итогам анализа данных с бортовых спутниковых трекеров будет заведено соответствующее рекордное дело.
Ключевую деталь паралета - обтекатель из композиционных материалов - спроектировали специалисты Передовой инженерной школы "Цифровой инжиниринг" Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (ПИШ СПбПУ). Изготовлен обтекатель был также под научно-методологическим и технологическим контролем инженеров ПИШ СПбПУ, а передовые материалы - углеткань и стеклоткань - предоставил Композитный дивизион "Росатома".
Инженеры Передовой инженерной школы СПбПУ значительно усовершенствовали конструкцию паралета знаменитого путешественника. Для увеличения дальности полета разработчики, используя собственную платформу разработки и применения цифровых двойников CML-Bench®️, интегрировали в конструкцию паралета прочные и легкие топливные баки объемом по 75 литров и весом по 2 кг каждый. Для того, чтобы они не создавали дополнительного аэродинамического сопротивления, баки были спрятаны за панелью обтекателя, а за счет интеграции обтекателя в силовую схему паралета сама конструкция стала существенно более прочной и жесткой.
Разработанный политехниками обтекатель был изготовлен по технологии вакуумной инфузии. На начальном этапе производства были создана специальная оснастка - матрицы из многослойных МДФ-панелей. Далее поверхность была отшлифована и покрыта специальным воском, препятствующим слипанию композиционного материала с древесиной. Затем в оснастку последовательными слоями были уложены углеволокно, сотовый заполнитель и стеклоткань. Вместе с этим в критических зонах, на особо напряженных участках корпуса обтекателя, были сформированы пояса жесткости из высокомодульной однонаправленной углеродной ленты. На последнем этапе из полученной конструкции откачали воздух и пропитали полимерной смолой все изделие.
Общий вес новой конструкции обтекателя с интегрированными топливными баками за счет применения передовых цифровых и производственных технологий стал меньше на 30% по сравнению с ранее установленными на паралете металлическими баками. Помимо веса аэродинамическое сопротивление конструкции было снижено более, чем на 20%. Интегрированные ребра жесткости сделали летальный аппарат более прочным и безопасным для экипажа.
"Разработка паралета для полета в экстремальных условиях Арктики - это вызов и большая ответственность для инженеров Передовой инженерной школы СПбПУ "Цифровой инжиниринг". Мы вместе со всем миром наблюдали за перелетом Федора Конюхова и Игоря Потапкина не только потому, что рекордный полет знаменитых путешественников - это колоссальный риск, но и потому что для нас, инженеров, установленный мировой рекорд - это очередное подтверждение того, что передовая технология цифровых двойников эффективна и в случае разработки снаряжения для эксплуатации в самых сложных условиях Крайнего Севера и Северного полюса. Не говоря уже о том, что технология существенно экономит время создания - специальная матрица была разработана за 2 месяца, а произведен новый композитный обтекатель был всего за 3 недели. Победа Федора Конюхова и Игоря Потапкина - это, в том числе, и победа наших инженеров, победа политехников, и я поздравляю Федора Конюхова, который является Почетным доктором СПбПУ, Игоря Потапкина, всех политехников и коллег из Росатома!" - прокомментировал перелет Федора Конюхова проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель Передовой инженерной школы СПбПУ "Цифровой инжиниринг" Алексей Боровков.
На Северном полюсе легендарный путешественник развернет одиночную дрейфующую полярную мини-станцию для продолжения реализации научной программы Института океанологии РАН им. П.П. Ширшова. Исследования включают в себя комплекс сбора данных: изучение сейсмической активности дна Северного Ледовитого океана, интенсивности таяния и маршруты дрейфа паковых льдов, а также степени загрязнения океанской воды микропластиком.
Напомним, что для Передовой инженерной школы СПбПУ разработка снаряжения для спорта высших достижений и эксплуатации снаряжения в экстремальных условиях - не первый опыт. В конце 2022 года инженеры ПИШ СПбПУ спроектировали новые сани с улучшенными аэродинамическими, прочностными и жесткостными характеристиками и показателями управляемости для российского спортсмена, трехкратного чемпиона мира и двукратного обладателя Кубка мира по санному спорту Романа Репилова. Сани были изготовлены на предприятиях госкорпорации "Ростех". 24 декабря 2022 года Роман Репилов на новых санях стал победителем "Кубка Федерации" по итогам четырех заездов с результатом 3 минуты 27 секунд 211 тысячных секунды, развив во время заезда максимальную скорость на трассе 140,241 км/ч.
Авторские права на данный материал принадлежат «СПбПУ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 10, 2024
Аэрофлот открывает продажу субсидированных билетов на прямые рейсы из Санкт-Петербурга в Нальчик и Горно-Алтайск
Октябрь 10, 2024
Аэрофлот открывает продажу субсидированных билетов по маршруту Красноярск - Омск
Сентябрь 30, 2024
На пути к шестому поколению двигателей
Октябрь 10, 2024
Глава ФАС не видит признаков необоснованного роста цен на авиабилеты