Госкорпорация Ростех
3 апреля 2025, 12:00
Крылатые заправщики
О первых способах дозаправки самолета в воздухе
Для военных летчиков дозаправка в воздухе считается одним из самых сложных элементов полета. Эта операция требует точного расчета скорости, правильной оценки дистанции и длительного удержания самолета в заданном положении, что предъявляет высокие требования к выдержке и мастерству пилотов. Особенно сложна дозаправка в неблагоприятных условиях: при облачности, плохой видимости, сильных воздушных возмущениях ("болтанке"), а также в ночное время.
В разные годы в авиации применялись различные методы и способы дозаправки топливом в полете. В качестве самолетов-заправщиков использовались разные типы крылатых машин, от поршневых до реактивных. О том, как происходило развитие отечественных систем и средств воздушной дозаправки, какие самолеты использовались для этой цели, как это происходит сейчас и какие перспективы имеют крылатые танкеры-заправщики - в нашем материале.
С чего начиналась дозаправка в воздухе
Бурное развитие военной авиации сопровождалось не только ростом скорости, потолка и боевой нагрузки самолетов. Круг задач непрерывно расширялся, и для выполнения многих из них крылатым машинам требовалось увеличить дальность полета и время нахождения в воздухе. Эти два важных параметра напрямую зависели от количества топлива на борту самолета.
Задачу пытались решить разными способами. Был построен и испытан целый ряд необычных систем, таких как, например, летающие "авианосцы" Владимира Вахмистрова. Разработанный им проект носил обозначение "Звено". В дальнейшем на базе "Звена" был создан проект СПБ - составного пикирующего бомбардировщика, включавшего в себя самолет-носитель ТБ-3 и пару истребителей И-16, подвешенных под плоскостями носителя.
Были и другие проекты самолетов, как подвешиваемых к тяжелым носителям, так и буксируемых за ними, но в силу объективных причин дальше опытных образцов дело в этом направлении не пошло. Более оптимальным и правильным решением вопроса увеличения времени и дальности полета явилась разработка системы воздушной заправки самолетов.
Теоретически любой самолет сможет держаться в воздухе и выполнять определенную задачу или несколько задач, пока работают его двигатели. В исправном состоянии они будут работать, пока имеется топливо. То есть гипотетически, применяя воздушную дозаправку, самолет сможет находиться в воздухе неограниченно долго при условии работоспособности его экипажа.
Кроме увеличения продолжительности полета, дозаправка в воздухе дает еще одно значительное преимущество. Дело в том, что в ЛТХ любого самолета есть важная характеристика, известная как максимальная взлетная масса. Эта цифра обозначает максимально возможную массу летательного аппарата, при которой он способен безопасно осуществить взлет. Как известно, в максимальную взлетную массу любого самолета входит не только определенный запас топлива на его борту, но и полезная нагрузка. Соответственно, имея возможность дозаправиться в полете, допускается взлет с бОльшим весом полезной нагрузки, а запас горючего на борту можно будет пополнить в воздухе. Проще говоря, если есть возможность дозаправки в воздухе, то самолету можно выполнять взлет с меньшим количеством топлива, но с большей полезной нагрузкой, а потом уже в полете нужное количество топлива получить от заправщика. Это обстоятельство в несколько раз повышает эффективность боевого применения.
Но с чего же начиналась, собственно, сама воздушная дозаправка? Самые первые попытки "дозаправки" были сделаны еще в 1912 году. Это было примитивно и достаточно рискованно, потому что первоначально дозаправка представляла собой просто передачу канистр с бензином с одного аэроплана на другой. Однако уже в 1920-е годы была опробована и проведена успешная дозаправка топливом через шланг, перекинутый с самолета на самолет. Топливо переливалось самотеком, никаких средств перекачки не предусматривалось. Самолет-заправщик находился сверху заправляемого, а сам шланг подачи топлива надо было ловить вручную и вручную же вставлять его в заправочную горловину. Так дозаправка в воздухе выглядела в США, и американцы в этом деле выступили пионерами.
Несколько позже, в конце 1920-х - начале 1930-х годов, опыты по воздушной дозаправке начали проводить французы и англичане. Так, в 1931 году впервые была продемонстрирована дозаправка между двумя двухмоторными транспортными самолетами "Vickers Virginia", при этом использовался шланг с предохранительным клапаном. Это были самые первые шаги, которые были еще очень несовершенны, примитивны, малоэффективны и опасны для самолета и экипажа.
Первые отечественные работы по дозаправке в воздухе
В Советском Союзе работы в данном направлении также проводились. В начале 1930-х годов под руководством летчика, изобретателя и энтузиаста П.И. Гроховского был разработан самолет-заправщик, или "летающий танкер", на базе многоцелевого самолета-биплана Р-5. Впоследствии темой опытных работ по дозаправке в воздухе официально начали заниматься в НИИ ВВС. Работы эти велись под руководством главного инженера А.К. Запанованного и летчика-инженера И.П. Белозерова.
Система дозаправки работала следующим образом. На самолет Р-5 устанавливались дополнительные топливные баки (основным являлся большой подфюзеляжный бак емкостью 550 литров), а также ручная лебедка с металлизированным шлангом. На конце шланга имелся четырехкилограммовый груз, по форме напоминавший грушу. В качестве заправляемого самолета использовался двухмоторный цельнометаллический бомбардировщик-моноплан ТБ-1.
Кабины обоих самолетов были открытыми, что упрощало задачу передачи-приема топливного шланга. Находящийся во второй кабине ТБ-1 бортмеханик должен был вручную поймать эту самую грушу, удержать, что было совсем нелегко, и вставить конец шланга с клапаном в заправочную горловину, после чего топливо начинало передаваться на борт самолета. В данном случае горючее шло самотеком, поэтому заправщик Р-5 должен был лететь выше заправляемого ТБ-1.
В ходе испытаний подтвердилась жизнеспособность самой идеи воздушной дозаправки, и, несмотря на определенную примитивность, система работала, и довольно успешно. В дальнейшем в качестве самолета-заправщика вместо Р-5 стали использовать специально оборудованный дополнительными баками ТБ-1. Были получены весьма обнадеживающие результаты: в одном из полетов заправляемый ТБ-1 продержался в воздухе 25 часов.
С появлением тяжелого четырехмоторного бомбардировщика ТБ-3 функции крылатого танкера возложили на него. Малоизвестный факт: в Советском Союзе летом 1936 года проводились экспериментальные работы по дозаправке в воздухе истребителей И-5 и И-16 от заправщика ТБ-3. При этом на истребителях устанавливалось специальное оборудование, включавшее заливную горловину и отсечный клапан. Приемная горловина располагалась в непосредственной близости от пилотской кабины, и летчик мог дотянуться до нее рукой.
Дальнейшие исследовательские работы по теме воздушной дозаправки прервала Великая Отечественная война. Созданные в предвоенный период системы воздушной дозаправки не получили массового распространения не только в Советском Союзе, но и в других странах мира. В целом проведенные работы оказались достаточно успешными, но вот сам процесс ручной дозаправки в воздухе оказался тяжелым и очень рискованным.
Перед войной завершился первый, начальный этап создания и развития систем воздушной дозаправки. Наступала эра реактивной авиации, которая совместно с научно-техническим прогрессом поставила перед авиацией новые цели и открыла новые возможности. В послевоенный период дозаправка в воздухе получила новый ощутимый импульс к своему дальнейшему развитию.
Продолжение следует...
Авторские права на данный материал принадлежат «Госкорпорация Ростех». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот выступил партнером финала сезона фестиваля "Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ"
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот успешно протестировал сервис посадки на самолет по биометрии
Декабрь 23, 2025
Стали известны новые подробности развития санитарной авиации в Мордовии в рамках нацпроекта
Декабрь 23, 2025
Рейс Екатеринбург - Душанбе задержали почти на 10 часов
