Характеристики Су-57 взлетят на "изделии 177"
Начало лётных испытаний Су-57, в составе силовой установки которого применяются двигатели "изделие 177", ознаменовало важный этап развития перспективного авиационного комплекса пятого поколения. Информации о новом двигателе разработки "Объединенной двигателестроительной корпорации" (ОДК, входит в состав госкорпорации Ростех) немного, однако некоторые акценты, расставленные в сообщении пресс-службы Ростеха, позволяют сделать предположения о целевых рынках и преимуществах Су-57 с "изделием 177".
Начнём с сухих данных, приведённых на сайте "Объединенной двигателестроительной корпорации". "Перспективный двигатель "Изделие 177" создан ОДК для применения в авиационных комплексах пятого поколения. В новейшем двигателе тяга на форсаже составляет 16 тыс. кгс. Также новый двигатель имеет сниженный расход топлива на всех режимах и увеличенные ресурсные показатели", - говорится в сообщении пресс-службы корпорации. Также в пресс-релизе приведена цитата генерального конструктора – директора ОКБ имени А. Люльки, филиала ПАО "ОДК-УМПО" "Объединенной двигателестроительной корпорации" Евгения Марчукова. По его словам, "авиационный двигатель пятого поколения "Изделие 177" – передовая разработка ОДК для самолётов оперативно-тактической авиации. Новейшие технологии и материалы, инновационные конструкторские решения позволили ОДК создать двигатель, который имеет значительно улучшенные технические характеристики по сравнению с силовыми установками прошлого поколения".
Совсем недавно, в ходе прошедшей в ноябре выставки Dubai Airshow 2025, ОДК представила полноразмерный макет другого двигателя – 177С. С использованием этой новинки проведение ремоторизации ранее выпущенных самолётов оперативно-тактической авиации, представляющих развитие семейства Су-27 / Су-30 / Су-34, позволит поднять на новый уровень характеристики уже эксплуатируемых комплексов. Двигатель 177С обладает увеличенной до 14,5 тыс. кгс тягой на форсажном режиме, максимальный бесфорсажный режим теперь "выдаёт" около 9 тыс. кгс. Расход топлива нового двигателя сокращён на 7 %, а его ресурсные характеристики кратно улучшены. В СМИ сообщалось, что добиться таких результатов позволило применение новых материалов и покрытий, новых технологий производства деталей и узлов, внедрение обновлённой электронной системы автоматического регулирования с полной ответственностью силовой установки.
По схожей "рецептуре" создан и модернизированный двигатель 177 (без буквенного индекса "С"). Оптимизация конструкции двигателя позволила повысить топливную эффективность, однако точных оценок достигнутого прогресса нет. Применение новых материалов и покрытий дало возможность повысить температуру газа перед турбиной, за счёт чего удалось поднять уровень тяги и на форсажном, и на бесфорсажном режимах. Можно предположить, что, как и в случае со 177С, конструкция имеет некоторый запас для форсирования и нынешний уровень в 16 тыс. кгс не является пределом. Правда, вероятно, за существенное увеличение тяги придётся расплатиться отказом от улучшения ресурсных показателей. Но это решение смогут принять создатели самолёта и его заказчики.
О том, что Су-57 шаг за шагом модернизируется, и вклад в это развитие вносят и двигателестроители, рассказали в пресс-службе Ростеха. "Су-57 отлично зарекомендовал себя в реальных боевых условиях и подтвердил, что соответствует требованиям, предъявляемым к авиационным комплексам пятого поколения, в том числе в части стелс-характеристик. Самолет закономерно вызывает высокий интерес у зарубежных заказчиков, уже осуществляются его экспортные поставки. При этом Су-57 продолжает модернизироваться с учётом опыта применения в зоне СВО: расширяются возможности вооружения и бортовых систем. Новый двигатель – "Изделие 177" – с увеличенной тягой дополнительно усилит лётные характеристики и обеспечит значительный задел для дальнейшего совершенствования самолёта", - сказали в Ростехе. Директор ОКБ Сухого ОАК Михаил Стрелец, возглавляющий разработку Су-57, дополнил, что "Су-57 является наиболее совершенным истребителем пятого поколения. Несмотря на это мы не останавливаемся на достигнутом, и платформа Су-57 проходит эволюционное развитие по наращиванию боевых возможностей, внедрению самых современных технологий. Решения, заложенные в платформу Су-57, позволяют давать ответ любым вызовам современности за счёт оперативной интеграции требуемых на каждом этапе развития технологий".
Соединяя вместе эти тезисы, можно сделать вывод, что "изделие 177" стало для Су-57 той самой "современной технологией", которая позволяет придать воздушному судну новые возможности. Увеличение тяги позволяет нарастить массу боевой нагрузки либо увеличить запас топлива на борту. Кроме того, с ростом тяговых характеристик должна открыться возможность осуществлять длительный крейсерский полёт на сверхзвуковой скорости без включения форсажа. Эта особенность позволит кардинально снизить заметность самолёта в тепловом диапазоне. Кроме того, в бесфорсажном режиме расход топлива будет существенно ниже, чем на форсаже.
Вероятнее всего, главными интересантами в отношении "изделия 177" будут выступать инозаказчики Су-57Э. О том, что самолёт уже поставляется на экспорт, известно из сообщений в СМИ, но ранее в публикациях указывалось, что для ряда потенциальных иностранных клиентов важно получить самолёт с новейшими двигателями увеличенной тяги. Сейчас на этот запрос может быть дан утвердительный ответ. А на вопрос о том, готова ли наша авиапромышленность одновременно удовлетворить потребности и отечественных Воздушно-космических сил, и партнёров по военно-техническому сотрудничеству, отвечают строки в пресс-релизе Ростеха: "Объединенная авиастроительная корпорация" в настоящее время реализует программу по расширению производственных мощностей. Это позволит нарастить объёмы поставок истребителя в войска, а также активно предлагать Су-57 в экспортном варианте для зарубежных заказчиков".