АвиаПорт.Ru
5 ноября 2024, 18:44
Конференция по воздушному праву: успех обусловлен слаженной профессиональной игрой всех участников мероприятия
- 18 октября 2024 года в Дубае прошла Тринадцатая конференция по воздушному праву. Расскажите, пожалуйста, с чего все начиналось, кто стоял у истоков конференции?
- Первая конференция прошла 15 октября 2010 года в Санкт-Петербурге и была приурочена к празднованию пятнадцатилетия со дня основания юридического факультета в Академии гражданской авиации (ныне – Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации), где я в то время трудился в должности доцента кафедры транспортного права. Коллектив факультета поручил мне провести торжественное мероприятие по данному случаю и предоставил полную свободу действий. В итоге мы провели первую конференцию, в которой приняли участие Статс-секретарь – заместитель Министра транспорта Российской Федерации Сергей Аристов, заместитель руководителя Ространснадзора Владимир Черток, заместитель директора департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России Андрей Шнырёв, ряд ярких представителей научной мысли – Николай Остроумов, Виталий Бордунов, Александр Пиджаков, Александр Баталов, юристы авиакомпаний, аэропортов, провайдера аэронавигационных услуг, производителей авиационной техники, коллеги из юридических фирм и многие другие. И конечно же, представители ведущих авиационных СМИ – Олег Пантелеев и Роман Гусаров. Руководство Университета гражданской авиации и факультета, прямо скажем, не ожидало подобного "размаха", и, тем не менее, приняло самое активное участие в конференции. Успех первого подобного мероприятия явился хорошим стимулом для продолжения.
Что же касается персоналий, то ваш покорный слуга имеет непосредственное отношение к проведению первой и всех последующих конференций. Также неоценимую помощь и поддержку конференции с самого начала и по сей день оказывает президент Национальной ассоциации воздушного права Сергей Юрьев, который является председателем Оргкомитета конференции.
- Почему в названии каждой последующей конференции по воздушному праву вы меняете только цифру, а не присваиваете имя собственное? И ещё, из названия не видно, является ли конференция международной?
- Ответ на первый вопрос достаточно простой: никто не помнит название конференций. Идентификация мероприятия в памяти происходит, как правило, в связи с местом проведения, либо с датой, либо в связи с какими-то яркими моментами из содержательной части. Справедливости ради могу сказать, что первая конференция называлась "Воздушное право России: развитие и перспективы", но кто об этом сейчас вспомнит? Поэтому мы взяли за пример подход ИКАО, и уже следующая конференция называлась просто "Вторая конференция по воздушному праву".
По поводу международности, могу сказать, что в каждой конференции по воздушному праву присутствовали иностранные делегаты. И если в 2010 году участвовал только один иностранный коллега, то 2016 году – уже шестнадцать делегатов из одиннадцати стран, а в 2021 году – двадцать два иностранца из тринадцати стран. Этот тренд немного замедлился в связи с пандемией, однако присутствие среди делегатов конференции иностранцев сохранилось. Во всех конференциях подобного рода принимают участие коллеги из разных стран, однако единицы указывают в названиях на статус "международной". Мы тоже не считаем нужным об этом писать, название должно быть простым и запоминающимся – "конференция по воздушному праву".
- Для проведения конференции вы выбираете необычные места. Почему бы не остановиться на каком-нибудь одном варианте, например, на специализированной площадке?
- Да, это правда, первые пять конференций мы проводили в пятизвёздных отелях. Организовать конференцию в гостинице и проще, и удобнее, а самое главное – дешевле. Шестая конференция уже проводилась в Президентской библиотеке имени Б.Н. Ельцина, далее конференцию принимали Юсуповский дворец на Мойке, Павильон роз на территории Павловского парка, Зубовский особняк (Российский институт истории искусств), Особняк Кельха (Дом юриста), Музейный центр в Баку, Петровский путевой дворец в Москве и, наконец, Музей Аль-Шиндага в Дубае. Объяснить выбор подобных мест можно тем, что очень важно для участников мероприятия окунуться в историю того места, где проводится конференция. Эстетическое восприятие делает более яркой картинку, усиливает эмоциональный элемент, влияет на запоминаемость. Многие коллеги не раз подтверждали впоследствии, что место проведения оставило хорошее впечатление. Вряд ли такое услышишь о пятизвездной гостинице.
Важны также сателлитные мероприятия до и после конференции. Но, думаю, сейчас мы не будем делиться всеми секретами организационной стороны.
- Конференция по воздушному праву десять раз проводилась в Санкт-Петербурге, а теперь её место проведения каждый год меняется. Скажите, чем это обусловлено?
- Да, действительно, первые десять конференций проходили в Санкт-Петербурге, и многие коллеги, да и в СМИ, её уже стали называть "Петербургская конференция по воздушному праву". На выбор места проведения одиннадцатой конференции в Баку повлияли несколько факторов. Во-первых, конференция уже достаточно выросла, сформировался устойчивый пул её постоянных делегатов, конференция попала в календарь международных эвентов, и многие коллеги уже планировали свой график с учётом даты и места проведения конференции. Мы, как организаторы, тоже вынуждены были планировать дату и место поведения таким образом, чтобы её посещение было максимально удобным для потенциальных участников. Во-вторых, существующая геополитическая конъюнктура не позволяет коллегам, особенно из европейских стран, участвовать в конференции, не опасаясь негативных последствий со стороны своих властей и профессиональных институтов. Именно поэтому мы приняли решение провести "выездную" Одиннадцатую конференцию по воздушному праву в Баку. Данная инициатива была с пониманием встречена и поддержана Минтрансом России и нашими авиационными властями, а также Межгосударственным авиационным комитетом и Государственным агентством гражданской авиации при Министерстве цифрового развития и транспорта Азербайджанской Республики.
На данный момент мы остановились на концепции проведения конференции – год в России, год не в России. Именно поэтому Двенадцатая конференция по воздушному праву проводилась в Москве, а Тринадцатая – в Дубае. Следующая конференция, если концепция не будет пересмотрена, пройдёт в одном из российских городов.
- Не могли бы вы рассказать о формате конференции? Является ли конференция научно-практической? Каков состав участников конференции?
- Вопрос о формате конференции интересный, и я бы его отнёс к ключевым. Как профессиональный преподаватель в прошлом могу сказать, что для образовательного процесса очень важно, чтобы студенту нравился предмет, который он изучает. Наличие интереса к дисциплине прямо пропорционально её усваиваемости. Так вот, конференция не является формой образовательного процесса, здесь докладчики не учат делегатов, не передают им свои знания. Предполагается, что аудитория в равной мере одинаково подкована в том, что мы называем парадигмы. В профессиональном отношении разница, конечно, есть, но это обусловлено скорее занятостью по основному месту работы, нежели в части образования. Подавляющее большинство делегатов конференции – авиационные юристы, и это основная точка сопричастности к мероприятию.
Продолжая развивать эту мысль, уже начиная с Шестой конференции в 2016 году мы отказались от пленарной части и разбили конференцию на пять дискуссионных панелей с разными актуальными темами. Каждая панель представляет собой круглый стол, который ведёт модератор, а спикеры представляют свои доклады без какого-либо названия. Важно, чтобы дискуссионная панель прошла на "одном дыхании" и чтобы доклады прозвучали последовательно, не противореча, но дополняя друг друга. Тем не менее, дискуссия между докладчиками и с аудиторией не исключена, а, наоборот, приветствуется. Задача организаторов состоит в том, чтобы на подготовительной стадии предоставить модераторам и спикерам основные триггеры, так называемые "key points", чтобы выступающие смогли срежиссировать свою панель таким образом, чтобы она была интересной, и, в то же время, содержание докладов максимально отражало название дискуссионной панели. То есть мы не учим друг друга, а делимся опытом и своими взглядами на проблемные вопросы.
Говоря о составе участников, важно соблюсти разумный баланс между представителями доктрины и практикующими юристами. Очевидно, что в процессе правоприменения возможны существенные отклонения от научного обоснования действующего регулирования. И наша общая задача состоит в том, чтобы подсветить эти несоответствия. Тем более, ситуация может касаться как применения источников международного права, так и национального регулирования отдельных стран. С этой точки зрения, пожалуй, конференция является научно-правовой. Но, повторюсь, мы не вырабатываем единообразных подходов, не добиваемся единой позиции в отношении существующих правовых коллизий, а следовательно, не принимаем никаких итоговых коммюнике, деклараций и т.п. документов.
- Каковы перспективы вашего развития? Собираетесь ли что-то менять?
- Вопрос о перспективе является на данный момент одним из приоритетных как для команды организаторов, так и для меня лично. За тринадцать лет проведения (по причине пандемии выпал только 2020 год) конференция уже достаточно выросла и требует некоторых структурных изменений. Во-первых, конференция по воздушному праву не должна быть "проектом одного лица". Вероятно, я не открою большой секрет, если скажу, что сегодня конференцию ассоциируют с Институтом воздушного и космического права "АЭРОХЕЛП" и со мной лично. Однако за время её существования из делегатов конференции сформировалось достаточно многочисленное и дружное сообщество авиационных юристов. Де-факто, существующее комьюнити представляет собой ассоциацию, которой остаётся только придать легальную форму. Уверен, что большинство из нас станет её членами. А далее, как мне представляется, эта ассоциация займётся организацией конференции, которая, в свою очередь, станет её отчетным эвентом.
Во-вторых, уже второй год подряд вместе с конференцией по воздушному праву (непосредственно до или после) Институт "АЭРОХЕЛП" проводит Международный студенческий конкурс по воздушному праву, в котором принимают участие студенческие команды из разных стран. Первый конкурс состоялся в 2023 году, соорганизатором выступал МГУ имени М.В. Ломоносова, а в 2024 году совместно с Университетом Шарджи мы провели Второй конкурс. Организация данного мероприятия, также, как и конференция, требует ответственного подхода и значительных временных затрат. Как мне представляется, наш Институт и впредь продолжит заниматься организацией Конкурса в коллаборации с университетами, расположенными в местах проведения Конференции.
В-третьих, в ближайшие годы я бы хотел уделить внимание существенному расширению горизонтов нашего сотрудничества с коллегами из разных стран и континентов. Сегодня рабочими языками конференции являются русский и английский языки, обеспечивается синхронный перевод. Присутствие на конференции делегатов из Латинской Америки, ряда африканских государств, Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока потребует, как минимум, увеличение числа рабочих языков конференции и добавление одного-двух языков международного общения. Задача амбициозная и интересная, а значит нам под силу.
- Помимо организаторов, кто ещё вам помогает? Кто поддерживает конференцию?
- Спасибо, на этот вопрос всегда приятно отвечать. Прежде всего хотел бы отметить конструктивный диалог, который у нас сложился с уполномоченными органами в области гражданской авиации. Как я уже отметил в самом начале нашего интервью, уже в Первой конференции по воздушному праву принял участие Статс-секретарь – заместитель Министра транспорта Российской Федерации Сергей Аристов, который сразу же согласился стать членом Оргкомитета конференции. Впоследствии Сергей Алексеевич неоднократно приезжал на конференцию, в последний раз в 2017 году. Сменивший его, ныне действующий Статс-секретарь – заместитель Министра транспорта Российской Федерации Дмитрий Зверев, будучи членом Оргкомитета конференции, ежегодно является её делегатом и докладчиком.
Такое же отношение к конференции мы наблюдаем со стороны Росавиации и Ространснадзора. Очевидно, что государство заинтересовано в повышении уровня правовой культуры в отрасли, что непосредственно влияет на показатели правоприменения.
Многие представители бизнес-сообщества также поддерживают конференцию. Среди постоянных партнёров хотелось бы выделить Северо-западный региональный центр аэронавигационной информации, который на протяжении нескольких лет предоставляет доступ к электронной базе документов ИКАО коллегам из авиационного юридического пула, а также студенческим командам, участвующим в Международном студенческом конкурсе по воздушному праву.
В разные годы конференцию поддерживали разные участники рынка, однако из представителей крупного отраслевого бизнеса, можно сказать, постоянными партнерами конференции являются Авиакомпания S7, АльфаСтрахование и ТКП.
Тринадцатую конференцию по воздушному праву поддержали также ряд компаний, предлагающих профессиональные юридические услуги участникам авиационного рынка, а именно BGP Letigation, Nextons, Attorneys Group, Verba Legal и Адвокатское бюро "Норина и партнеры". Многие коллеги выступили с докладами на дискуссионных панелях конференции.
По инициативе нашего давнего партнера – Ассоциации АЭРОНЕКСТ, - была организована прямая трансляция дискуссионных панелей конференции, что позволило существенно увеличить её аудиторию.
По общему признанию всех делегатов конференции, от лица Оргкомитета конференции и от себя лично выражаю огромную благодарность очаровательной девушке, взвалившей на свои хрупкие плечи всю ношу организационных проблем и стойко с ними справившейся, юрисконсульту вертолётной компании "Конверс Авиа" Вере Образцовой. Очень надеюсь, что это не последний наш совместный проект.
И в заключение хочу выразить мнение, что успех Тринадцатой конференции по воздушному праву обусловлен слаженной профессиональной игрой всех участников мероприятия, как организаторов, включая технический персонал и партнёров конференции, так и делегатов, включая модераторов и спикеров. Только в этом случае, как учил великий театральный режиссер Константин Станиславский, зритель нам поверит!
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 6, 2024
Аэрофлот открывает полеты в Улан-Удэ
Декабрь 6, 2024
тест
Декабрь 6, 2024
Почему споттинг в Узбекистане превращается в настоящий "подзаборинг"?
Декабрь 6, 2024
Россельхознадзор пресек попытки ввоза небезопасной растительной продукции в ручной клади и багаже пассажиров аэропортов Московского авиаузла