О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Где хотят построить новый аэропорт и отремонтируют ли международный терминал - ответы Минтранса на неудобные вопросы

Недавно Москва не стала согласовывать площадку в Позднякова, а с открытием временного терминала возникли трудности

На днях в Улан-Удэ открыли новый - капитальный - терминал аэропорта Байкал. Здесь же обновили взлетно-посадочную полосу и закупили два телескопических трапа. Благодаря этому обновлению ожидается, что пассажиропоток вырастет более чем в два раза. Тем временем в иркутском аэропорту, который готовится к встрече 4-миллионного пассажира, возникли проблемы с вводом временного терминала под прилет и багажное отделение. А перед этим стало известно, что правительство России отказалось утверждать площадку под новый аэропорт в районе деревни Позднякова, хотя ранее ее удалось согласовать с Минобороны. Мы спросили у Минтранса региона, как он видит развитие воздушной гавани Иркутска. Ответы на сложные вопросы - в нашем материале.

Откроют ли временный терминал?

Топ-менеджеры иркутского аэропорта анонсировали расширение терминала внутренних воздушных линий летом 2022 года. А в октябре 2023-го был выбран подрядчик -иркутская компания "БайкалСтройКомплекс". Стоимость возведения модульного здания оценили в 585 миллионов рублей, а срок контракта истекал 30 сентября 2024 года. Первый эскизный проект сильно задел архитекторов и обычных иркутян, поэтому строители его переделали, поместив на фасад "улыбку" в виде Байкала. Работы шли весь 2024 год, власти обещали открыть терминал до конца года, но с этим возникли проблемы.

Летом Байкало-Ангарская транспортная прокуратура сначала отправила представление аэропорту из-за того, что, по мнению ведомства, терминал имеет признаки капитального объекта, при этом проект не получал заключения эксперта, отсутствуют результаты инженерных изысканий и разрешение на строительство объекта. Кроме того, прокуратура считает, что терминал возводится с отступлением от техзадания. Аэропорт с этим не согласился и стал оспаривать представление в суде. Сейчас в арбитраже три связанных между собой иска из-за нового терминала (в том числе о привлечении аэропорта к административной ответственности) - до их рассмотрения ввод здания в эксплуатацию запрещен.

В пресс-службе правительства Иркутской области "ИрСити" никак не прокомментировали эту информацию. А вот в пресс-службе иркутского аэропорта подчеркнули, что выводы прокуратуры ничем не подтвердились.

Вся проблема - как раз в этих судебных спорах о том, является ли объект капитальным или нет.
В настоящее время временный терминал уже готов к сдаче в эксплуатацию.
Минтранс Иркутской области
В ведомстве уточнили, что практика создания временных терминалов применялась в нескольких аэропортах: в Сочи, Орске и Саранске. Там смонтированы шатры из алюминиевого профиля, сэндвич-панелей с применением современных климатических систем.

- Все зависит от предназначения и предположительного срока эксплуатации. В аэропорту Иркутск временный терминал предназначен для разделения потоков прибывающих и убывающих пассажиров, а также для зоны выдачи багажа и размещения транзитных пассажиров, - пояснили в ведомстве.

В министерстве создание временного терминала назвали "вынужденной мерой в период увеличенного пассажиропотока". Здание будет эксплуатироваться до строительства нового терминала (видимо, капитального) или вообще нового аэропорта за пределами города.

Развернут ли взлетно-посадочную полосу?

Одним из условий передачи аэропорта из федеральной в областную собственность в 2015 году была реконструкция действующего аэропортового комплекса.

В Минтрансе заметили, что это возможно "с применением механизма государственно-частного партнерства и будет осуществляться по итогам выбора инвестора".

- В предпроектных решениях объем реконструкции может коснуться взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, объектов светосигнального оборудования, строительством нового перрона и нового пассажирского терминала и иных объектов, - говорится в ответе министерства.

Объем и распределение необходимых средств по реконструкции будет определено после разработки проектной документации, подчеркивает Минтранс.

В конце июля 2023-го помощник президента РФ Игорь Левитин призвал региональную власть сосредоточиться на модернизации действующего аэропорта. А заодно он предложил построить вторую взлетно-посадочную полосу. В правительстве Приангарья рассматривают два варианта модернизации аэропорта - разворот взлетной полосы на 30 градусов и удлинение полосы.

В Минтрансе вновь упомянули наработки "Аэропроекта", который также определил стоимость реконструкции действующего аэропорта.
По оценкам экспертов, строительство или разворот новой ВПП длиной 3,2 километра, создание нового пассажирского терминала и сопутствующих им объектов оценивается в 58,5 миллиарда рублей.
Но, учитывая, что по указу президента о передаче аэропорта нужно построить комплекс за пределами города, реконструкция действующей воздушной гавани с такими расходами бюджетных денег "не обоснована с экономической точки зрения и не подтверждена федеральными государственными органами".

Отремонтируют ли международный терминал?

О необходимости модернизировать терминал международных авиалиний тоже говорили в 2022 году. Но тогда ее называли "далеко идущим прожектом", сроки которого даже не озвучивались.

Действующее здание построили в 1938 году, а в 60-х сделали пристрой. Некоторое время назад в качестве одного из вариантов модернизации рассматривался проект строительства четырехэтажного пристроя площадью в 12 тысяч квадратных метров (это сопоставимо с терминалом внутренних линий).

Международный терминал нередко становится объектом для очень жесткой критики. Так, в начале этого года комментатор КХЛ-ТВ, телеканала Континентальной хоккейной лиги, Сергей Федотов остался в шоке от международного терминала иркутского аэропорта и попросил своих подписчиков в соцсетях никогда не летать через наш город за границу. А местный шоумен Иван Вильчинский сравнил иркутский и пекинский терминалы, и наш, конечно, сильно проиграл.

В Минтрансе не дают определенного ответа на вопрос, когда же международный терминал отремонтируют.

- Целесообразность реконструкции международного сектора пассажирского терминала будет решена по итогам выбора инвестора по строительству нового аэропортового комплекса и реконструкции действующего аэропорта. Оценка будет определена при разработке проектной документации, - подчеркнули в ведомстве.

Почему отклонили участок под Позднякова?

А что же с проектом нового аэропорта Иркутска? О нем говорят как минимум последние 30 лет и никак не могут прийти к согласию. Последней площадкой был участок в районе деревни Позднякова, которую в нулевые трижды отклоняла Главгосэкспертиза. Связано это было с размещением в том районе военной части.

Тем не менее губернатору Игорю Кобзеву удалось согласовать эту площадку с Минобороны - на это ушло около 2 лет. После этого власти начали строить планы о том, что стройка века начнется в 2028 году и продлится три года. Торги по выбору инвестора планировалось объявить в 2023 году, но этого не произошло. Тем более что уже упоминавшийся здесь Левитин предложил отложить планы по новому аэропорту и заняться наведением порядка в старом.

А в октябре 2024-го, как сказали бы в кино, грянул гром - правительство РФ не согласовало Позднякова для размещения нового аэропортового комплекса.

В Минтрансе Иркутской области пояснили, что отказ от Позднякова продиктован предварительными расчетами стоимости. Ее назвали еще летом - 200 миллиардов рублей. И это сделало бы иркутский аэропорт самой дорогой воздушной гаванью, построенной в России за последние десятилетия.
При пересчете стоимости строительства, оцененной проектной документацией в 2008 году, с использованием показателей индекс-дефляторов Минэкономразвития России установленная стоимость строительства является заградительной и не сможет быть реализована бюджетами и инвестиционными средствами в целях окупаемости в ближайшие десятилетия.
Минтранс Иркутской области о строительстве аэропорта в Позднякова
То есть таких денег не найти, даже если привлечь к проекту инвестора.

На сегодня, по данным Минтранса, есть только один возможный вариант для размещения нового аэропорта - это площадка "Ключевая", которую также не могли согласовать из-за того, что в том районе свои испытания проводит Иркутский авиазавод.

- Окончательное решение в настоящее время еще не принято, - добавили в ведомстве.

Может, все-таки отдать аэропорт в Федерацию?

В конце 2023 года губернатор Иркутской области Игорь Кобзев заявил, что власти региона ведут переговоры о передаче ВПП иркутского аэропорта в федеральную собственность. Кроме того, предполагается, что авиаузел будет передан РФ, а оперативное управление будет за корпорацией "Ростех" (в ее структуру, в частности, входит Иркутский авиазавод).

- По мнению Минтранса России, в сложившихся условиях передача аэродромной инфраструктуры действующего аэропорта в федеральную собственность с участием частного собственника не представляется возможным, - как будто вынес приговор областной Минтранс.

В ведомстве подчеркнули, что "Ростех" является потенциальным инвестором, но его участие в строительстве нового аэропорта "еще окончательно не решено", а значит, "договорные отношения не определены".

Будут ли в Иркутске телетрапы?

Одно из желаний иркутян (и не только) - это телетрапы. Целых два, напомним, закупили для бурятского аэропорта Байкал (а он по пассажиропотоку более чем в два раза меньше, чем иркутский).

Из ответа Минтранса следует, что в 2023-2024 году исследовательский институт "Аэропроект" проводил предпроектные работы. Во время них эксперты института "отклонили предложенные телетрапы" из-за стесненных условий действующего перрона и предложили вернуться к вопросу при проектировании нового пассажирского терминала.
Авторские права на данный материал принадлежат «ИрСити.ру». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка