Бизнес News
9 декабря 2025, 09:28
Ил-114-300: как "Гидромаш" помог в возобновлении производства лайнера
В цикле исторических очерков - об основных вехах становления легендарного завода: от каретной мастерской в 19 веке до ведущего производителя шасси для авиации в современное время.
На минувшей неделе Минпромторг России показал салон нового регионального пассажирского самолета Ил 114 300. Монтаж элементов интерьера завершают на Луховицком авиационном заводе им. П.А. Воронина (филиал РСК "МиГ"). Ил 114 300 - модернизированная версия турбовинтового самолета Ил 114, предназначен для местных авиалиний. Первые серийные поставки воздушного судна планируются в 2026 году.
У этого самолета длинная история с перипетиями. В 2010-х свой вклад в возобновление его производства внесли нижегородский "Гидромаш" и лично руководитель завода Владимир Ильич Лузянин.
Из истории Ил-114
В 1982 году КБ им. С.В. Ильюшина (сегодня ПАО "Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина") предложило разработать турбовинтовой 60-местный самолет, который бы заменил на региональных маршрутах устаревшие к тому времени Ан-24. Совмин СССР инициативу поддержал и в 1986 году выпустил постановление о создании лайнера. Работы выполнялись под руководством генерального конструктора Генриха Новожилова, главным конструктором был Николай Таликов.
Владимир Ильич Лузянин и генеральный конструктор ОКБ Ильюшина Генрих Васильевич Новожилов. 2015 г. / фото: архив НАО "Гидромаш" им. В.И. Лузянина
Впервые опытный Ил-114 поднялся в небо 29 марта 1990 года в Жуковском. Серийное производство планировалось организовать с 1990 года на Ташкентском авиационном производственном объединении им. В.П. Чкалова (ныне - Ташкентский механический завод, Узбекистан), а с 1992 года - также на Московском авиационном производственном объединении им. П.В. Дементьева (ныне входит РСК "МиГ"). Но с началом 90-х серийный выпуск самолета так и не был налажен. Производство было единичным - всего в 1990-2012 годах построено 18 летных экземпляров разных модификаций.
Ил-114 получил сертификат типа Межгосударственного авиационного комитета только 25 апреля 1997 года. А первый пассажирский рейс выполнил 9 июля 1999 года по маршруту Ташкент - Наманган.
Возрождение проекта
В 2000-х проект "реанимировали". В 2011 году были полностью завершены все виды ресурсных испытаний планера и шасси, которые подтвердили заявленные при сертификации самолета проектные ресурсы - 30 тысяч летных часов, 30 тысяч полетов или 30 лет эксплуатации.
В июле 2012 года президент "Гидромаша" Владимир Лузянин совместно с нижегородским губернатором Валерием Шанцевым выступили с предложениями по изготовлению Ил-114 на авиазаводе "Сокол" в Нижнем Новгороде. Однако ОАК не поддержало инициативу в связи с тем, что изначально самолет спроектирован не в цифровом формате.
В 2012 году Владимир Лузянин и Валерий Шанцев предложили организовать производство Ил-114 на "Соколе" в Нижнем Новгороде / фото: архив НАО "Гидромаш" им. В.И. Лузянина
В ноябре 2014 года вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что президент Владимир Путин дал согласие на организацию в России производства турбовинтовых пассажирских самолетов Ил-114.
Однако обсуждение целесообразности выпуска Ил-114 в ОАК еще продолжалось.
Владимир Ильич Лузянин в феврале 2015 года:
"Убежден, затягивание возобновления производства Ил-114, поиск альтернатив - стратегическая ошибка. Появившиеся в последнее время предложения по проектированию нового самолета на базе несуществующего не решат вопрос выпуска гражданского самолета такого типа. Больше того, на запуск нового самолета мы потратим не менее 8-10 лет, в то время как через 2-3 года Ил-114 уже может пойти в серию.
Считаю, что необходимо без промедления приступить к выполнению поручения главы государства Владимира Путина от 18 ноября 2014 года по "началу работ по этому турбовинтовому самолету". Надо поставить точку в обсуждениях, и используя задел прошлых лет, запускать Ил-114 в серийное производство. Нижегородское ОАО "Гидромаш" готово в течение года восстановить производство шасси для этого самолета, а еще через год начать серийные поставки".
В феврале 2017 года ОАК заключило с дочерними предприятиями ПАО "Ил" и АО "РСК "МиГ" договоры об ОКР и подготовке производства обновленных Ил-114 под обозначением Ил-114-300.
Первый полет опытный Ил-114-300 совершил 16 декабря 2020 года. Весной 2025 года к программе летных испытаний присоединился третий опытный Ил-114-300.
Производство Ил-114-300 ведется в кооперации предприятий ОАК - на базе филиалов ПАО "Ил" - Авиастар (г. Ульяновск), ВАСО (г. Воронеж), а также НАЗ "Сокол" (г. Нижний Новгород). Финальная сборка организована на Луховицком авиационном заводе в подмосковных Луховицах. Шасси для новых самолетов изготавливает нижегородский "Гидромаш".
В ожидании серии
Начала серийного производства Ил-114-300 ждут все участники проекта, в том числе "Гидромаш". В свое время предприятие разработало для Ил-114 колесные, способные совершить посадку на грунт, а также лыжные шасси. Вся конструкторская документация переведена в "цифру", написаны программы для обработки деталей.
Серийные поставки Ил-114-300 начнутся к августу 2026 года, 23 июля 2025 года рассказал на совещании Владимира Путина с правительством глава Минпромторга России Антон Алиханов. В ноябре 2025 года замглавы ведомства Геннадий Абраменков уточнил, что в 2026 году ожидается поставка трех серийных самолетов Ил-114-300. По его словам, контракт заключен - лайнер ждут авиаперевозчики на линиях Дальнего Востока, Сибири и Севера, где есть ограниченная инфраструктура и суровые климатические условия.
Глава "Ростеха" Сергей Чемезов в конце октября 2025 года сообщал журналистам о планах госкорпорации нарастить ежегодный выпуск импортозамещенных Ил-114-300 до 20 штук к 2030 году. На внутренних авиалиниях самолет должен заменить Ан-24, а также иностранные лайнеры аналогичного класса ATR72 (Франция) и Bombardier Dash 8 (Канада).
НАО "Гидромаш" им. В.И. Лузянина - ведущий российский разработчик и производитель шасси, гидроцилиндров и гидроагрегатов для всех типов летательных аппаратов. Сегодня завод участвует практически во всех отечественных авиастроительных проектах.
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес News». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться