О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Как в Амурской области обучают операторов беспилотников

Специалисты нужны в разных сферах

Большая машина с лопастями почти бесшумно взмывает в небо и отправляется к полю, и из специально установленной на дрон емкости начинается полив. По задумке, посевы с воздуха обрабатываются гербицидами против сорняков, но в этот раз полет - это учебное задание в рамках курса подготовки по управлению дронами. Теперь в Амурской области официально готовят таких специалистов для самых разных сфер: лаборатория по беспилотникам открылась и уже работает в Дальневосточном аграрном университете. Получить теоретические и практические знания могут не только студенты вуза, но и любой желающий. На выездной тренировке на аэродроме в Ивановке побывала "Амурская правда".

Дрон выходит на маршрут

Тренировки будущих специалистов БПЛА проходят на частном аэродроме, летная практика началась с приходом тепла. Вместе с группой будущих операторов беспилотников инструкторы выгружают два больших дрона - они предназначены для обработки посевов гербицидами. Чтобы донести один такой аппарат из машины до точки, где проходят занятия, нужны два человека: вес одного агрегата без батареи порядка 21 килограмма, а вместе с ней - 27,5 кило.

- Не всегда есть возможность зайти в поле колесной техникой, например, из-за переувлажнения почвы. Также при использовании беспилотника нет технологической колеи - то есть посевы не повреждаются. Есть экономия в расходе жидкости, а также технике необходимы ГСМ, а дрон работает от батареи, - поясняет плюсы от использования современных технологий в сельском хозяйстве инструктор Рустам Семыкин.

Два инструктора просят учеников разбиться на пары, каждая будет работать с одним дроном. Для всех действуют строгие правила - покидать "белую" зону нельзя без разрешения. Одному из напарников выдается пульт - работа начинается с того, что дрон должен получить свое задание. Первоначально машину "знакомят" с полем, на котором будет идти обработка - для этого совершается облет, ну а затем нужно выставить на пульте параметры задания.

- Каждый раз нужно выставлять точку калибровки перед началом, так как земля постоянно движется, - рассказывает преподаватель. - Высота полета 3–5 метров - самая безопасная, выше пестициды будет просто сдувать. А при низкой высоте понимается пыль, и пестицид будет абсолютно не эффективен. Зеленая точка на экране - начало маршрута, желтая - конец. Обязательно - ввести название маршрута.

Два гектара за десять минут

С подсказкой преподавателя ученица Анастасия задает высоту, скорость распыления и другие параметры для беспилотника. Максимальное расстояние, которое может преодолеть этот дрон, - 3 километра. Пока один ученик выстраивает маршрут на пульте управления дроном, напарник набирает воду в специальную емкость. Она будет имитировать пестицид, предназначенный для обработки поля. После того как задание готово, на беспилотник устанавливают емкость с водой.

- Дрон может переносить 20 литров, оптимальная норма распыления - 10 литров на гектар, при этой норме он может обработать два гектара, на это как раз хватит полностью заряженной батареи, - поясняет инструктор.

После команды с пульта машина взмывает в небо - несмотря на немалые габариты, делает это почти бесшумно. Дальше аппарат работает сам - строго по выставленному заданию. Агродрон выходит на поле и начинает полив. Не обошлось без незапланированных сложностей - один из агродронов "закапризничал" и не стал выходить на маршрут. "Радар не пускает", - говорит инструктор и вместе с учениками отправляется перенастраивать машину. Для этого весомый дрон вдвоем крутят и "качают". Впрочем, можно просто отработать ту же задачу в ручном режиме, и умная машина будет работать по тем же заданным параметрам.

Не всегда есть возможность зайти в поле колесной техникой, например, из-за переувлажнения почвы. Также при использовании беспилотника нет технологической колеи - то есть посевы не повреждаются.

- Сначала мы осваивали теорию, потом у нас было программирование, мы летали на симуляторах, а сейчас началась летная практика. Таких специалистов только начали готовить, и сначала я переживала, получится ли, но на самом деле это очень интересно и не так сложно, как кажется. Я думаю, это может пригодиться в жизни, сейчас в мире все быстро меняется и технологии развиваются, - говорит студентка 3-го курса факультета механизации Наталья Сивоконь.

Беспилотники как запрос времени

Лаборатория по беспилотникам в Дальневосточном ГАУ открылась в этом году, но работа по подготовке кадров в одном из самых востребованных сейчас направлений стартовала еще в 2022-м. Тогда вуз начал сотрудничество с АО "ФМРус", компания предоставляет услуги беспилотников аграрным предприятиям. Интерес был взаимным - организация предоставила свои аппараты, а вуз подготовил кадры для этой фирмы. И сейчас эти специалисты сами преподают теорию и практику в вузе.

- В центре беспилотников, который создан на базе Дальневосточного ГАУ, кроме такого большого дрона, есть дрон с тепловизором, а также геодезический дрон, так называемый фантом. При реальной работе мы сначала отснимем поле, делаем реконструкцию карты, а уже после прокладываем маршрут для этого большого дрона, - поясняет Рустам Семыкин.

20 % составляет экономия пестицидов при использовании дрона. Экономия воды - 90 %, на площадь 100 гектаров потребуется 500–1000 литров воды. Благодаря отсутствию технологической колеи сохраняется до 6 % урожая.

Молодой преподаватель - выпускник этого же вуза, и он был в числе первых, кто прошел обучение и попал на работу в компанию, а также он учится в магистратуре. В числе учеников Рустама Семыкина - его собственные преподаватели с многолетним опытом. Также в смешанной группе сотрудники вуза и разных организаций, которым нужны операторы БПЛА. При желании эту специальность может получить любой желающий. Уже в конце апреля пройдут экзамены - они состоят из теоретической и практической части.

- Мне стало интересно - это новое направление, почему бы не попробовать. Люблю развиваться, тем более сейчас много сфер, где используются беспилотные технологии, на западе страны это уже очень развито, - признается специалист по методической работе Дальневосточного ГАУ Анастасия Егачина.

То, что беспилотные технологии будут развиваться очень быстро и придут в самые разные сферы, уже очевидно. И в нашем регионе они могут использоваться не только в сельском хозяйстве. Так, среди учеников - специалисты центра лабораторных анализов и технических исследований по Амурской области.

- По заявке Росприроднадзора мы выезжаем на разные объекты - реки, лесные участки, котельные и так далее, берем пробы воды, почвы, проводим самые различные анализы. В нашем регионе только началось внедрение беспилотных технологий. С помощью беспилотников можно мониторить состояние окружающей среды и вести поиск нарушителей, тех же загрязнителей рек. Сейчас дроны используют для выявления виновников пожаров, и в будущем они будут использоваться и для других сфер, - говорит ведущий инженер центра Роман Мурмило.

У амурских полей появятся цифровые двойники

Сергей Маргелов, руководитель центра искусственного интеллекта Дальневосточного ГАУ:

- Сейчас мы зашли в программу "Приоритет-2030", есть финансирование, которое позволяет нам развивать цифровые технологии на базе искусственного интеллекта. Центр был создан в ноябре 2023 года. Совместно с министерством сельского хозяйства Амурской области мы планируем на базе университета отработать цифровой двойник поля. Дело в том, что от района к району ситуация с полями кардинально отличается, одно поле у тебя может быть переувлажнено, а другое, рядом, - пересушено. Планируем собрать большой объем данных, после мы обработаем всю информацию при помощи ученых и систем интеллектуального интеллекта. И потом дадим рекомендации для сельского хозяйства. Сейчас мы совместно с институтом космических исследований академии наук с помощью специального сервиса планируем полностью оцифровать всю Амурскую область. По факту Дальневосточный ГАУ становится оператором статистической информации для нашего минсельхоза. И ведомство сможет контролировать все поля в Амурской области. Причем технологии дошли уже до распознавания сельскохозяйственной культуры с помощью снимков со спутника. В этом году мы будем отбирать эталонные снимки полей. Например, на снимке видно затемнение на поле, мы приезжаем и делаем заключение: к примеру, там грибок. И таким образом обучаем программу распознавать грибок и так далее. И наша задача добиться 95 процентов точности, таких моделей в стране практически нет. Также сейчас начали взаимодействие с министерством ЖКХ области, сейчас обсуждаем, в каком направлении может идти работа.

Комментарий

Владимир Мунгалов, декан факультета механизации сельского хозяйства:

- Изначально такого обучения в вузе не было предусмотрено, жизнь и взаимодействие зародились в самом поле. При выезде на одно из предприятий - для контроля студентов при прохождении практики - мы увидели, что работа шла на агродронах. Мы договорились о встрече с представителями компании АО "ФМРус", она прошла с участием руководства вуза. Кадровый голод у самой компании был огромный - работать на беспилотниках в области тогда не обучали. Мы решили организовать совместную образовательную программу, буквально за месяц ее разработали, а специалисты компании подготовили тогда первых 30 человек. Ребята получили свидетельства "специалист по эксплуатации БАС" (беспилотных авиационных систем. - Прим. ред.) и приобрели право работать с дронами. На сегодняшний день вуз сам приобрел беспилотники, на которых проходит обучение. И если сначала рассматривали обучение с позиции эксплуатации, сейчас курс подготовки включает уже и разбор, сборку и обслуживание аппаратов. Также наши специалисты могут устранять неисправности техники, то есть это уже инженерное направление. Обучение проходят студенты разных факультетов - дроны сейчас используются не только в сельском хозяйстве, но и в геодезии, строительстве, лесном хозяйстве, в научных целях. Программа эластична, подходит под различные отрасли - мы можем готовить специалистов под конкретный запрос.

Автор: Мария Мурашко
Авторские права на данный материал принадлежат «Амурская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка