Известия
7 февраля 2025, 06:35
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
В Москве завершилась национальная выставка инфраструктуры гражданской авиации
Как предлагают бороться с вражескими беспилотниками
В Москве завершилась национальная выставка инфраструктуры гражданской авиации NAIS-2025, она стала самой масштабной за всю 12-летнюю историю своего существования. В последний день мероприятия эксперты обсуждали технологии, которые позволяют обеспечить полеты БПЛА и пилотируемых воздушных судов в едином пространстве.
Отрасль беспилотной авиации находится в стадии становления, но уже через несколько лет она заставит трансформироваться всю гражданскую авиацию, и к этому необходимо готовиться - такой посыл звучал на сессии "Технологии обеспечения безопасности полетов в едином воздушном пространстве".
- Мы встречаемся с рассогласованностью действий различных служб, - рассказал директор конструкторского бюро ЛЭМЗ Научно-производственного объединения "Алмаз" Сергей Нестеров. - К примеру, в Санкт-Петербурге во время разрешенного полета дрона, работающего в интересах городских властей, одно из силовых ведомств посчитало, что БПЛА представляет угрозу, и нейтрализовало его. Благо при падении он никому не причинил вреда.
Но такие случаи нередки, и необходимо налаживать взаимодействие, чему должны способствовать средства идентификации, а именно транспондеры для БПЛА, отметил он. С помощью них авиационные власти смогут обеспечивать взаимодействие эксплуатантов воздушных судов с силовыми структурами и отслеживать в режиме реального времени все легальные БПЛА в воздухе.
Участники дискуссии отметили, что недостаточно идентифицировать аппараты, необходимо также научить автоматику взаимодействовать между собой, чтобы минимизировать их управление с земли.
- Проблема беспилотников в том, что они порой теряют связь с землей без всяких радиоэлектронных помех, - рассказал генеральный директор ассоциации "АЭРОНЕКСТ" Глеб Бабинцев. - Поэтому не исключены авиапроисшествия.
В ходе экспериментов членов ассоциации выяснилось, что самые безопасные - дроны, которые способны рассчитывать траектории движения друг друга и уклоняться от столкновения без команд с наземной станции контроля. Этому способствуют системы идентификации, продвинутые управляющие модули, а также компьютерное зрение. Поэтому в стандарты отрасли должны войти требования по включению в бортовое оборудование таких разработок, отметил Глеб Бабинцев.
О необходимости построения единой информационной системы мониторинга воздушного пространства говорил на сессии и руководитель направления Antidrone "Лаборатории Касперского" Владимир Туров. По его словам, объединенный информационный ресурс обеспечит связь аэродромных служб, силовиков и прочих контролирующих органов для принятия правильных решений.
Кроме того, новое программное обеспечение позволит создать беспилотники-перехватчики, которые будут наводиться на вражеские БПЛА самолетного типа. Это обезопасит зоны полетов от лишнего воздействия систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и позволит нейтрализовывать аппараты точечно, без засветки оборудования гражданской авиации, считает эксперт.
Создание единой системы управления необходимо и для построения сетей доставки грузов с помощью БПЛА, уточнили участники дискуссии.
Перевозка грузов с помощью БПЛА
БПЛА в 2024 году совершили 148 тыс. полетов, с 2021-го интенсивность их использования увеличилась более чем на 60%, рассказал замначальника Главного центра ЕС по ОрВД "Госкорпорации по организации воздушного движения в РФ" Александр Редкозубов. Опрошенные "Известиями" эксперты полагают, что цифру в 250-300 тыс. полетов в год получится преодолеть уже к 2030 году. Однако некоторые из них отмечают, что с ростом использования БПЛА увеличиваются и риски авиапроисшествий.
- На рынке огромное количество кустарных изготовителей, создающих продукцию на свой страх и риск из купленных элементов, - рассказал генеральный директор "Аврора-БАС" Дмитрий Третьяков. - Разнообразные летательные аппараты выпущены на рынок без должной систематизации, и иногда потребителям приходится выбирать лучшее среди плохого.
По его словам, назрела необходимость в государственном регулировании отрасли, в госприемке продукции для обеспечения качества и в единых стандартах производства. К сверхмалой авиации требуются такие же подходы со стороны авиационных властей, как и к большой.
При этом Александр Редкозубов отметил, что в 2024 году количество нарушений с используемыми в воздушном пространстве беспилотниками снизилось.
- Мы видим, что пользователи беспилотных авиационных систем (БАС) начинают читать нормативную базу и соблюдать законы, - отметил он.
В России сейчас есть несколько регионов, где активно продвигают авиационные беспилотные технологии. В частности, на Сахалине БПЛА используются как в гражданских, так и в военных целях. Они помогают находить очаги пожаров, несанкционированные свалки, доставляют малые грузы.
- Мы реализуем программу по созданию некапитальных, мобильных посадочных площадок для БАС в условиях Арктики, - рассказал руководитель проектного офиса Ямало-Ненецкого автономного округа Олег Клочков. - Мобильная площадка - это перевозимый на двух вездеходах ангар с модулем управления и связи, антенна, полотно для взлетно-посадочной полосы.
Такая сеть позволит быстро доставлять малые грузы в отдаленные районы Севера, для которых в короткие сроки задействовать вертолеты нерентабельно. Это, к примеру, медикаменты и продукты первой необходимости, отметил он. При этом, по его словам, перевозки грузов с помощью БПЛА пока нерентабельны из-за неразвитой инфраструктуры.
- Лет пять беспилотные авиационные системы будут дотационными. Потом все изменится, - полагает он.
Участники выставки надеются на создание не только полностью автономных летательных аппаратов, но и наземных роботизированных станций погрузки, позволяющих задействовать БПЛА круглосуточно без участия человека.
В этом году свою продукцию на NAIS представили более 140 компаний из России, Белоруссии, Китая и Ирана. Одним из основных событий стала презентация турбовентиляторного двигателя ПД-8 для импортозамещенных лайнеров SJ-100.
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот выступил партнером финала сезона фестиваля "Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ"
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот успешно протестировал сервис посадки на самолет по биометрии
Декабрь 22, 2025
"Аэрофлот" протестировал сервис "Мигом", обеспечивающий биометрическую идентификацию в аэропорту
Декабрь 22, 2025
В преддверии праздника в кемеровский аэропорт пришла новогодняя сказка