МАИ
1 октября 2024, 12:14
ИИ в беспилотной авиации: разработчик рассказал о проекте умного дрона "Аврора-1МТ"
- Петр, прежде всего хотелось бы представить вас: расскажите немного о себе и направлениях в IT-Центре МАИ, которые вы возглавляете.
- Я являюсь заместителем директора IT-Центра МАИ по исследованиям и разработкам. Организовываю работу нескольких проектных команд, которые состоят из студентов и преподавателей, научных сотрудников. Вместе мы решаем задачи, связанные с разработкой ПО - софтов для нейросетей, создаем различные веб-сервисы, в том числе касающиеся БЛА, занимаемся симуляторами полетов, визуализацией, полетными контроллерами, системами управления беспилотниками. Именно в работе с беспилотниками нам удалось объединить наши компетенции в области систем управления (автопилот) и систем, связанных с ИИ (наш опыт в нейросетях).
- В рамках стратегического проекта "Аэромобильность", который университет реализует как участник программы "Приоритет-2030", вы с командой разработали беспилотный летательный аппарат "Аврора-1МТ". Расскажите о вашей разработке: что собой представляет дрон?
- Это новый продукт. Хотя, конечно, и в России, и в мире есть дроны с использованием ИИ, которые применяются для разных целей. Но наш аппарат все же уникален: в нем есть собственный полетный контроллер, объединенный с бортовым вычислителем, стоит специальный процессор для решения задач ИИ. Этот летательный аппарат создали в Дирекции "Аэромобильность" МАИ, а наш IT-Центр для него создает ПО.
Мы с помощью полетного контроллера учим беспилотник правильно летать и выполнять фигуры высшего пилотажа, работать в автоматическом режиме, тренируем ИИ под разные задачи. А задач много: дефектоскопия, сельское хозяйство, поиск объектов. И БЛА может выполнять типовые действия автономно: найти объект (допустим, в сельском хозяйстве - сорняки), автоматически подлететь к нему, произвести съемку, отправить результат на наземную станцию или веб-сервис. С помощью модуля ИИ (вычислителя) можно определять любые объекты, осуществлять их подсчет (скажем, сосчитать, сколько капусты растет на поле), выполнять какие-то действия с камерой (зум, фокусировка), и все это в автоматическом режиме.
Мы создали своего рода летающую лабораторию, с помощью которой отрабатываем решения для разных задач. И в дальнейшем эта платформа с набором определенных решений может стать коммерческим продуктом.
- На каком этапе находится разработка?
- Есть ряд продуктов, работа над которыми завершена. То есть уже имеется ряд решений для определенных заказчиков: например, подсчет объектов в сельском хозяйстве, автоматический облет опор высоковольтных линий и съемка объектов интереса. Ну а другие продукты, как, например, поиск людей, идентификация автотехники, находятся в процессе разработки.
- Аппарат в перспективе может быть задействован в поисковых операциях?
- Да, верно. Мы участвовали в конкурсе Up Great 2023: в лесном массиве аппарат находил манекены, реальных людей, причем наполовину скрытых за деревьями, наносил информацию на карту, чтобы спасатели могли быстро до них добраться.
- Расскажите, пожалуйста, как этот БЛА ориентируется в пространстве, как устроена навигация.
- Сейчас он ориентируется по GPS-сигналу. В случае потери сигнала БЛА может осуществлять навигацию по видеокамере, чтобы в безопасном режиме вернуться на точку старта. Ну и поскольку навигационное поле иногда бывает нестабильным, мы разрабатываем систему автономной навигации.
- Реализация данного проекта - это реакция на тренд сегодняшнего дня: внедрение ИИ во все сферы нашей жизни, в том числе в беспилотные системы?
- ИИ применяется в разных сферах, и есть программы внедрения в авиации. И если основные сложности в применении ИИ в большой авиации связаны с нормативным регулированием, то в использовании технологии в беспилотниках есть важный нюанс - это размер летательного аппарата. Ведь размер беспилотника небольшой. Чтобы функционировала система ИИ, мы используем специальные графические вычислители. Их необходимо аккуратно разместить на борту, учесть, чтобы система не потребляла много энергии, работала быстро: для БЛА время, за которое нейросеть успевает обработать картинку с камеры, составляет около 20 миллисекунд, что позволяет использовать решение при определенных скоростях полета.
Наша идея заключается в том, чтобы не просто использовать нейросеть, а полноценно интегрировать систему на борт. Облегчение, ускорение работы ИИ - целый пласт задач, который мы решаем в рамках проекта вот уже два года.
- А если говорить про коммерциализацию проекта?
- "Аврору-1МТ" разрабатывают студенты и научные сотрудники. Основная задача - отладка процессов, обучение студентов, а коммерция и массовое производство - это скорее на перспективу. Наш приоритет - это обучение и подготовка элиты инженерных кадров.
В нашей стране пока не готова система управления воздушным движением с участием беспилотников, есть нормативные ограничения, достаточно продолжительна процедура сертификации, получения разрешения на полеты. Все это еще предстоит решить, чтобы беспилотники над нами летали, не падали, были безопасны и решали свои задачи.
- И тем не менее, кто ваши потенциальные клиенты?
- Это такие отрасли, как сельское хозяйство, надзорные органы, строительство.
- Что сегодня умеет аппарат? Чему планируете обучить?
- В первую очередь, стоит задача автономной навигации, планируем расширить перечень нейросетей, которые могут работать на борту, и соответствующих алгоритмов управления. Обсуждаем с одним из регионов интересную задачу в области сельского хозяйства: идентификацию вредителей на полях. А если говорить о том, что умеет наш дрон, то это выполнение автономных миссий и решение конкретных задач: облет каких-либо объектов (телеграфные столбы, высоковольтные мачты, объекты в области строительства).
- Как обычно проходят испытания?
- Сначала готовятся гипотезы, проходит тестирование на симуляторах, затем - предполетная подготовка и тестирование беспилотника на земле. Ну а после этого выезжаем на наш аэродром Алферьево, где ставим летный эксперимент. Так проверяются и оборудование, и железо, и ПО. После этого с беспилотника снимаем полетные логи и анализируем их в лаборатории: как отработали сеть, полетный контроллер, соответствующие подсистемы. Смотрим, где можно улучшить и ускорить.
- "Аврора-1МТ" - это следующее поколение по сравнению с системой "Контур", верно? В чем отличие?
- "Аврора" - более автономный аппарат. А "Контур" задуман как беспилотник-охранник, который летает на небольшом удалении от объекта. Потому и работают они по-разному. Вся обработка у "Контура" осуществляется на земле, на специальном сервере. "Аврора" обрабатывает данные в воздухе, причем целевым образом готовится к выполнению одной или двух миссий, то есть имеет специализированное применение. А у "Контура" 16 нейросетей, восемь из них нацелены на то, чтобы идентифицировать разного рода нарушения с воздуха и сообщать о них охране. Это разные продукты, с разной архитектурой.
- Какие планы относительно проекта?
- В данный момент "Аврора" - это хорошая платформа для запуска нейросетей и отладки алгоритмов. В планах ее совершенствование и создание новых модификаций.
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 10, 2024
Аэрофлот открывает продажу субсидированных билетов на прямые рейсы из Санкт-Петербурга в Нальчик и Горно-Алтайск
Октябрь 10, 2024
Аэрофлот открывает продажу субсидированных билетов по маршруту Красноярск - Омск
Сентябрь 30, 2024
На пути к шестому поколению двигателей
Октябрь 10, 2024
Глава ФАС не видит признаков необоснованного роста цен на авиабилеты