АвиаСоюз
27 октября 2025, 13:24
Конструктор. Ученый. Гражданин
Генрих Васильевич является прекрасным олицетворением отечественной школы Генеральных конструкторов, создававших сложнейшую авиационную технику второй половины ХХ - начала ХХI столетий.
В 1948 г. после окончания Московского авиационного института Г.В. Новожилов получил направление в Опытное конструкторское бюро (ОКБ), которое создал и с 1933 г. им руководил С.В. Ильюшин. В те годы молодые специалисты при поступлении на работу в ОКБ проходили обязательное собеседование с самим Главным конструктором, и он лично направлял их в разные подразделения предприятия. Преддипломная практика студентов совмещалась с реальной работой на предприятии. Главный конструктор относился к студентам как к сотрудникам своего ОКБ и со всей присущей ему серьезностью и строгостью.
Молодой инженер-механик пришел в конструкторское подразделение планера самолетов. Кадровые конструкторы с большим вниманием относились к молодым коллегам и старались передать им свои знания и опыт проектирования самолетных конструкций. И молодые с большим желанием воспринимали все то, чему учили старшие товарищи.
Г. Новожилов принимает активное участие в работах и по гражданской и по военной тематике, в том числе, по пассажирскому самолету Ил-14, катапультируемым креслам для реактивного бронированного двухместного штурмовика Ил-40 и реактивных бомбардировщиков Ил-46 и Ил-54. Работая над этими проектами, молодой специалист вырос до инженера-конструктора первой категории.
Уже в те годы органично проявились его не только конструкторские способности, но и его организаторские способности, умение работать с людьми. Это было замечено руководством предприятия, парткомом и партийными органами.
В 1956 г. коммунисты предприятия избирают Г.В. Новожилова секретарем парткома. К этому времени он прошел все ступеньки конструкторской карьерной лестницы. В течение двух лет сложнейшего для страны периода холодной войны он занимается партийной деятельностью - работой с людьми, воплощением поставленных руководством страны задач по укреплению оборонной мощи нашей страны.
В 1958 г. Сергей Владимирович Ильюшин предложил Генриху Васильевичу ответственную работу по сопровождению внедрения в эксплуатацию новейшего турбовинтового пассажирского самолета Ил-18, назначив его заместителем Главного конструктора. Ему была поручена ответственная работа по сопровождению эксплуатации всех самолетов "Ил", в том числе в Аэрофлоте. Г.В. Новожилов проводит много времени в различных регионах страны, работает как с военными, так и с подразделениями мощного общесоюзного Аэрофлота.
В 1964 г. Сергей Владимирович Ильюшин рекомендует Министру авиационной промышленности СССР П.В. Дементьеву своего ученика на должность Главного конструктора и заместителя Генерального конструктора.
С этого времени Г.В. Новожилов начинает работать в бюро эскизного проектирования над созданием дальнемагистрального пассажирского самолета Ил-62, занимается ответственной работой по проведению летных испытаний самолета, запуску его в серийное производство на Казанском авиационном заводе и внедрению Ил-62 в эксплуатацию.
В конце 1960-х гг. в ОКБ приступили к созданию первого отечественного турбореактивного военно-транспортного самолета Ил-76. Г.В. Новожилов, будучи первым заместителем Генерального конструктора, фактически возглавил работу над проектом, в котором закладывалось много новых технических решений, влияющих на оперативные и тактические возможности самолета. Ему пришлось часто общаться с руководителями Министерства обороны СССР и НИИ. Особенно тесное общение сложилось с командующим Военно-транспортной авиации (ВТА) генерал-полковником Г.Н. Пакилевым и командующим Воздушно-десантных войск (ВДВ) генералом армии В.Ф. Маргеловым, которое переросло в дружеские отношения, что во многом способствовало успешной работе над созданием самолета.
Следует отметить, что деловые отношения у Г.В. Новожилова были со всеми последующими командующими ВТА и ВДВ, что способствовало улучшению технических и эксплуатационных характеристик Ил-76 и его многочисленных модификаций.
В июле 1970 г. по рекомендации С.В. Ильюшина (в связи с ухудшением его здоровья) Совет Министров СССР назначил Г.В. Новожилова Генеральным конструктором и ответственным руководителем предприятия. В этот период активно велись работы по проекту турбореактивного военно-транспортного самолета Ил-76.
Вот как Сергей Владимирович Ильюшин объяснил свое решение: "Штурвал руководства я передаю одному из своих ближайших учеников, талантливому конструктору, обладающему хорошими человеческими и деловыми качествами..."
По сути, Сергей Владимирович готовил Г.В. Новожилова прежде, чем передать ему руководство своим детищем - Опытным конструкторским бюро. Само название - Конструкторское бюро - предполагает, что главенствующая роль в нем принадлежит именно конструкторам, то есть людям, имеющим соответствующее образование в области создания авиационной техники.
Генрих Васильевич Новожилов стал первым среди второго поколения Генеральных конструкторов, так как в авиационной промышленности еще работали первые Генеральные конструкторы А.Н. Туполев, А.С. Яковлев, А.И. Микоян, П.О. Сухой. Следует отметить, что, заступив в должность, Генрих Васильевич не стал проводить реформы, ломать коллектив и принципы его работы, а продолжал работать с теми людьми, которые многие годы сотрудничали с Сергеем Владимировичем и выдвинули предприятие в лидеры не только отечественного, но и мирового авиастроения.
Первый полет опытного самолета Ил-76 выполнен 25 марта 1971 г. с Центрального аэродрома Москвы. Ил-76 в этот полет провожал весь коллектив предприятия и два Генеральных конструктора: Учитель - Сергей Владимирович Ильюшин и его Ученик - Генрих Васильевич Новожилов. Это было очень трогательно и правильно.
Вот как вспоминал об этом событии Генрих Васильевич: "Мы с С.В. Ильюшиным, как всегда, все осмотрели. Он попросил еще раз просчитать. А потом сказал одно слово: "Можно". Это запомнилось, потому что он больше делал, чем говорил".
И еще одно фраза Генриха Васильевича Новожилова: "Меня часто спрашивают о том, почему наши самолеты сохраняют марку "Ил". Отвечу. У наших учителей было мировое имя. Они создали прекрасные работоспособные коллективы. Зачем же менять марку? Напротив, мы считаем, что нужно всемерно развивать традиции, заложенные нашими учителями, бороться за честь марки. "Ил" - обязывает. Не случайно наши сотрудники говорят: "Мы - Ильюшинцы!"
С 1974 г. самолет поступает в полки военно-транспортной авиации и через некоторое время становится основным самолетом ВТА, выполняя большинство задач по переброске войск Советской Армии и ее вооружения в различные регионы нашей страны, а также выполняет задачи и за ее рубежами.
Ил-76 - первый отечественный военно-транспортный турбореактивный самолет, способный эксплуатироваться на аэродромах с бетонными, грунтовыми и ледовыми взлетно-посадочными полосами. На сегодня самолет выпущен более чем в двадцати модификациях. Он выполняет большой комплекс коммерческих перевозок в авиакомпаниях нашей страны. Самолет эксплуатируется в Министерстве по чрезвычайным ситуациям, оказывая помощь пострадавшим в районах стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Ил-76 эксплуатировался и эксплуатируется в ряде иностранных авиакомпаний. За рубеж поставлено более 150 самолетов Ил-76 различных модификаций, всего построено около 950 этих самолетов.
Вот что о самолете Ил-76 сказал командующий Военно-транспортной авиацией генерал-лейтенант В.Ф. Денисов: "Летные и тактико-технические данные самолета Ил-76 позволили решать практически весь комплекс разнообразных и сложных задач по парашютному десантированию десантов, воздушным перевозкам войск, боевой техники и грузов, обеспечению действий мобильных сил, эвакуации раненых и больных, выполнению специальных задач...
Самолет Ил-76 с точки зрения руководства и всего личного состава Военно-транспортной авиации навсегда останется в истории ОКБ и завода золотой страницей".
В настоящее время Ил-76 переживает второе рождение. 22 сентября 2012 г. совершил свой первый полет самолет Ил-76МД-90А полностью российского производства. Более 50 лет летают самолеты Ил-76 и его многочисленные модификации, изготовленные на Ташкентском авиазаводе. Уверен, что самолеты ульяновского производства также имеют большое будущее.
Сегодня много говорят о возвращении России к компетенции создания широкофюзеляжных самолетов. И совершенно забывают при этом, что первый широкофюзеляжный пассажирский самолет Ил-86 был создан в ОКБ имени С.В. Ильюшина под руководством Генерального конструктора Г.В. Новожилова в 1970-х гг. В тот период возросло благосостояние населения нашей страны и, соответственно, резко выросли пассажирские перевозки, особенно на южных и дальневосточных направлениях. Нужен был самолет принципиально новой компоновки, способный разгрузить загруженные аэропорты.
В 1980 г. самолет Ил-86 начал пассажирские перевозки. Осознавая ответственность за эксплуатацию нового типа многоместного самолета, Г.В. Новожиловым и коллективом ОКБ были разработаны и внедрены в конструкцию Ил-86 новые принципы обеспечения безопасности полета.
Ил-86 стал самым безопасным самолетом в истории не только отечественной, но и мировой авиации. При этом, была достигнута высокая технологичность и эффективность эксплуатации.
Как сказал известный журналист А. Вульфов: "В салоне Ил-86 во всем присутствует атмосфера полной надежности, спокойствия, основательности и удобства (Ильюшинский стиль!)".
Сотни технических нововведений, защищенных авторскими свидетельствами, - доказательство высокой технической культуры и научных разработок, выполненных ОКБ и серийным заводом совместно с разработчиками комплектующих изделий, а также коллективами отечественных НИИ. Эти работы способствовали дальнейшему развитию советской авиационной науки, а также признанию Генерального конструктора человеком высокой научной культуры.
Г.В. Новожилов - член-корреспондент АН СССР с 1979 г., а с 1984 г. - действительный член Академии наук СССР по отделению механики и процессов управления. Его научные работы связаны с аэродинамическими исследованиями, надежностью сложных конструкций, разработкой принципиально новых подходов к так называемой технологичности разрабатываемых машин и механизмов.
В 1988 г. было поднято в воздух новое творение коллектива, возглавляемого Г.В. Новожиловым. Им стал самолет нового поколения - дальнемагистральный широкофюзеляжный пассажирский Ил-96-300 с отечественными двигателями ПС-90А. В 1993 г. этот самолет получил Сертификат типа, и 17 июля 1993 г. беспосадочным рейсом Москва - Нью-Йорк на нем начались пассажирские перевозки.
Ил-96-300 подтверждает то, что он, как и Ил-86, - самый безопасный отечественный самолет. И его надежность стала условием того, что он является воздушным судном, на котором летают руководители нашего государства. Этим качеством обладали самолеты Ил-18, Ил-62М. Конечно, это почетно для коллектива создателей этих самолетов и его Генерального конструктора, но возлагает на них и высочайшую ответственность за надежность конструкции самолетов и надежность эксплуатации самолета и его систем.
В самые трудные моменты истории нашего нового государства, в 1990-е гг., коллектив ОКБ и его руководитель по решению Президентов России и США проводят работу по дальнемагистральному самолету Ил-96МТ с американскими двигателями и американской авионикой. Этот первый совместный российско-американский самолет, получивший Сертификат типа FAA США в 1999 г., показал, что Ил-96Т не уступает, а по ряду параметров и превосходит лучшие аналогичные самолеты мира. Проект продемонстрировал всему миру, что российские авиационные специалисты умеют работать, в том числе и в неблагоприятных условиях.
Но если мы работали с открытым сердцем, то американцы работали с нами, чтобы понять, на что способна российская авиационная промышленность. По сути, они занимались промышленным шпионажем!
Легкий многоцелевой самолет Ил-103 выполнил первый полет в мае 1994 г. Он создавался молодыми специалистами. И здесь Генеральный конструктор показал, что, несмотря на почтенный возраст, мог разговаривать с молодыми на одном понятном техническом языке. Результат этой интересной работы - самолет имеет два Сертификата: российский и американский. Ил-103 с успехом эксплуатируется в южнокорейских ВВС, как самолет первоначального обучения, а в перуанских ВВС - как патрульный.
Проведенная впервые работа по программам самолетов Ил-96Т и Ил-103 в партнерстве с американскими специалистами и сертификация этих самолетов в американском авиационном регистре стала признанием высокой профессиональной квалификации наших конструкторов и рабочих, свидетельством высокого уровня отечественной технологии и конкурентоспособности наукоемких, сложных изделий, создаваемых в России. И здесь Генеральный конструктор проявил себя в качестве локомотива сложной программы. Благодаря хорошему знанию английского языка Г.В. Новожиловым, многие вопросы решались практически с листа.
В сложные 1990-е гг. коллектив ОКБ под руководством Генерального конструктора создал региональный самолет Ил-114.
Его модификация - Ил-114-100 успешно эксплуатировался в национальной авиакомпании Республики Узбекистан, показывая результаты эксплуатации на уровне лучших мировых образцов. И годовой налет в 1800-2000 ч говорит сам за себя. В таком прекрасном налете самолета не только надежность канадских двигателей PWС-127H, но и надежная работа планера и систем всего самолета. Сегодня модифицированный пассажирский самолет Ил-114-300 запущен в серийное производство на российском авиационном заводе имени П. Воронина в Луховицах. Уже работая на другой должности, Г.В. Новожилов вкладывал в этот проект знания, опыт и, что важно, свою душу.
В каждой из вышеперечисленных работ создания новых самолетов Генрих Васильевич проявлял высокий уровень творчества ученого-конструктора, разрабатывая простые, надежные и эффективные конструкции, обеспечивающие высокий уровень безопасности полета. Он внес большой вклад в развитие мирового самолетостроения, разработку теории и практики проектирования пассажирских и транспортных самолетов, прежде всего, с позиции обеспечения их надежности и большого ресурса.
Генрих Васильевич довольно часто летал на опытных самолетах для того, чтобы не со слов испытателей знать об их особенностях, а ощутить на себе, что представляет собой самолет.
Генрих Васильевич поддерживал и инициативные работы конструкторов. Кроме Ил-103, при его содействии появился пожарный вариант самолета Ил-76ТД, который и сегодня участвует в борьбе со стихийными природными и техногенными пожарами. При его поддержке созданы грузовой самолет Ил-114Т и Ил-76МФ, разработан вариант самолета Ил-86-450 для перевозки личного состава Министерства обороны РФ.
Много и часто, летая в различные командировки, Г.В. Новожилов использовал это для общения с экипажами, чтобы знать, как ведут себя самолеты в эксплуатации и как работается на них и летчикам, и штурманам, и бортинженерам, и бортпроводникам. Активно общался он и с наземным персоналом, выявляя слабые стороны своего детища для устранения возможных изъянов.
Генеральный конструктор требовал только честное мнение о всех сторонах работы самолета. Пусть и не самое лестное, но честное. И непременно добивался от конструкторов принятия всех мер по устранению недостатков.
Генеральный со всей строгостью относился к тому, что касалось работы. Генрих Васильевич прощал допущенные ошибки, но терпеть не мог разгильдяйства, не выносил лесть и ложь. Он доверял тем, кто показал себя в деле, и всегда окружал себя именно такими людьми.
Основные принципы работы Генриха Васильевича, которые он перенял от своего учителя Сергея Владимировича Ильюшина, - это каждый день отдавал всего себя вопросам усиления обороноспособности и экономической мощи страны, сохранение работоспособного коллектива-единомышленников, создававшего авиационную технику необходимую стране.
Один из главных принципов работы Г.В. Новожилова - это честность перед подчиненными и руководством отрасли и страны. Сладкая ложь хуже горькой правды. Необходимо отдавать все силы на исправление встречающихся недостатков авиационной техники - на ней летают сотни людей, она выполняет также и боевые задачи.
Сегодня в стране, к сожалению, другая ситуация. Но Россия не может быть великой державой без собственного неба. Без отечественных самолетов мы не только теряем транспортную независимость - мы теряем суверенитет.
И если правительство продолжит сокращать финансирование авиапрома, игнорировать системные риски и оправдываться "рыночной логикой", то к 2030 г. у страны просто "не останется гражданской авиации".
Пора признать: сегодняшний кризис в отечественной авиации - не технический, а "политический и моральный". За него должны ответить те, кто годами разрушал отрасль. И те, кто сегодня, вместо спасения, подписывает документы о ее добивании.
В течении 35 лет Генрих Васильевич работал Генеральным конструктором, председателем Совета директоров.
Генрих Васильевич оставил пост Генерального конструктора в декабре 2005 г., достигнув возраста 80 лет. Он остался работать в ОКБ в должности Главного советника по науке Генерального директора - Генерального конструктора, своего ученика - В.В. Ливанова. Как раз в это время ОКБ приступило к активным работам по запуску в серийное производство самолета Ил-76МД-90А на Ульяновском предприятии "Авиа- стар-СП". Новый Генеральный директор - Генеральный конструктор довольно часто обращался за советами к Генриху Васильевичу. Таким образом, он остался в числе активно работающих сотрудников, совмещая работу на предприятии с деятельностью в Российской академии наук и различных общественных организациях.
Это говорило о многом. И, прежде всего, об огромном авторитете Г.В. Новожилова и в коллективе, и во внешнем мире, и у руководства отрасли и страны в целом.
Г.В. Новожилов избирался членом ЦК КПСС, многократно - депутатом Верховного Совета СССР, был народным депутатом СССР.
Родина высоко оценила заслуги Генриха Васильевича Новожилова: лауреат Ленинской премии, дважды Герой Социалистического Труда, награжден орденами "За заслуги перед Отечеством" I, II и III степеней, тремя орденами Ленина, орденами Октябрьской революции, "Трудового Красного Знамени", Дружбы народов, "Знак Почета" и многими медалями. Генрих Васильевич - Заслуженный конструктор РФ, Почетный авиастроитель, награжден Золотой медалью (№ 2) Межгосударственного авиационного комитета "За особые заслуги в развитии авиации СНГ" и Золотой медалью имени А.Н. Туполева "За выдающиеся работы в области авиационной науки и техники". Всех наград и званий, которые заслужил Г.В. Новожилов, трудно перечислить.
Но, к сожалению, жизнь человека имеет свои ограничения.
7 мая 2019 г. проститься с Генрихом Васильевичем пришло более семисот человек, многие годы работавшие с ним и знавшие его лично. В их числе много руководителей министерств и ведомств, руководители организаций и предприятий, работавшие многие годы и с Генеральным конструктором, и с ОКБ в целом. Проводили своего Генерального конструктора и многие Ильюшинцы. Генрих Васильевич похоронен на Федеральном военном мемориале "Пантеон защитников Отечества" в Мытищах. Рядом с ним похоронены многие конструкторы и ученые, посвятившие свои жизни повышению обороноспособности нашей Родины. Над его могилой пролетела тройка военно-транспортных самолетов Ил-76МД, отдав последние воинские почести Великому Конструктору.
С уходом Генриха Васильевича Новожилова завершилась эпоха ярких отечественных Генеральных конструкторов авиационной техники, которые продолжили дело своих предшественников и сделали все, чтобы советская авиация была в числе лидеров мировой авиации. Это касалось и военной, и гражданской авиации. В результате их работы родились семейства всемирно известных самолетов "Ил", "Ту", "Ан", "Як", "МиГ", "Су", "Бе".
Именем Генриха Васильевича названы три серийных Ильюшинских самолета - Ил-103, Ил-96-300 и Ил-76МД-90А.
Генрих Васильевич Новожилов оставил яркий след в отечественной и мировой авиации. Все, кто работал с ним, кто хоть раз соприкасался с таким Великим Человеком, Конструктором, Ученым, Гражданином своей страны, будут помнить его всегда. А человек жив до тех пор, пока его помнят!
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаСоюз». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 10, 2025
Аэрофлот открыл мемориальную доску в честь "фельдъегеря Победы" - легендарного пилота, доставившего в Москву Акт о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии в мае 1945 года
Декабрь 8, 2025
Участники Авиационного пресс-клуба соберутся на юбилейную XXV встречу
Декабрь 8, 2025
Путешествие без перегруза
Декабрь 15, 2025
США увеличили активность военной авиации вблизи Венесуэлы