МАИ
29 сентября 2025, 15:25
Гарантия точности: разработанная в МАИ методика сведет к минимуму ошибки в навигации самолетов
В современных гражданских воздушных судах приоритетным источником определения координат является аппаратура спутниковой навигации. Однако в некоторых зонах, например над мегаполисами, могут возникать помехи. Для обеспечения навигации при отсутствии спутниковых сигналов применяются автономные системы, использующие данные бортовых датчиков - акселерометров, которые считывают линейное ускорение, и гироскопов, определяющих угловую скорость воздушного судна. Таких комплексов на самолетах, как правило, три, и все они идентичны друг другу. Это позволяет получить более точные данные и не сбиться с пути при поломке одного из них. Однако у таких решений есть недостатки. Из-за погрешностей, допускаемых датчиками, система накапливает ошибки и нуждается в частой перенастройке. Помимо этого, она может выйти из строя в самый неподходящий момент.
- Разработанная нами методика благодаря эффективным алгоритмам позволяет вовремя выявить поломку навигационных комплексов, помехи или существенное отклонение в показателях, а также при необходимости дополнительно подключить наземную радиоэлектронную систему, произвести анализ всех собранных данных и выдать пилоту средневзвешенные параметры, - уточнил участник проекта, аспирант кафедры 305 МАИ Александр Рычков.
Схожие проекты реализуются в России и за рубежом, однако готовых решений на данный момент на рынке нет. Отличительная особенность разрабатываемых в МАИ алгоритмов состоит в том, что они способны обеспечить защиту навигационных систем от преднамеренных атак, которые могут привести к катастрофическим последствиям, при этом соответствуют строгим стандартам авиационной безопасности.
- Это очень важно, потому что просто создать защиту от помех недостаточно - она должна быть сертифицирована и соответствовать требованиям отрасли, - добавляет Александр Рычков.
Проект находится на этапе испытаний и доработки. Для этого в МАИ создан стенд имитационного моделирования - виртуальный "полигон", который позволяет проверять эффективность методики при различных сценариях сбоев, ошибок и поломок. Завершить проект планируется в течение двух лет. Как отмечают разработчики, в дальнейшем методика может быть использована на любой движимой технике, будь то беспилотник, подводное судно или наземный робот.
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114