РБК+
22 ноября 2024, 14:00
Как в России строят новые аэропорты, - кейс ГК "Спектрум"
За шесть лет в стране модернизируют инфраструктуру 75 аэропортов. В России наработана глубокая экспертиза и компетенции в строительстве аэровокзалов, - о проблемах и перспективах отрасли в материале РБК Новосибирск
За последние годы в России открылись десятки новых аэровокзалов. В среду, 20 ноября, открыли новый аэровокзальный комплекс "Байкал".
Проект значим для Улан-Удэ - пассажиропоток и востребованность Бурятии, как туристической зоны, растет, и новый аэропорт поможет не только привлечь больше туристов из России. Сейчас из аэропорта "Байкал" выполняются авиарейсы в Монголию, в перспективе - возобновление полетов в Китай, отмечал глава Бурятии Алексей Цыденов.
По итогам девяти месяцев 2024 года аэропорт "Байкал" обслужил 582,7 тыс. пассажиров, с ростом в 4% к прошлому году. Сильнее всего за год вырос пассажиропоток на Иркутск и Красноярск, в число самых популярных направлений вошли Москва и Новосибирск.Инвестиции в создание аэровокзального комплекса "Байкал" составили 3,6 млрд руб. Заказчик и инвестор проекта - холдинг "Новапорт", объект построила Группа компаний "Спектрум". Проект аэровокзального комплекса "Байкал" реализовывался в сложных экономических и климатических условиях.
Работы по строительству нового аэровокзала стартовали в 2022 году. Высота комплекса - 17 м, общая площадь - 6,6 тыс. кв.м., планируемая пропускная способность внутренних рейсов на вылет и прилет - до 700 тыс. пассажиров в год, или 600 пассажиров в час. У нового здания расширили привокзальную площадь и построили объекты вспомогательной инфраструктуры: трансформаторную подстанцию, очистные сооружения и резервуары противопожарного тушения.
"Бурятия уникальна и мировоззрением людей, и климатом, - контраст температуры в течение дня, большое количество солнца и сила ветра, снеговые нагрузки, - рассказывает Александр Мутовкин, директор по строительству ГК "Спектрум". - Новый аэропорт строился, когда действующий продолжал работу, что создавало сложности: нельзя подключить новое здание к сетям и при этом не нарушить коммуникации существующего. При этом мы старались все работы проводить максимально деликатно и в ограниченный период времени".
Проект Улан-Удэ удачно "проскочил" период резкого взлета ключевой ставки: все основные строительные пакеты были законтрактованы до лета 2024 года, строительные и отделочные материалы закупались у российских поставщиков.
"Правильная организация и координация подрядчиков на стройке постигается многолетним опытом и большим количеством времени на настройку индивидуальной работы с каждым подрядчиком. - продолжает Мутовкин. - Важно быть гибкими и подстраиваться под местные устои и правила, однако неизменными остаются наивысшие требования к достижению результата, применение инновационных технологий и строительство людьми и для людей"
Сложности аэропортов
Аэропорт - уникальное и особо опасное сооружение, все должно соответствовать нормативной документации, а детали проектных решений внимательно изучаются Главгосэкспертизой, добавляют в "Спектруме".
"Мы неплохо разбираемся в особенностях строительства аэровокзалов, но каждый из проектов преподносит новые задачи: это или сейсмика, или строительство в условиях вечной мерзлоты, или на скальном основании, это держит наших специалистов в постоянном тонусе", - поясняет управляющий партнер ГК "Спектрум" Владимир Иванов.
Много внимания требуют новации законодательства, есть сложности в обосновании сметных расчетов.
"Сейчас сметы не отражают реальную рыночную стоимость материалов и, в особенности, работ: за последние годы изменились уровни вознаграждения в строительстве, особенно, если есть высокоуровневая отделка, сложности с логистикой, уникальным оборудованием, - продолжает Иванов. - Сметы должны пройти экспертизу, значит, нужно сначала понять предельную стоимость будущего строительства, разработать проект, сделать сметный расчет, итерационный конъюнктурный анализ, предоставить полное обоснование расчета государственным экспертам, и чем выше волатильность, тем эта задача сложнее".
ЕРСМ-подход
В последнее время при строительстве крупных инфраструктурных объектов в России все чаще применяют ЕРСМ-подход. В "Спектруме" его считают прогрессивным и выгодным для инвестора-заказчика.
ЕРСМ - английская аббревиатура Engineering Procurement Construction Management. В такой модели работы заказчик на первом этапе выбирает единого исполнителя, представившего лучшее технологическое, техническое и коммерческое решение, а на втором этапе готового выполнить проектирование по утвержденной технологии и в дальнейшем реализовать строительство в полном объеме. Наличие комплексного исполнителя, партнера снижает объемы рисков, таких, как временные потери инвестора на поиск новых партнеров. Также это минимизирует финансовые потери за счет погруженности в специфику проекта инвестора (проработка наиболее эффективных решений, выбор методов реализации в соответствии с принятой стратегией инвестора и в рамках его ожиданий по качеству), а также риски инвестора за счет делегирования части из них комплексному исполнителю.То, что "Спектрум" начал строить, является результатом долгосрочной стратегии развития компании. В 2019 году "Спектрум" приступил к строительству своего первого проекта - аэровокзального комплекса во Владикавказе, введенным в эксплуатацию в декабре 2022 года. Затем последовали проекты в Улан-Удэ (официально открыт 20 ноября 2024 года) и Мурманске (планируется завершение в 2025 году).
"Комплексный исполнитель должен пользоваться доверием всех участников проекта: инвестора, а также банков, предоставляющих проектное финансирование. Банки в последние годы при открытии кредитной линии уделяют особое внимание профессионализму, устойчивости и репутации технического заказчика и подрядчиков. Такому исполнителю должны доверять субподрядчики и поставщики. - комментирует Владимир Иванов. - Мы заслужили это доверие последовательным многолетним профессиональным подходом к выполнению любых обязанностей в наших проектах. Старались не подводить. Именно это позволяет нам сегодня выступать в роли комплексного исполнителя".
"Наша стратегическая цель - в развитии института строящих инженеров, которые могут реализовывать свои решения на практике и готовы брать на себя ответственность за их принятие. Поэтому нам необходимо не только уметь проектировать, но и обеспечивать реализацию наших идей с требуемым качеством и в рамках запланированного бюджета. Таким образом, трансформация в комплексного инжинирингового партнера инвестора соответствует поставленным задачам" - объясняет Сергей Фролов, директор управления проектами ГК "Спектрум".
"Спектрум" изначально формировался как технический заказчик, проектирование стало частью его деятельности лишь в 2001 году, а консалтинговое направление появилось в 2004 году. Сейчас в группе компаний "Спектрум" девять бизнес-направлений с собственными продуктовыми линейками.
"Мы делаем акцент на междисциплинарности и многофункциональности, поскольку наличие экспертов по проектированию, консультированию и другим направлениям позволяет эффективнее выполнять задачи технического заказчика. Эти направления дополняют друг друга" - комментирует Фролов.
Инвестором аэровокзала в Улан-Удэ является "Новапорт-Холдинг", для которого "Спектрум" работает много лет. "То, что "Новапорт" доверил нам строительство уже второго аэропорта, говорит о том, что мы, создаем для него ту ценность, которая необходима, - отмечает Владимир Иванов. - Уверен, что залог и основное правило успеха - включенность команды инвестора в принятие решений, и в нашем сотрудничестве это всегда присутствует"
Еще одно важное направление работы - взаимодействие с властями региона. То, что аэропорт был построен точно в срок, стало возможным в том числе благодаря вниманию и постоянной поддержке, открытости в обсуждении ключевых вопросов строительства со стороны власти региона и города, помощи во всех согласованиях, уверены в ГК "Спектрум".
Ценные люди
Кадровый голод в строительной отрасли становится все более ощутимой проблемой. С каждым годом растет спрос на квалифицированные кадры, особенно на инженеров, архитекторов и представителей рабочих специальностей.
"Испытываем ли мы проблемы с формированием наших команд, поиском профессиональных исполнителей? Конечно, испытываем, - делится Владимир Иванов. - Но справляемся чуть лучше, чем многие компании в отрасли. Мы серьезно работаем с людьми: в компании создан корпоративный университет, мы обучаем вновь пришедших коллег, передаем им знания, вовлекаем в принятие решения. Корпоративная информационная система позволяет командам на удаленных площадках круглосуточно чувствовать себя в контакте с "большой землей". Да, мы осознанно работаем над тем, чтобы люди приходили к нам работать надолго".
Благодаря такой выбранной стратегии "Спектрум" является работодателем с хорошей репутацией на рынке В построении команды всегда есть несколько составляющих, рассказывают в компании. Первая часть - летучий отряд, который передислоцируется из региона в регион по мере завершения предыдущих проектов. "Спектрум" поработал за свою историю в 85 городах и регионах России.
"Всегда после завершения проекта есть сильные ребята, которые хотят продолжить работать с компанией, а мы - с ними, - говорит Сергей Фролов, директор управления проектами ГК "Спектрум". - Поэтому при появлении нового проекта мы знаем, кому можно доверить новую задачу". Часть команды всегда приезжает на площадку из центрального офиса или из других регионов, а остальную часть команды формируют на месте, ищут сильных людей, компания помгает им освоить правила, технологии.
"Еще одно условие успеха строительства - сильные субподрядчики, которые с тобой сыграны, знают твои требования, - продолжает Фролов. - Опыт дает представление, что, например, на месте можно найти бригады бетонщиков, а для работы по фасадам лучше привлечь специализированного подрядчика с федеральным уровнем экспертизы. Многое зависит от региона, от того, были ли в последнее время здесь проекты высокого уровня отделки, со сложной архитектурой или конструктивом. Если нет - привозим бригады из других регионов или формируем собственную часть команды, это тоже возможно. Ну и всегда есть элемент управления именно реальной ситуацией, и все это вместе позволяет нам удерживать сроки и бюджет проекта в заданных рамках".
Аэропорт как драйвер развития
"Аэропорты становятся экономическим драйвером развития регионов", - уверен Владимир Иванов. В регионах формируются и растут туристические и транзитные потоки, появляются стимулы для развития прилегающих территорий и новых производств, предприятий, развития предпринимательства.
"В целом мы видим, что за развитием инфраструктуры логично идет развитие турпотока: тот пассажиропоток, который предусматривался в планах при проектировании, сегодня уже превышен на реализованных проектах", - резюмирует Сергей Фролов.
Группа компаний "Спектрум" - ведущая российская многопрофильная инжиниринговая компания, лидер в области цифрового проектирования и строительства. С 2016 года - один из BIM-лидеров России по версии Autodesk. ГК "Спектрум" обладает значительной экспертизой в проектировании и строительстве аэропортов. Компания - генпроектировщик, техзаказчик и генподрядчик проекта реконструкции многих аэропортов России, например, Толмачево в Новосибирске, аэропорты Кемерово, Нового Уренгоя, Ижевска, Красноярска, Тюмени, Минеральных вод, Геленджика, Владикавказа и др.
Авторские права на данный материал принадлежат «РБК+». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот выступил партнером финала сезона фестиваля "Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ"
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот успешно протестировал сервис посадки на самолет по биометрии
Декабрь 22, 2025
"Аэрофлот" протестировал сервис "Мигом", обеспечивающий биометрическую идентификацию в аэропорту
Декабрь 22, 2025
В преддверии праздника в кемеровский аэропорт пришла новогодняя сказка