О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Габер-Влынский: "Человек-птица" у истоков покорения высшего пилотажа

04 апреля 1914 года состоялась первая в Российской империи демонстрация комплекса фигур высшего пилотажа в исполнении выдающегося российского летчика Адама Габер-Влынского - одного из блестящей плеяды первых авиаторов, с бесстрашием и упорством покорявших небо. Сегодня мы наблюдаем на авиасалонах МАКС летную программу, в которой демонстрируются сложнейшие фигуры высшего пилотажа, многие из которых впервые были выполнены еще в начале прошлого века на первых аэропланах великими летчиками прошлого.

Впервые возможность выполнения фигур высшего пилотажа была предсказана и обоснована выдающимся русским ученым Николаем Егоровичем Жуковским задолго до появления первых аэропланов. Однако на заре развития авиации управление летательными аппаратами осуществлялось обычно без резкого маневрирования. И только после того, как впервые в 1913 году Петр Нестеров (едва не получив 30 суток ареста за дисциплинарный проступок, расцененный как "воздушное хулиганство"), а вслед за ним и француз Адольф Пегу выполнили "мертвую петлю", пионеры от авиации всего мира принялись бесстрашно повторять фигуры высшего пилотажа.

Одним из сильнейших воздушных акробатов стал выдающийся летчик Адам Габер-Влынский. Родившись в бедной польской семье во Львове в 1883 году, он рано покинул родительский дом и в поисках удачи отправился в Санкт-Петербург. Там он увлекся велогонками: 1895-1905 годы были временем огромной популярности велосипедного спорта, и многие летчики тех лет пришли в авиацию именно из велосипедных гонок. Однако его попытки стать велогонщиком особого успеха не имели. Спортивные и финансовые неудачи вынудили его устроиться переписчиком в велосипедный магазин. Накопив необходимую сумму, он, как и многие летчики того времени, поехал во Францию для того, чтобы учиться у Блерио и Фармана. В Россию А. Габер-Влынский вернулся летом 1910 года, имея собственный аэроплан Farman-IV, и сразу принял самое деятельное участие в показательных полетах во многих городах России, авиационных гонках, испытаниях аэропланов русских конструкторов. Его известность быстро росла. С конца 1911 года он работал летчиком-испытателем на московском заводе "Дукс" и первым летчиком-инструктором в Московской школе авиации на Ходынке. Он установил целый ряд рекордов на самолетах завода, его считали лучшим в тот период российским летчиком, а сами его рекорды стали отличной рекламой продукции "Дукса".

В 1914 году А. Габер-Влынский получил приглашение главы авиационной фирмы Леона Морана во Францию, где его за счет фирмы обучили выполнению "мертвой петли", полетам "вниз головой" и пр. Он быстро овладел новым опасным ремеслом. Французская публика дает ему прозвище "русский дьявол". Вернувшись в Россию, 04 апреля 1914 года на Ходынском поле А. Габер-Влынский впервые в нашей стране продемонстрировал сложнейший комплекс фигур высшего пилотажа, которому его обучали во Франции. Специально оборудованный Morane-Saulnier в утреннем небе виртуозно исполнил "мертвые петли", виражи с креном до 90 градусов, "скольжение на крыло" и "падение на хвост" - аналог современного "колокола". 10 апреля 1914 года он повторил показательный полет, а 14 апреля рискнул еще больше, выполнив "в два приема пятнадцать мертвых петель", что стало Всероссийским рекордом. Выступление А. Габер-Влынского вызвало настоящую сенсацию. Московский аэродром не помнил такого скопления народа - в тот день на Ходынке собралось до 200 000 человек. Когда А. Габер-Влынский поднялся в воздух, все замерли. Аппарат вставал на дыбы, опрокидывался на спину колесами вверх, камнем падал к земле, снова выпрямлялся и шел по кругу, и так несколько раз подряд, кувыркаясь в воздухе, словно птица. Энтузиазму публики, устроившей ему шумную овацию, не было предела.

Вскоре А. Габер-Влынский отправился в Санкт-Петербург, где принял участие в полетах 21-22 апреля 1914 года, предварявших IV Всероссийскую авиационную неделю. Его выступление собрало многотысячную толпу, заполнившую трибуны ипподрома, скопившуюся на Семеновском плацу и на тротуарах близлежащих улиц, заполнившую окна и крыши близлежащих к ипподрому домов. Под шумную овацию публики А. Габер-Влынский совершил два показательных полета, а восхищенные зрители присвоили ему прозвища "человек-птица" и "король воздуха".

Первая мировая война прервала набиравшую обороты спортивную карьеру А. Габер-Влынского. Оставаясь подданным Австро-Венгрии, он не мог участвовать в боевых действиях и продолжил летную работу на Ходынке, сдавая самолеты и обучая летчиков. В 1917 году все без исключения серийные самолеты "Дукса" обкатывали А. Габер-Влынский и второй шеф-пилот завода Борис Россинский. Всего в период с 1911 по 1917 годы А. Габер-Влынский облетал более тысячи самолетов "Дукса", сдав военному ведомству 483 аэроплана.

После революции 1917 года он уехал в Польшу, где работал в Люблине заводским летчиком-испытателем и инструктором в Высшей школе пилотов, подготовив около 300 польских летчиков. Погиб 21 июня 1921 года в Люблине, разбившись при испытании первого экземпляра лицензионного итальянского истребителя Ansaldo А1 Balilla.

Легенды и предания о его полетах сохранялись среди летчиков еще долгие годы после его смерти, несмотря на официальное замалчивание его имени из-за эмиграции. О его профессиональном авторитете сказал один из первых Героев СССР Анатолий Васильевич Ляпидевский, который после спасения челюскинцев в 1934 году написал такие слова о своих встречах с другими пилотами: "Старых летчиков… все равно ничем не удивишь. Габер-Влынским в их глазах не станешь".

История высшего пилотажа насчитывает более 100 лет, но и сегодня феноменальное мастерство, которое демонстрируют пилотажные группы на авиашоу и авиасалонах мира, поражает воображение и вдохновляет нас почти так же, как поражали людей показательные полеты бесстрашных пионеров авиации, каким был А. Габер-Влынский. Авиасалон МАКС выделяется в ряду ведущих авиационных форумов мира своей беспрецедентной летной программой, которая привлекает сотни тысяч любителей и энтузиастов авиации на аэродром ЛИИ им. М.М. Громова в Жуковском. Практически все сложнейшие фигуры высшего пилотажа выполняются в выступлениях таких знаменитых пилотажных групп как "Русские Витязи", "Стрижи", "Русь", "Первый полет" и других, давно завсегдатаями авиасалона МАКС. Как и в начале прошлого века, многие из фигур высшего пилотажа и сегодня выполняются на предельно низких высотах, однако на неизмеримо больших скоростях полета, что делает это зрелище еще более потрясающим. Те, кто хотя бы раз видел на МАКС выступления пилотажных групп на современных боевых машинах, никогда на смогут забыть это поистине фантастическое зрелище. По сравнению с полетами русских летчиков начала прошлого века, сегодня акценты сместились: задачей таких показов становится не только демонстрация летного мастерства, но и показ уникальных сверхманевренных возможностей современных боевых машин. Короткий разбег, "мертвая петля", крутой разворот по дуге, "бочка", "колокол", "плоский штопор" - все эти маневры и фигуры пилотажа демонстрируют такие летные качества как возможный взлет с короткой ВПП, тяговооруженность, сверхманевренность и управляемость на всех режимах полета. Беспрецедентное мастерство современных пилотов - лучшее продолжение традиций русской школы высшего пилотажа, одним из ярких представителей которой являлся Адам Габер-Влынский.
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка